Московский городской суд в составе: судьи Михалевой Т.Д., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4574/2023 по административному исковому фио к Государственному бюджетному учреждению адрес "Городской центр имущественных платежей", Управлению Росреестра по адрес, ППК "Роскадастр" о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений, просил о признании незаконными действий ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу адрес, с кадастровым номером 77:01:0001051:3570 в размере сумма, выразившиеся в составлении Акта об утверждении кадастровой стоимости АОКС-77/2021/000093 от 26.04.2021; обязании устранить допущенные нарушения путём аннулирования указанного Акта в части, определяющей кадастровую стоимость спорного нежилого помещения по состоянию на 26.03.2021, признании незаконными действий Управления Росреестра по адрес по формированию и направлению сведений в отношении этого же нежилого помещения, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости по состоянию на 26.03.2021; признании незаконными действий Управления Росреестра по адрес по внесению 30.04.2021 в ЕГРН изменений в сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с измененной кадастровой стоимостью в размере сумма; обязании исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости спорного помещения по состоянию на 26.03.2021 в размере сумма и внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 21 ноября 2019 года по делу N 3a-3393/2019, с учетом изменений по определению, вынесенному Судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 июля 2020 года по делу N 66а-1568/2020.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что фио до 04.03.2022 на праве собственности принадлежало помещение с кадастровым номером 77:01:0001051:3570, расположенное по адресу: адрес. Кадастровая стоимость помещения по состоянию на 26.03.2021 составляет сумма. Сведения были внесены на основании акта ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" N АОКС 77/2021/000093 от 26.04.2021. Вместе с тем, на указанную дату качественные и количественные характеристики объекта недвижимости, рыночная стоимость которого была определена по состоянию на 1 января 2018 года вышеуказанными судебными актами, не изменились, в связи с чем, и отсутствовали основания для изменения кадастровой стоимости.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители Департамента городского имущества адрес, Правительства Москвы, Государственного бюджетного учреждения адрес "Городской центр имущественных платежей", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве просили в удовлетворении требований отказать по доводам письменных возражений.
Представители публично-правовой компании "Роскадастр", АКБ "АБСОЛЮТ БАНК" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения сторон по делу о времени и месте судебного разбирательства, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителей явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:
1) созданием объекта недвижимости, являющегося зданием или сооружением (за исключением многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, создание которых осуществлялось с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", многоквартирного дома, созданного жилищно-строительным кооперативом, а также объекта недвижимости, созданного с привлечением средств нескольких лиц, в отношении которого на момент обращения застройщика с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию между застройщиком и иным лицом (иными лицами) не достигнуто соглашение о возникновении прав на созданные здание, сооружение или на все расположенные в таких здании, сооружении помещения, машино-места), на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона, - в отношении таких здания, сооружения или расположенных в таких здании, сооружении помещений, машино-мест;
1.1) созданием объекта недвижимости, для строительства, реконструкции которого не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
1.2) созданием объекта незавершенного строительства;
2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10, 12 части 5 настоящей статьи;
3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Приведенные нормы не допускают произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывают возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в ЕГРН, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.
Судом установлено, что фио до 04.03.2022 на праве собственности принадлежало помещение с кадастровым номером 77:01:0001051:3570, расположенное по адресу: адрес.
Решением Московского городского суда от 21 ноября 2019 года, измененным апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 июля 2020 года кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в рыночном размере по состоянию на 01.01.2018 и действующая с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года определена в размере сумма.
На основании акта ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" N АОКС 77/2021/000093 от 26.04.2021 кадастровая стоимость помещения по состоянию на 26.03.2021 определена в размере сумма.
Основанием для пересчета кадастровой стоимости, как пояснил в судебном заседании представитель Государственного бюджетного учреждения адрес "Городской центр имущественных платежей" послужило письмо из Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 19.04.2021.
Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, сведения, представленные ГБУ "Центр имущественных платежей", об изменении качественных и количественных характеристик спорного помещения не нашли своего подтверждения, и опровергнуты материалами регистрацинного дела, истребованного судом из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
При этом суд считает необходимым обратить внимание на тот факт, что при отсутствии сведений об изменении характеристик объекта, установленная решением суда кадастровая стоимость спорного объекта по состоянию на 1 января 2018 года, является достоверной и правильной, действующей с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года.
Признание оспоренного ненормативного правового акта или решения недействительным, а действий (бездействия) незаконными возлагает на государственные обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
В связи с чем, суд считает необходимым признать незаконными вышеуказанные действия ГБУ "Центр имущественных платежей" по изменению кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости и обязать устранить допущенные нарушения.
В части требований о признании незаконными действий Управления Росреестра по адрес по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении нежилого помещения расположенного по адресу адрес, с кадастровым номером 77:01:0001051:3570 послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости по состоянию на 26.03.2021, суд считает необходимым отказать, поскольку письмо об изменении характеристик спорного помещения, которое явилось по утверждению ГБУ "Центр имущественных платежей" основанием для изменения кадастровой стоимости, Управлением не направлялись, а были направлены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" требования к которой административным истцом заявлены не были.
Суд считает необоснованными и не соответствующими действующему законодательству, требования о признании незаконными действия Управления Росреестра по адрес по внесению 30.04.2021 в ЕГРН изменений в сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости расположенного по адресу адрес, с кадастровым номером 77:01:0001051:3570 в размере сумма согласно Акту ГБУ "Центр имущественных платежей" об утверждении кадастровой стоимости АОКС-77/2021/000093 от 26.04.2021, поскольку данная обязанность закреплена Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", а проверка правомерности принятого бюджетным учреждением решения не входит в обязанности Управления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что настоящее решение является основанием для исключения сведений из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости расположенного по адресу адрес, с кадастровым номером 77:01:0001051:3570 по состоянию на 26.03.2021 в размере сумма, и внесении установленной решением Московского городского суда от 21 ноября 2019 года по делу N 3a-3393/2019 в редакции апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 июля 2020 года по делу N 66а-1568/2020 кадастровой стоимости указанного помещения по состоянию на 1 января 2018 года в размере сумма и действующей на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости расположенного по адресу адрес, с кадастровым номером 77:01:0001051:3570 в размере сумма, выразившиеся в составлении Акта об утверждении кадастровой стоимости АОКС-77/2021/000093 от 26.04.2021 г.
Обязать ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения, аннулировать акт об утверждении кадастровой стоимости АОКС-77/2021/000093 от 26.04.2021. в части, определяющей кадастровую стоимость нежилого помещения расположенного по адресу адрес, с кадастровым 77:01:0001051:3570 по состоянию на 26.03.2021.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Настоящее решение является основанием для исключения сведений из Единого государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого помещения, расположенного по адресу адрес, с кадастровым номером 77:01:0001051:3570 по состоянию на 26.03.2021 в размере сумма, и внесении установленной решением Московского городского суда от 21 ноября 2019 года по делу N 3a-3393/2019 в редакции апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 июля 2020 года по делу N 66а-1568/2020 кадастровой стоимости указанного помещения по состоянию на 1 января 2018 года в размере сумма
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.