Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел X
Характеристика подпрограммы 3
"Организация деятельности в области использования результатов космической деятельности в Ненецком автономном округе"
1. Паспорт подпрограммы 3
"Организация деятельности в области использования результатов космической деятельности в Ненецком автономном округе"
Наименование подпрограммы |
"Организация деятельности в области использования результатов космической деятельности в Ненецком автономном округе" (далее - подпрограмма 3) |
Ответственный исполнитель |
Комитет по информатизации Ненецкого автономного округа |
Участники подпрограммы |
КУ НАО "НИАЦ" |
Цели подпрограммы |
Информационно-аналитическое обеспечение пользователей (органов власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц) информацией дистанционного зондирования Земли различного пространственного разрешения; Создание систем спутникового мониторинга объектов и процессов на территории Ненецкого автономного округа. |
Задачи подпрограммы |
Создание региональной инфраструктуры пространственных данных включающей в себя: создание Единой региональной геоинформационной системы Ненецкого автономного округа; создание регионального картографического банка данных; создание региональной геоинформационной системы территориального планирования (далее - РГИС ТП); создание системы мониторинга нефтегазового комплекса; создание системы мониторинга управления чрезвычайными ситуациями; создание системы высокоточного позиционирования (СВТП); создание региональной навигационно-информационной системы. |
Перечень целевых показателей |
Доля органов государственной власти и местного самоуправления, использующих актуальный базовый картографический комплекс для принятия управленческих решений; Доля территории округа, покрытая актуальными космическими снимками высокого разрешения (в т.ч. снимками Роскосмоса; Доля автотранспорта, работающего в едином телематическом пространстве транспортного комплекса. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Срок реализации - 2015-2017 гг. Этапы подпрограммы не выделяются. |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы (в разбивке по источникам финансирования) |
Финансирование подпрограммы осуществляется из средств бюджета Ненецкого автономного округа: общий объем - 71 730,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2015 г. - 26 968,3 тыс. рублей; 2016 г. - 23 586,4 тыс. рублей; 2017 г. - 21 175,5 тыс. рублей; в том числе окружной бюджет: общий объем - 71 730,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2015 г. - 26 968,3 тыс. рублей; 2016 г. - 23 586,4 тыс. рублей; 2017 г. - 21 175,5 тыс. рублей. |
2. Характеристика сферы реализации подпрограммы 3
Геополитические особенности Ненецкого автономного округа (отдалённое местоположение, протяжённая территория с разнообразным рельефом и климатом (176 700 кв. км), высокая доля слабо освоенных и труднодоступных зон, большие запасы природных ресурсов и другие факторы) объективно приводят к необходимости использования таких преимуществ космических систем, как глобальность и непрерывность связи, управления и передачи данных, навигационного, гидрометеорологического, картографического и других видов обеспечения.
Использование авиационного транспорта и зимников (сезонных дорог) не позволяет получать сведения постоянно и, таким образом, отсутствует возможность получения регулярного общего представления о происходящем в регионе.
В этих условиях эффективное использование результатов космической деятельности, и их интеграция с реальными процессами обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа и населения округа приобретает значение стратегического фактора для дальнейшего ускорения социально-экономического развития региона.
Основным и наиболее широко используемым результатом космической деятельности в гражданских целях является информация, полученная на основе технологии дистанционного зондирования Земли (далее - ДЗЗ).
ДЗЗ - наблюдение поверхности Земли авиационными и космическими средствами, оснащёнными различными видами съёмочной аппаратуры.
Наиболее перспективными направлениями использования дистанционного зондирования Земли в целях ускорения социально-экономического развития регионов являются цифровое картографирование территорий с целью информационного обеспечения кадастровых работ, градостроительной деятельности и планирования территориального развития.
Современные технические средства позволяют принимать изображения с искусственных спутников Земли на персональный компьютер, а новейшие программные средства дают возможность быстро обрабатывать эту информацию, вести её электронные архивы, что делает её доступной для самого широкого круга пользователей. Поэтому спутниковые снимки становятся повседневным источником объективной и актуальной информации для эффективного управления территориальным развитием, рационального использования ресурсов, создания здоровой среды обитания и улучшения состояния здоровья населения, повышения безопасности населения и объектов инфраструктуры.
В 2011 году КУ НАО "НИАЦ" были приобретены космические снимки со спутников RapidEye, с пространственным разрешением 6,5 м на территорию 15 280 кв.км. За два года с использованием материалов ДДЗ было выявлено 124 незарегистрированных объекта общей площадью 254,4 Га. После устранения нарушений и постановки на кадастровый учет незарегистрированных участков, доходы бюджета от аренды участков и за счет налоговых поступлений значительно превысили затраты на космическую съемку.
Вторым широко применяемым результатом космической деятельности является создание космических систем позиционирования и навигации (высокоточного определения местоположения - координат) соответственно стационарных и мобильных объектов и (или) субъектов, оснащённых приёмниками систем спутникового позиционирования.
Основное направления использования данных систем мониторинг и управление различных сфер деятельности (местоположения (состояния) и управления автотранспортом и т.д.).
Однако в настоящее время в Ненецком автономном округе отсутствуют или получили недостаточное развитие многие компоненты, необходимые для эффективного использования результатов космической деятельности.
При планировании геофизических изысканий, проведении проектных работ на осваиваемых месторождениях, проектировании и прокладке коммуникаций, в том числе муниципального уровня, необходимо проводить предварительное изучение больших по площади территорий с целью выявления уже существующих техногенных объектов, природных ландшафтов, доступности некоторых районов и т.д. В настоящее время для предварительного изучения территории используются уже устаревшие топографические карты, не отображающие современное состояние местности, либо проводятся полевые исследования и воздушные облёты, которые влекут за собой большие финансовые издержки.
Основной целью создания и развития инфраструктуры пространственных данных Ненецкого автономного округа является формирование условий, обеспечивающих свободный доступ исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа, организаций и граждан к пространственным данным и их эффективное использование.
Для создания и развития инфраструктуры пространственных данных Ненецкого автономного округа должны быть решены следующие задачи:
разработка и принятие нормативных правовых актов, а также технических регламентов, стандартов, нормативно-технических документов и классификаторов, регулирующих создание и использование базовых пространственных данных и метаданных;
разработка принципов, систем и механизмов формирования единого перечня космических услуг дистанционного зондирования Земли;
создание и интеграция государственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные Российской Федерации и Ненецкого автономного округа, а также информационных ресурсов, содержащих пространственные данные муниципальных образований, на основе использования базовых пространственных данных и метаданных.
Подпрограмма позволит сформировать фундамент для развития Ненецкого автономного округа на длительную перспективу, а опыт её реализации заложит основу для эффективного внедрения результатов космической деятельности и достижения приоритетных целей развития Ненецкого автономного округа на основе:
стратегического планирования продвижения космических продуктов и услуг, созданных космическими системами, удовлетворяющих действительные потребности и возможности массового потребителя, который является не только потребителем информации, но и фактически составляет часть этой системы, так как, с одной стороны, формирует требования к системе и режимам её работы, а с другой стороны - участвует в процессе использования результатов космической деятельности;
формирования организационно-технических условий и базовой инфраструктуры оказания услуг на основе использования результатов космической деятельности для достижения текущих и долгосрочных целей устойчивого развития Ненецкого автономного округа и обеспечения информационной поддержки управленческой и аналитической деятельности исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа при территориальном управлении и региональном планировании;
реализации подхода, при котором работы по использованию результатов космической деятельности в социальной и экономической сферах направлены на их ускоренное внедрение в деятельность государственных органов власти различных уровней и органов местного самоуправления Ненецкого автономного округа, расширение видов оказываемых услуг, и в конечном итоге - на повышение конкурентоспособности предприятий и организаций Ненецкого автономного округа;
нормативных правовых актов Российской Федерации и Ненецкого автономного округа, регламентирующих вопросы использования результатов космической деятельности в округе.
Подпрограмма по использованию результатов космической деятельности в Ненецкого автономного округа разработана в соответствии и во исполнение следующих нормативных правовых актов:
Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 года N 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации";
основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации от 14.01.2014 N Пр-51;
протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина "Об использовании технологий ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития регионов Российской Федерации" от 10 августа 2010 г. N ВП-П7-44пр, г. Рязань;
поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Ю. Суркова (протокол от 17 апреля 2012 года N ВС-П7-3пр);
государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013-2020 годы", утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2594-р;
перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2012 года N Пр-2672 по вопросу повышения эффективности использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики РФ и развития её регионов;
федеральной космической программы России на 2006-2015 годы с изменениями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 235;
федерального закона от 14 февраля 2009 года N 22-ФЗ "О навигационной деятельности";
постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 года N 326 "О порядке получения, использования и предоставления геопространственной информации";
поручения Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2007 года N СИ-П7-1951;
стратегии развития информационного общества в России, утверждённой 7 февраля 2008 года Президентом Российской Федерации;
постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS";
концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 2378-р.
3. Цели и задачи подпрограммы 3
Основной целью подпрограммы 3 является:
Информационно-аналитическое обеспечение пользователей (органов власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц) информацией дистанционного зондирования Земли различного пространственного разрешения.
Для достижения указанных цели необходимо решить комплекс взаимосвязанных основных задач подпрограммы 3:
1. Создание региональной инфраструктуры пространственных данных (РИПД) включающей в себя:
1) Создание Единой региональной геоинформационной системы (ГИС НАО);
ГИС - это многофункциональная информационная система, предназначенная для сбора, обработки, моделирования и анализа пространственных данных, их отображения и использования при решении расчетных задач, подготовке и принятии решений. Основное назначение ГИС заключается в формировании знаний о Земле, отдельных территориях, местности, а также своевременном доведении необходимых и достаточных пространственных данных до пользователей с целью достижения наибольшей эффективности их работы.
Основной целью создания единой ГИС НАО, как одного из основных элементов инфраструктуры пространственных НАО, является обеспечение органов государственной власти НАО и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан в использовании достоверных и актуальных пространственных данных, а также их эффективное применение путём создания единой информационной площадки, содержащей сведения обо всех сферах деятельности региона.
Основной особенностью ГИС НАО, определяющей ее преимущества в сравнении с другими автоматизированными информационными системами, является наличие геоинформационной основы, т.е. цифровых карт (далее - ЦК), дающих необходимую информацию о земной поверхности. При этом ЦК обеспечивают:
точную привязку, систематизацию, отбор и интеграцию всей поступающей и хранимой информации (единое адресное пространство);
комплексность и наглядность информации для принятия решений;
возможность динамического моделирования процессов и явлений;
возможность автоматизированного решения задач, связанных с анализом особенностей территории;
возможность оперативного анализа ситуации в экстренных случаях.
2) Создание региональной геоинформационной системы территориального планирования (далее - РГИС ТП);
РГИС ТП - информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования.
Основные решаемые задачи:
предоставление сведений о земельных участках и объектах недвижимости, инфраструктуре и инвестиционной привлекательности;
автоматизация процессов генерации отчётных ведомостей с возможностью добавления при необходимости дополнительных схем;
реализация "интеллектуального" информационного сервиса, обеспечивающего информационную поддержку сравнительного анализа и оптимального выбора земельного участка для строительства объекта для потенциального инвестора;
предоставление сведений о принятой градостроительной документации (правилах землепользования и застройки, проектах межевания, градостроительные планы земельных участков) утверждённых документах территориального планирования.
поддержка принятия решений руководителями с использованием геопортала для всестороннего анализа актуальных геоинформационных данных по населённым пунктам, земельным участкам, просмотр атрибутивной информации, формирование отчётов по различным характеристикам.
3) создание системы мониторинга нефтегазового комплекса;
Система мониторинга нефтегазового комплекса позволит проводить наблюдение за развитием инженерной инфраструктуры НГК, за изменением природной среды, в том числе водных объектов и водоохранных зон, в зоне влияния хозяйственной деятельности предприятий НГК, выявлений территорий загрязненных нефтепродуктами, мониторинг аварийных разливов нефти.
4) создание системы мониторинга управления чрезвычайными ситуациями.
Система мониторинга управления чрезвычайными ситуациями обеспечит:
актуальную и наглядную электронную геопространственную основу на оперативный район и место локализации чрезвычайной ситуации (далее - ЧС);
создание краткосрочных прогнозов и моделирование в рамках случившихся, длительно развивающихся ЧС, моделирование затоплений, развития лесных пожаров, выявление локальных ЧС, определение всех видов ущерба;
оперативный поиск места локализации ЧС, оперативный мониторинг развития ЧС на всех стадиях;
создание ряда разномасштабных ситуационных схем (от округа в целом: населенные пункты, дороги, орография (описание рельефа), гидрография (описание водных объектов) - до конкретного населенного пункта: улицы, крупные здания, реки, рельеф) в виде векторных электронных карт для наложения на снимки в целях планирования операций, анализа ситуации;
точное картографирование последствий ЧС с получением векторных электронных слоев;
разработку типовых рабочих карт обстановки.
5) Создание базового картографического комплекса г. Нарьян-Мар и п. Искателей.
Важным элементом инфраструктуры пространственных данных в Ненецком автономном округе должна стать открытая цифровая картографическая основа. Использование такой основы и исходных для нее пространственных данных при создании различных (отраслевых) карт и планов обеспечит совместимость пространственных данных и пространственной информации в различных государственных и муниципальных информационных ресурсах, а также обеспечит возможность межведомственного информационного взаимодействия при решении государственных и муниципальных задач. Создание такой основы и обязанность ее использования сократит дублирование картографических работ, осуществляемых различными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Создание электронного базового картографического комплекса позволит повысить точность, оперативность и экономическую эффективность создания и обновления государственных топографических карт и планов, повысит оперативность и доступность материалов окружного картографо-геодезического фонда, путем ведения базы метаданных, и обеспечения доступа к ним потребителей непосредственно и за счет интернет-технологий.
6) Создание системы высокоточного позиционирования (СВТП)
СВТП представляет собой сеть постоянно действующих станций, называемых референцными, которые образуют жёсткий геодезический каркас с субсантиметровой точностью взаимного положения. Она предназначена для точного позиционирования (определения координат), сбора измерительной информации, и передачи данных в автоматическом режиме по каналам связи в Центр обработки данных (далее - ЦОД).
Создание СВТП позволит сформировать навигационное поле высокой точности, обеспечивающее:
1) централизованное навигационное обеспечение для всех видов пользователей;
2) навигационно-информационное обеспечение геодезических, строительных, сельскохозяйственных, природопользовательских и других работ, требующих высокой точности позиционирования с использованием ГЛОНАСС/GPS;
3) навигационно-информационное обеспечение мониторинга и прогнозирования опасных природно-техногенных явлений, в том числе геодинамических процессов, критически важных объектов, подвижных объектов различного назначения;
4) навигационный мониторинг и прогноз состояния объектов инфраструктуры и крупных инженерных сооружений. Сферы применения СВТП в прикладных задачах координатно-временного и навигационного обеспечения хозяйственной деятельности:
5) кадастр недвижимости, землеустройство и мониторинг земель, в том числе определение координат поворотных точек границ административных образований, земельных участков, координат объектов недвижимости, координатное обеспечение аэрофотосъемки и создание крупномасштабных кадастровых карт и планов, другие кадастры;
6) геодезия и картография, в том числе создание геодезических сетей различного назначения, создание топографических карт и планов;
7) планирование территорий градостроительства, в том числе определение или вынос в натуру границ поселений, красных линий в них, проектно-изыскательские работы, исполнительные съёмки;
8) строительство промышленных и других объектов, проектно-изыскательские работы, исполнительные съёмки, разбивка строительных сеток, обеспечение маркшейдерских работ;
9) прокладка железнодорожных и автомобильных магистралей, мостов и других сооружений на дорогах, нефте- и газопроводов, линий электропередач и связи, проектно-изыскательские работы, исполнительные съёмки;
10) разработка природных ресурсов, в том числе проектно-изыскательские работы, разработка карьеров, управление техникой (бульдозеры и пр.), координирование других ресурсодобывающих объектов, исполнительные съёмки, природоохранные мероприятия;
11) коммунальное хозяйство, в том числе вынос объектов в натуру, исполнительные съёмки, крупномасштабное картографирование объектов (колодцев, задвижек, коллекторов и т.д.), отыскание колодцев и других объектов в трудных условиях, например, зимой под снегом и другое.
ЦОД осуществляет сбор, математическую обработку и архивирование информации, поступающей с референцных станций и от потребителей информации, осуществляет контроль работы референцных станций, обслуживает потребителей. ЦОД оснащён аппаратно-программными средствами для организации вычислительного процесса.
Развитие сетей постоянно действующих спутниковых референцных станций на отдельных объектах, таких как месторождения, карьеры, территориях городов и целых регионов даёт возможность эффективней выполнять геодезические и маркшейдерские измерения, топографические съёмки, инженерные изыскания и межевание земель. Эффективность достигается за счёт сокращения времени при определении точного положения объектов в пространстве, уменьшения транспортных расходов и человеческих ресурсов. Создание региональных сетей для обеспечения кадастровых работ позволяет существенно сократить расходов на создание опорного обоснования (опорной межевой сети) и поддержании её в рабочем состоянии. Сеть спутниковых референцных станций может быть использована для закрепления единой координатно-временной основы на территории округа.
Основные показатели:
1) использование уникального в новой технологии режима реального времени позволяет только одним комплектом спутникового полевого оборудования в течение 1 минуты и менее получить координаты в требуемой системе;
2) пользователь может отказаться от организации у себя вычислительного процесса, экономя ресурсы на компьютерной технике, программном обеспечении, содержании обслуживающего персонала, поскольку централизованная обработка информации в вычислительном центре ему обойдётся дешевле;
3) высокая точность определения координат объектов (до 1 мм), недоступная другим методам;
4) пользователь при выполнении полевых работ использует один спутниковый приёмник;
5) обеспечение полной надёжности и исчерпывающего контроля результатов;
6) обеспечение непрерывной круглосуточной работы;
7) возможность одновременного обеспечения данными позиционирования неограниченного числа пользователей;
8) создание единой унифицированной системы координат с сантиметровой точностью взаимного положения пунктов.
В рамках программы предусмотрены мероприятия по установке и проведению пуско-наладочных работ двух референцных станций.
2. Создание региональной навигационно-информационной системы.
РНИС представляет собой навигационно-информационную систему, предназначенную для обеспечения сбора, анализа и предоставления навигационной и телеметрической информации о движении на территории Ненецкого автономного округа транспортных средств, оснащенных навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС\GPS, информации о собственниках транспортных средств либо лицах, использующих транспортные средства на ином законном основании, об абонентских телематических терминалах, а также иной информации о транспортных средствах.
РНИС предназначена для повышения:
эффективности управления движением транспортных средств;
уровня безопасности управления движением транспортных средств;
уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
обеспечение информационного взаимодействия с автоматизированным центром контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (АЦКН Ространснадзора);
обеспечение формирования единого стандарта обмена данными в сфере использования навигационно-связного оборудования ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS;
обеспечение централизованного доступа к мониторинговой и справочной информации о движении транспортных средств в Ненецком автономном округе, оснащенных абонентскими телематическими терминалами, в целях повышения эффективности процессов управления перевозками пассажиров и грузов на территории Ненецкого автономного округа и качества предоставляемых транспортных услуг;
эффективности реализации контрольно-надзорных полномочий в транспортном комплексе Ненецкого автономного округа.
Пользователями РНИС являются:
- АЦКН Ространснадзора;
- федеральные органы исполнительной власти, подведомственные им организации;
- органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа, подведомственные им организации;
- органы местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа, подведомственные им организации;
- экстренные оперативные службы Ненецкого автономного округа;
- физические лица;
- иные организации.
Использование РНИС осуществляется на основании соглашения (договора на оказание услуг в сфере навигационной деятельности) между участниками РНИС.
Создание нормативно-правовых и организационно-технических условий, обеспечивающих эффективное использование результатов космической деятельности в Ненецком автономном округе.
4. Сведения об участии органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и других организаций в реализации подпрограммы 3
В реализации мероприятий 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7 подпрограммы 3 - предусматривается участие КУ НАО "НИАЦ".
Участия в реализации подпрограммы 3 органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа не предусматривается.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ненецкого автономного округа по подпрограмме 3
Государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в рамках подпрограммы 3 приведены в Приложении 4 к Программе.
6. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 3
Финансирование подпрограммы 3 осуществляется за счет средств окружного бюджета.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы 3 составит 71 730,2 тыс. рублей, в том числе:
в 2015 году - 26 968,3 тыс. рублей;
в 2016 году - 23 586,4 тыс. рублей;
в 2017 году - 21 175,5 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.