Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи Кльован С.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1907/2022 по административному исковому заявлению Макаревича... к Министерству юстиции РФ о признании незаконным и отмене решения о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить данные сведения из реестра
по апелляционной жалобе представителя Макаревича А.В. - Передрука А.Д. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 10 ноября 2022 г, заслушав доклад судьи фио, выслушав объяснения представителя Министерства юстиции РФ - фио, полагавшего решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
решением Замоскворецкого районного суда адрес от 10 ноября 2022 г. в удовлетворении названного выше административного иска отказано.
Рассматривая дело и разрешая спор по существу, суд исследовал заявленные основания иска, связанные с нарушением прав Макаревича А.В. оспариваемым распоряжением Министерства юстиции РФ от 2 сентября 2022 г. (далее - Распоряжение), поскольку оно является дискриминационным, повлекло вмешательство в его права и свободы на выражение мнения, умаляет его достоинство. Также Макаревич А.В. оспаривал вывод в Распоряжении о том, что он осуществлял политическую деятельность в интересах иностранных источников либо под их воздействием.
Исследуя указанные обстоятельства, суд принял во внимание возражения Министерства юстиции РФ, оценил представленные доказательства, и дал им оценку с учетом установленных законом критериев иностранного агента, определений форм политической деятельности.
В апелляционной жалобе представителя Макаревича А.В. - Передрука А.Д. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходила из следующего.
Суду представлено распоряжение Министерства юстиции РФ от 2 сентября 2022 г. N 1180-р о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, Макаревича... (л.д. 26).
Из содержания Распоряжения видно, что оно вынесено зам. министра Министерства юстиции РФ фио в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".
Названный Федеральный закон (нормы которого приведены в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), как следует из его содержания, предусматривает правовое регулирование, допускающее признание физического лица (независимо от гражданства) выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного источника политическую деятельность.
В части 1 ст. 2.1 названного Федерального закона даны признаки политической деятельности, согласно которым таковой признается деятельность в переделенных сферах, включая обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Данной нормой права определены формы осуществления политической деятельности, в частности - распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике.
Согласно части 3 названной статьи на основании информации, представляемой в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, который размещается в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" данного списка устанавливается указанным органом. В случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление (уведомление) в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Решение о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд.
В соответствии с этим Министерство юстиции РФ представило доказательства того, что в его адрес поступили материалы из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, из Главного управления по противодействию экстремизма МВД России в отношении Макаревича А.В, свидетельствующие о его участии в период с апреля 2021 г. по апрель 2022 г. в такого рода политической деятельности в форме распространения его мнения о принимаемых государственными органами Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, а именно: критика Макаревичем А.В. законодательного регулирования института "иностранных агентов", принятых в Российской Федерации законодателем мер по защите здоровья населения в период пандемии, высказывания о СВО как о войне, ее причинах в сравнении причинами начала Второй мировой войны, которые Макаревич А.В. объяснял личной ненавистью Гитлера к евреям.
Свои высказывания Макаревич А.В. распространил в социальных сетях, таких как "Facebook", "Instagram", "Telegram", "YouTube", в интервью с телеканалом Настоящее время (признан иностранным агентом 5 декабря 2017 г.) с интернет-изданием "The Insider" (признан иностранным агентом 23 июля 2021 г.), в интервью... фио
Данные факты подтверждены исследованными судом доказательствами и применительно к названным выше нормам права давали основания для отказа в удовлетворении административного иска, дополнительно принимая во внимание то, что сам Макаревич А.В. не подал заявление в порядке ч. 2 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", определяющей, что физическое лицо, деятельность которого подпадает под признаки, указанные в части 1 настоящей статьи, обязано в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, подать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию осуществлять деятельность, связанную с выполнением функций иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, в установленном им порядке.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить, ссылаясь на несогласие с ним Макаревича А.В. по мотивам недоказанности установленных судом обстоятельств, нарушения и неправильного применения закона, наличии признаков дискриминации, вмешательство в право на свободу выражения мнения и в право на частную жизнь.
Однако доводы апелляционной жалобы преимущественно сводятся к цитированию закона без их связи с конкретными обстоятельствами, которые бы подтверждали нарушения, о которых заявлено в жалобе.
При этом заявитель, отрицая политическую деятельность Макаревича А.В, не отрицает правильность установленных судом первой инстанции обстоятельств выражения Макаревичем А.В. мнения по указанным выше темам, которые в смысле, определяемом Федеральным законом от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", имеют признаки политической деятельности, содержание которых раскрыто выше.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, ставящие по сомнение, что сравнительная оценка Макаревича А.В. СВО с войной, развязанной Гитлером, высказана не в интересах Российской Федерации, а в интересах иностранных источников, понятие которых содержится в ст. 2.1 названного Федерального закона.
Доводы жалобы о том, что применение к Макаревичу А.В. норм указанного Федерального закона ставит его в менее неблагоприятное положение по сравнению с другими публичными деятелями, а потому является дискриминацией, основано на неправильном понимании дискриминации как правовой категории, имея в виду, что допущенные в отношении Макаревича А.В. ограничения основаны исключительно на законе.
В апелляционной жалобе заявитель также утверждает, что сбор информации в отношении Макаревича А.В. явился необоснованным вмешательством в его право на уважение частной жизни.
Однако это утверждение не учитывает, что такая информация распространялась самим Макаревичем А.В. и находилась в общем доступе.
Умаление достоинства личности Макаревича А.В. заявитель жалобы связывает с политической мотивацией, не учитывая, что решение суда по данному делу основано исключительно на достоверных фактах, которые получили оценки только в рамках сферы действия Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".
Руководствуясь ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 10 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Замоскворецкий районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.