Московский городской суд в составе судьи фио, при помощнике Футерко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5301/2023 по административному исковому заявлению ЗАО "Инвестреконструкция" о признании незаконным решения об отказе в пересчете кадастровой стоимости, возложении обязанности произвести пересчет кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Инвестреконструкция" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей" (далее - Учреждение) об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, указывая на то, что является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003026:1104, площадью 10 223, 6 кв. м, расположенного по адресу: адрес.
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" в размере 971 093 655, 56 руб.
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года" в размере 1 011 795 238, 47 руб.
Не соглашаясь с указанной кадастровой стоимостью, административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлениями об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровых стоимостей спорного объекта недвижимости, указав, что ГБУ "Центр Имущественных Платежей", по его мнению, в отношении спорного объекта недвижимости допущена методологическая ошибка, в части не использования для расчетов установленную на дату определения 01.01.2016 кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости.
Решениями Учреждения от 9 марта 2023 года N 145/23 и N 146/23 в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости отказано.
Административный истец просит признать незаконными указанные решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 9 марта 2023 года N 145/23, N 146/23 об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003026:1104 и обязать Учреждение произвести перерасчет кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года и на 1 января 2021 года, применив в качестве исходных данных, определенную по состоянию на 1 января 2016 года, рыночную стоимость объекта капитального строительства в размере 822 958 000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представители ГБУ "Центр имущественных платежей", Департамента городского имущества города Москвы возражали против удовлетворения заявленных требований, указав, что оспариваемые решения являются законными, соответствуют действующим нормативным правовым актам, права и охраняемые законом интересы административного истца не нарушают.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ППК "Роскадастр" не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении административного дела.
Выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) установилвнесудебную процедуру оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (положения статей 20, 21, 22.1 Закона N 237-ФЗ), в том числе путем рассмотрения бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:
1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона N 237-ФЗ).
Пунктами 23 и 24 статьи 21 Закона N 237-ФЗ установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ЗАО "Инвестреконструкция" является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003026:1104, площадью 10 223, 6 кв. м, расположенного по адресу: адрес.
Из объяснений сторон, материалов дела, усматривается, что кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003026:1104, расположенного по адресу: адрес, по состоянию на 1 января 2016 года утверждена постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП в размере 1 116 576 301, 45 руб.
Решением Московского городского суда от 19 декабря 2017 года по административному делу N 3а-1769/2017, кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года установлена равной рыночной на основании заключения судебной оценочной экспертизы, выполненной экспертами ООО "Лаборатория независимой оценки "Болари", в размере 822 958 000 руб.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, земельных участков, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2018 года.
В соответствии с указанным правовым актом кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2018 года в размере 971 093 655, 56 руб.
По состоянию на 1 января 2021 года кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003026:1104 утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости недвижимости в городе Москве" утверждена в размере 1 011 795 238, 47 руб.
Не согласившись с указанными кадастровыми стоимостями объекта капитального строительства, установленными по состоянию на 1 января 2018 и 2021 годов, административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлениями об исправлении методологических ошибок, допущенных при их определении.
Решениями Учреждения от 9 марта 2023 года N 145/23, N 146/23 в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости ЗАО "Инвестреконструкция" отказано.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.
Пунктом 2.4 Методических указаний предусмотрено, что в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7.2 Методических указаний установлено, что определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется одним из следующих способов (методов):
1) метод статистического (регрессионного) моделирования.
2) метод типового (эталонного) объекта недвижимости.
3) метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС).
4) метод индексации прошлых результатов.
Подпунктом 7.2.4 пункта 7.2 Методических указаний предусмотрено, что метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки.
Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Указаний.
Согласно пункту 8.6 Методических указаний в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Приведенные выше положения Методических указаний не содержат требований обязывающих использовать метод индексации прошлых результатов, при определении кадастровой стоимости на новый период. Данные положения допускают применения такого метода только в случае невозможности использования иных методов сравнительного подхода для объектов капитального строительства и в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Методических указаний.
Из представленных разъяснений, связанных с определением оспариваемой кадастровой стоимости, усматривается, что при оценке спорного объекта капитального строительства применялся сравнительный подход, метод статистического (регрессивного) моделирования. Объект справедливо отнесен к 6 оценочной группе "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", подгруппе 6.1 "Объекты офисно-делового назначения (основная территория)".
Фактическое использование спорного здания под размещение офисов подтверждается представленным в материалы дела актом N 91228270/ОФИ обследования спорного здания, заключением судебной оценочной экспертизы, проведенной в рамках административного дела N 3а-1769/2017, и административным истцом не оспаривается.
Метод индексации прошлых результатов, в том числе с использованием результатов кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 822 958 000 рублей, при определении оспариваемой кадастровой стоимости, не применялся, что соответствует положениям Методических указаний.
Таким образом, при определении кадастровой стоимости спорного здания по состоянию на 01.01.2016, 01.01.2021 использовались достоверные сведения об объекте недвижимости, выбор метода оценки предоставлен законодателем органу, проводящему соответствующую оценку, следовательно, методологической ошибки при определении оспариваемой кадастровой стоимости Учреждением не допущено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления ЗАО "Инвестреконструкция" следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ЗАО "Инвестреконструкция" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 1 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.