Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи фио, с участием прокурора фио, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1670/2023 по административному исковому заявлению Шмидта... к участковой избирательной комиссии избирательного участка N 974 адрес (далее - участковая комиссия, комиссия) о признании незаконным решения об отказе во включении в список избирателей
по апелляционной жалобе Шмидта В.М. и его представителя фио на решение Преображенского районного суда адрес от 11 сентября 2023 г, заслушав доклад судьи фио, выслушав объяснения представителя участковой избирательной комиссии избирательного участка N 974 адрес - фио, заключение прокурора фио, полагавших решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
решением Преображенского районного суда адрес от 11 сентября 2023 г. в удовлетворении названного выше административного иска отказано.
Рассматривая дело и разрешая спор по существу, суд исследовал заявленные основания иска, связанные с нарушением права Шмидта В.М, не имеющего регистрации по месту жительства и пребывания в адрес, на включение его в списки избирателей на выборах Мэра адрес в соответствии с его заявлением от 9 сентября 2023 г.
Исследуя указанные обстоятельства, суд принял во внимание возражения представителя участковой избирательной комиссии избирательного участка N 974 адрес, оценил представленные доказательства и пришел к выводу о том, что заявление Шмидта В.М. рассмотрено комиссией в день его подачи (9 сентября 2023 г.), в его удовлетворении обоснованно отказано.
В апелляционной жалобе Шмидта В.М. и его представителя фио ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходила из следующего.
Пунктом 17 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что законом может быть предусмотрено, что избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту своего жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума, образованных или определенных решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, участников референдума, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.
Такими законами в настоящее время являются Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 29.05.2023) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 29.05.2023) "О выборах Президента Российской Федерации".
Нормы Закона адрес от 06.07.2005 N 38 (ред. от 31.05.2023) "Избирательный кодекс адрес" не предусматривают возможности включения в списки избирателей лиц, не имеющих регистрации по месту жительства в адрес.
Из материалов дела усматривается, что эти требования в отношении Шмидта В.М, который не имеет регистрации по месту жительства в адрес, соблюдены в обжалуемом решении комиссии от 9 сентября 2023 г.
С доводами апелляционной жалобы, в которых утверждается о нарушении прав Шмидта В.М, согласиться нельзя.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона адрес от 28.06.1995 (ред. от 28.12.2022) "Устав адрес" жители адрес (марка автомобиля) - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в адрес, независимо от сроков проживания, паспортные данные и национальности. Жители адрес в своей совокупности образуют городское сообщество.
Нормами Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона).
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно (ст. 5 того же Закона).
Таким образом, приведенные законоположения в их связи с нормами избирательного права позволяют сделать вывод о том, что регистрационный учет по месту жительства имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации марка автомобиля своих прав на участие в выборах Мэра адрес, предусматривая исполнение ими обязанности зарегистрироваться по месту жительства.
Неисполнение административным истцом, имеющим паспорт гражданина Российской Федерации, указанной обязанности не лишает его возможности участвовать в выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации и Президента Российской Федерации, но в силу прямого запрета, установленного нормами Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не допускает участие в выборах Мэра адрес.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Преображенского районного суда адрес от 11 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Преображенский районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.