Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2594-р
Распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 594-р настоящее распоряжение признано утратившим силу
1. Утвердить государственную программу Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы".
2. Роскосмосу разместить утвержденную государственную программу Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего распоряжения.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
28 декабря 2012 г. N 2594-р
Государственная программа Российской Федерации
"Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы"
(утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2594-р)
Об утверждении плана реализации в 2013 г. и в плановый период 2014 и 2015 г.г. настоящей государственной программы РФ см. распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2013 г. N 1600-р
См. Основные положения Основ государственной политики РФ в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом РФ 19 апреля 2013 г. N Пр-906
Государственная программа Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
Ответственным исполнителем государственной программы являются Федеральное космическое агентство, соисполнителем - Минобороны России. Участниками государственной программы определены МЧС России, Минобрнауки России, Минпромторг России, Минрегион России, Минтранс России, Минфин России, МВД России, Росстандарт, Росгидромет, Росреестр, ФМБА России, ГК "Росатом".
Реализация государственной программы направлена на удовлетворение потребностей страны в результатах космической деятельности, формирование благоприятного имиджа и позиционирование России как страны высоких технологий с целью закрепления Российской Федерации на мировом космическом рынке.
В соответствии с главными целями и приоритетами космической политики Российской Федерации с учетом прогнозов развития, анализа основных проблем и рисков в области космической деятельности целью государственной программы принято обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космосе в интересах науки и социально-экономической сферы при сохранении ведущих позиций Российской Федерации в пилотируемых полетах и безусловном выполнении международных обязательств в области космической деятельности.
Для достижения цели государственной программы предусматривается решение следующих основных задач:
развертывание и поддержание необходимого для решения целевых задач состава орбитальных группировок отечественных космических аппаратов научного и социально-экономического назначения, включая российский сегмент Международной космической станции;
модернизация космодромов Плесецк и Байконур, создание на территории России нового космодрома "Восточный";
создание перспективных и модернизация средств выведения космических аппаратов;
создание научно-технического и технологического задела для разработки перспективных образцов ракетно-космической техники;
обеспечение международного сотрудничества в области использования космического пространства в мирных целях;
создание условий для расширения предоставляемых услуг с использованием результатов космической деятельности в интересах развития Российской Федерации и её регионов.
В рамках поставленной цели государственная программа объединяет все финансовые ресурсы, возможности и программно-целевые инструменты для выполнения задач отечественной космической деятельности в интересах науки и социально-экономической сферы страны.
Основными программно-целевыми инструментами реализации государственной программы являются входящие в ее состав Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы, федеральные целевые программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" и "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы". Корреляция работ в области космической деятельности между Роскосмосом и смежными отраслями промышленности обеспечена за счет отлаженных механизмов формирования и реализации федеральных целевых программ, включенных в государственную программу.
Наряду с указанными федеральными целевыми программами в государственную программу включены также подпрограммы "Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности", "Развитие ракетно-космической промышленности" и "Обеспечение реализации государственной программы".
Государственная программа охватывает горизонт планирования до 2020 года и предусматривает следующие этапы и сроки реализации:
первый этап - с 2013 по 2015 год, который базируется на системе вышеперечисленных федеральных целевых программ;
второй этап - с 2016 по 2020 год, который разработан на базе перспективных направлений национальной космической деятельности, определенных Основами политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, а также проектом Основ политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу.
Государственная программа имеет следующую структуру:
паспорт;
текстовая часть:
общая характеристика государственной программы;
общая характеристика сферы реализации государственной программы;
приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи, показатели, основные конечные результаты, сроки и этапы реализации государственной программы;
развитие ракетно-космической промышленности;
использование результатов космической деятельности;
международная космическая деятельность;
обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы, федеральных целевых программ и подпрограмм государственной программы;
обобщенная характеристика мер государственного регулирования;
прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы;
информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации государственной программы;
обоснование выделения подпрограмм и включения в состав государственной программы реализуемых федеральных целевых программ;
обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы;
анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы;
методика оценки эффективности государственной программы;
приложения и таблицы, содержащие сведения следующего характера:
о мероприятиях государственной программы;
об алгоритме оценки эффективности государственной программы;
о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм государственной программы, федеральных целевых программ и их значениях;
об основных мероприятиях государственной программы и основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы;
о ресурсном обеспечении реализации государственной программы за счет средств федерального бюджета и степени влияния выделения дополнительных объёмов ресурсов на показатели (индикаторы) государственной программы.
При определении ресурсного обеспечения, необходимого для решения задач государственной программы, были учтены обязательства, принятые в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации федеральными целевыми программами и их концепциями. Общий объем финансового обеспечения государственной программы составляет 2,1 трлн. рублей, включая и внебюджетные источники. Финансовые ресурсы сконцентрированы на приоритетных направлениях развития космических средств и технологий, фундаментальных и прикладных исследований, космической инфраструктуры и кадрового потенциала.
Реализация мероприятий государственной программы при указанном уровне финансирования предусматривается с учетом следующих приоритетов.
Первый приоритет - обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологий и услуг в интересах социально-экономической сферы, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств.
Приоритетность данного направления работ связана с необходимостью обеспечения максимального вклада разрабатываемых космических средств в повышение эффективности различных отраслей экономики, а также в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации. Кроме того развитие ракетно-космической промышленности должно обеспечить создание потенциала для реализации в период до 2020 года проектов, связанных с освоением космического пространства за пределами околоземных орбит.
Второй приоритет - создание космических средств в интересах удовлетворения потребностей науки.
Значимость этого направления связана с качественным изменением космической техники, которая становится основным инструментом получения знаний о Вселенной. Развитие работ в этой области обеспечит занятие Россией ведущих позиций в познании закономерностей и механизмов формирования окружающего нас мира, возникновения жизни, а также освоении энергетических и иных ресурсов космоса.
Третий приоритет - осуществление пилотируемых полетов.
Отнесение пилотируемой космонавтики, в которой у России сохраняются весомые конкурентные преимущества, к третьему приоритету связано с тем, что в период до 2020 года основные работы в этой области будут связаны с продолжением эксплуатации Международной космической станции и созданием научно-технического задела по новым пилотируемым средствам для реализации в рамках международной кооперации пилотируемых полетов к планетам и телам Солнечной системы. Мероприятия по развитию новых технологий для полета человека в дальний космос получат весомую практическую реализацию после завершения срока действия государственной программы.
Основной проблемой, на решение которой направлена государственная программа, является обеспечение соответствия достигнутого уровня и темпов развития отечественных космических систем (комплексов) научного и социально-экономического назначения, применения спутниковых технологий в других социально-экономических сферах страны опережающему росту потребностей в их использовании государственными структурами и населением.
В настоящее время российская ракетно-космическая промышленность в целом занимает на рынке производства ракетно-космической техники достаточно устойчивую нишу, уступая только США и Европе. В 2011 году доля ракетно-космической промышленности России в общемировом производстве ракетно-космической техники составила 10,7%. Государственной программой предусматривается дальнейший рост доли ракетно-космической промышленности России в этом секторе мирового рынка до 14% в 2015 году и до 16% в 2020 году.
Для достижения планируемого увеличения доли Российской Федерации на международном космическом рынке ключевое значение имеет повышение конкурентоспособности ракетно-космической техники. Работы, направленные на решение этой задачи, проводятся по следующим основным направлениям:
внедрение перспективных базовых и критических технологий машиностроения, приборостроения и материаловедения;
развитие экспериментальной базы для отработки перспективной космической техники;
освоение технологий создания средств межспутниковой связи, бортовой аппаратуры цифровой обработки сигналов и информации, микроэлектромеханических и робототехнических систем, новых датчиковых систем, транспортно-энергетических систем;
совершенствование системы управления ракетно-космической промышленности, осуществление комплексных мероприятий по ее реструктуризации, техническому переоснащению и реконструкции предприятий ракетно-космической промышленности и объектов наземной космической инфраструктуры;
развитие кадрового потенциала отрасли;
расширение государственно-частного партнерства.
Особое внимание планируется уделить развитию сфер деятельности, в которых у России имеются конкурентные преимущества. Прежде всего это касается предоставления услуг по выведению на орбиту полезных нагрузок, ракетного двигателестроения и пилотируемой космонавтики.
Совершенствование организационной структуры ракетно-космической промышленности обусловлено необходимостью решения новых задач, развитием рыночных отношений, а также глобальной конкуренцией на мировом рынке, требующей укрупнения предприятий и интеграции их программ, компетенций и ресурсов в ограниченное число достаточно крупных объединений, включающих в себя исследовательские, разрабатывающие, производящие, сбытовые и обеспечивающие эксплуатацию продуктов подразделения.
Важным аспектом деятельности интегрированных структур является создание условий для оптимизации их производственного потенциала, повышения уровня его загрузки, исключения дублирующих производств, совершенствования ценообразования, снижения издержек, обеспечения возможности проведения самостоятельных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, повышения оперативности заимствований передовых (в том числе зарубежных) технологий.
Совершенствование структуры отечественной ракетно-космической промышленности предусматривает проведение ее реорганизации путем формирования 5-7 холдингов и в последующем на их основе - 3-4 многопрофильных структур, а также приборостроительной корпорации-изготовителя систем и агрегатов для ракетно-космической техники.
Одновременно с интеграцией предусмотрено развитие сети средних и малых предприятий, в том числе в рамках создаваемых территориальных кластеров, разрабатывающих и производящих агрегаты, оборудование и прочие комплектующие элементы для ракетно-космической техники.
Расширение государственно-частного партнерства направлено на эффективное решение задач коммерциализации отдельных направлений космической деятельности, в первую очередь связанных с социально-экономической сферой. При этом государство предоставляет, поддерживает и развивает базовую орбитальную и наземную космическую инфраструктуру; решает задачи обеспечения национальной безопасности в сфере космической деятельности; осуществляет нормативно-правовую поддержку проектов, создание технических регламентов и требований к оборудованию.
Частный бизнес в рамках рассматриваемого сотрудничества финансирует создание и эксплуатацию операторской инфраструктуры, задействуемой для оказания услуг потребителям; разрабатывает и представляет на рынке новые коммерческие проекты; проектирует и производит пользовательскую аппаратуру; оказывает услуги конечным потребителям, в том числе - органам государственного и муниципального управления.
Основными направлениями государственно-частного партнерства в области космической деятельности приняты доведение до конечных потребителей результатов космической деятельности в сфере дистанционного зондирования Земли, спутниковой связи, использования навигационных технологий, а также производство материалов и комплектующих для ракетно-космической техники, создание малых космических аппаратов.
Для эффективного привлечения частно
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана госпрограмма "Космическая деятельность России на 2013-2020 гг.".
Определены целевые индикаторы и показатели ее реализации.
Намечены цели и задачи развития космической деятельности и ракетно-космической промышленности до 2020 г. Приведены ресурсные показатели, предназначенные для прогнозирования расходов федерального бюджета.
Согласно стенограмме, размещенной на правительственном сайте, общий объем финансирования составляет 2,1 трлн руб. (включая внебюджетные источники).
За реализацию программы отвечает Роскосмос. Соисполнителем является Минобороны России. Всего в программе участвуют 10 министерств и ведомств, а также Росатом.
Среди задач выделены 3 основные. Во-первых, это развертывание и поддержание необходимого состава орбитальных группировок отечественных космических аппаратов. Во-вторых - создание в России нового космодрома Восточный, модернизация космодрома Плесецк и поддержание космодрома Байконур. В-третьих - создание условий для расширения предоставляемых услуг с использованием результатов космической деятельности.
К 2015 г. планируется развернуть орбитальную группировку космических аппаратов в составе 95 штук, а к 2020 г. - 113. Также хотят улучшить точность измерения системы ГЛОНАСС (к 2020 г. до 0,6 м). Отметим, что на сегодняшний момент она составляет 2,8 м. Предполагается, что доля России на мировом рынке ракетно-космической техники вырастет с 10% до 16%.
Программа разработана в соответствии с Основами политики России в области космической деятельности до 2020 г. и на дальнейшую перспективу.
Роскосмосу поручено разместить программу (в части, не составляющей гостайну) на своем официальном сайте, а также на портале госпрограмм России. Срок - 2 недели со дня официального опубликования данного распоряжения.
Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2594-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2013 г. N 2 ст. 125
Распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 594-р настоящее распоряжение признано утратившим силу