Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Кльован С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Дзейта Турпали Романовича на решение Головинского районного суда адрес от 25 апреля 2023 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Дзейта Турпали Романовича к Военному комиссариату (объединенного) адрес, Военному комиссариату адрес об отмене решения призывной комиссии и предоставлении отсрочки от прохождения воинской службы - оставить без удовлетворения",
УСТАНОВИЛА:
Дзейт Т.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссариату (объединенного) адрес, военному комиссариату адрес об отмене решения призывной комиссии и предоставлении отсрочки от прохождения военной службы, мотивируя свои требования тем, что он является студентом 5 курса очной формы обучения МГРИ-РГГРУ им. фио, Специальность - 21.05.03 "технология геологической разведки", специализация N3 - "Технология и техника месторождений полезных ископаемых". Решением призывной комиссии от 18 декабря 2017 года Дзейту Т.Р. предоставлено отсрочка от призыва на военную службу до 2022 года, на период обучения в высшем учебном заведении. 18 апреля 2022 года Дзейт Т.Р. был отчислен из учебного заведения по собственному желанию в связи с наличием семейных обстоятельств путем подачи заявления, что подтверждается выпиской из приказа N18-04/386 от 20 апреля 2022 года. 12 августа 2022 года Дзейт Т.Р. был восстановлен в тот же ВУЗ, на ту же учебную программу и ту же специализацию путем подачи заявления о восстановлении N 18-04/827 от 12 августа 2022 года. 14 ноября 2022 года Дзейт Т.Р. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности Б-3) и призван на военную службу. В настоящее время административный истец продолжает свое обучение в ВУЗе, академических задолженностей не имеет, учебную дисциплину не нарушает, и так как он был отчислен по собственному желанию и срок его отсрочки не был увеличен, то административный истец полагает, что в соответствии с п. 2 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", его право на отсрочку должно быть сохранено.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Головинского районного суда адрес от 25 апреля 2023 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции, Дзейт Т.Р, паспортные данные состоит на учете в ОВК адрес.
Согласно выписке из приказа N 18-04/386 от 20 апреля 2022 года ФГБОУ ВО "Российский государственный геологоразведочный университет имени фио" Дзейт Т.Р. отчислен с 5 курса очной формы обучения с 18 апреля 2022 года, причина отчисления: по собственному желанию, основания: личное заявление студента с визами исполняющего обязанности проректора по учебной работе и декана факультета.
В соответствии со справкой из ФГБОУ ВО "Российский государственный геологоразведочный университет имени фио" N 323 от 07 сентября 2017 года Дзейт Т.Р. поступил в указанное высшее учебное заведение в 2017 году (приказ о зачислении N 18-04/642 от 03 августа 2017 года), окончание обучения - 2022 год.
Решением призывной комиссии от 18 декабря 2017 года Дзейту Т.Р. предоставлено отсрочка от призыва на военную службу до 2022 года, на период обучения в высшем учебном заведении.
Согласно выписке из приказа N 18-04/827 от 12 августа 2022 года ФГБОУ ВО "Российский государственный геологоразведочный университет имени фио" Дзейт Т.Р. восстановлен для обучения на 5 курс по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с 01 сентября 2022 года на вакантное бюджетное место на основании личного заявления студента.
В соответствии со справкой от 24 ноября 2022 года ФГБОУ ВО "Российский государственный геологоразведочный университет имени фио" Дзейт Т.Р. является студентом ФГБОУ ВО "Российский государственный геологоразведочный университет имени фио" 5 курса очной формы обучения факультета технологии разведки и разработки, обучается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, приказ о зачислении от 03 августа 2017 года N 18-04/642, начало обучения 01 сентября 2017 года, окончание обучение 31 августа 2023 года.
Согласно выписке из протокола N5 решения призывной комиссии адрес от 14 ноября 2022 года Дзейт Т.Р. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности Б-3) и призван на военную службу.
14 ноября 2022 года Дзейт Т.Р. отказался от вручения повестки для отправки к месту прохождения военной службы, о чем составлен соответствующий акт.
Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что решение призывной комиссии принято в установленном порядке, в пределах предоставленной законом компетенции, права административного истца при этом не нарушены, поскольку Дзейт Т.Р. был зачислен в ФГБОУ ВО "Российский государственный геологоразведочный университет имени фио" 03 августа 2017 года, срок получения образования по указанной программе специалитета составляет 5 лет, таким образом, отсрочка от призыва на военную службу действовала с начала обучения 01 сентября 2017 года по 31 августа 2022 года.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Обязанность по несению военной службы в соответствии с федеральным законом гражданами Российской Федерации установлена частью 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации также закрепляет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3 статьи 43).
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 апреля 2018 года 15-П, закрепление Конституцией Российской Федерации в числе основных конституционных прав права каждого на образование подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) высшего образования.
Для обеспечения баланса между указанной целью и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства, укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва на военную службу в Федеральном законе от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В силу пункта 1 статьи 26 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются установленные законом обязанности, в том числе обязанности по предоставлению отсрочки от призыва на военную службу (пункт 1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ).
Так, в соответствии с абзацем 7 подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию по программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.
Также, исходя из абзаца 9 названного подпункта право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию по программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
В силу абзаца 13 подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Исходя из абзаца 15 абзаца 13 подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином, восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, а также учитывая, что отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена Дзейту Т.Р. с начала обучения по программе специалитета с 01 сентября 2017 года по 31 августа 2022 года, при этом административный истец отчислился из ВУЗа по собственному желанию и восстановился 12 августа 2022 года, срок его обучения в образовательной организации увеличился до 31 августа 2023 года, в связи с чем Дзейтом Т.Р. утрачено право на сохранение отсрочки от призыва на военную службу, а утверждение административного истца об обратном основаны на неверном толковании норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем, судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; по настоящему делу такая необходимая совокупность отсутствует, у судебной коллегии не имеется оснований полагать оспариваемое решение незаконным и нарушающим права административного истца.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Головинского районного суда адрес от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 31 августа 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.