Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 февраля 2023 года по административному делу N 2а-1192/2022 по административному исковому заявлению Адамова М. В. к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия и ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными и взыскании денежной компенсации.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Адамов М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, в котором просил суд признать действия по удержанию денежных средств в счет оплаты алиментов без исполнительного производства незаконными, а также признать незаконными действия по перечислению денежных средств в пользу Адамовой О.С. (почтовыми переводами 52 807 рублей 01 копейка, на банковскую карту - 65 858 рублей 56 копеек), обязать административного ответчика возвратить ему денежные средства, удержанные в счет оплаты алиментов в размере 118 665 рублей 57 копеек, признать незаконными действия ФКУ ИК-7 У ФСИН России по Республике Карелия по удержанию денежных средств по исполнительному документу о взыскании компенсации морального вреда, обязать возвратить ему денежные средства в сумме 46 087 рублей 53 копейки, а также незаконно удержанные средства в размере ? части заработка за 15 месяцев из расчета 3800 рублей в месяц, а всего в общей сумме 57 000 рублей. Кроме того, просил признать незаконными действия ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, выраженные в несоблюдении установленного законом срока для перечисления денежных средств при убытии осужденного в иное исправительное учреждение и взыскать в его пользу компенсацию за указанное нарушение условий содержания в размере 50 000 рублей.
В обосновании заявленных требований указал, что при отбывании наказания в указанном исправительном учреждении у него из заработной платы удерживались денежные средства в размере ? части дохода в счет оплаты алиментов на основании судебного приказа N 2-212/2013 от 28.02.2013, однако исполнительного производства на основании указанного исполнительного документа по сведениям ОСП не возбуждалось. В отношении него на исполнении в учреждении также находился исполнительный лист о взыскании компенсации морального вреда в размере 250 000 рублей в пользу Чакукова А.Ф, в мае 2018 года была произведена замена стороны исполнительного производства, однако учреждение продолжало направлять денежные средства по прежним реквизитам. 18.12.2020 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника, при этом денежные средства продолжали удерживаться.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 14 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 февраля 2023 года административные исковые требования Адамова М.В. удовлетворены частично. Признаны незаконными действия ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия в части несвоевременного направления денежных средств Адамова М.В. по месту его убытия. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Адамова М.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в размере 3000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 28 июня 2023 года, ФСИН России просит об отмене судебных актов в части удовлетворенных исковых требований административного истца и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении его исковых требований в полном объёме. Указывают на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности, ссылается на чрезмерную завышенность и необоснованность размера взысканной компенсации, что не соответствует требованиям подпункта "б" пункта 1 части 7 статьи 227.1 КАС РФ.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами первой и второй инстанции установлено, что Адамов М.В. с 18 ноября 2011 года отбывал наказание по приговору суда в ФКУ ИК - 7 УФСИН России по Республике Карелия. 11 апреля 2021 года убыл в ТПП при ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области.
28 февраля 2013 года мировым судьей судебного участка N 2 Уваровского района Тамбовской области на основании заявления взыскателя Адамовой О.С. был выдан судебный приказ о взыскании с Адамова М.В. алиментов на содержание сына Адамова Никиты, "данные изъяты", в размере ? части всех видов заработка и иного дохода, начиная с 28.02.2013 и до "данные изъяты".
19 марта 2013 года исполнительный документ о взыскании алиментов был направлен в Отдел судебных приставов по Ступинскому району УФССП России по Московской области, что подтверждается копией сопроводительного письма. 2 апреля 2013 года исполнительный документ получен адресатом.
Согласно справке ведущего экономиста ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия от 18.10.2022 в отношении административного истца в адрес учреждения поступало постановление от 03.04.2013 о возбуждении исполнительного производства N 3829/13/41/50 о взыскании алиментов с Адамова М.В. в пользу Адамовой О.С. на содержание "данные изъяты" в размере 1/4 части заработка и иного дохода.
За период содержания Адамова М.В. в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия было удержано и перечислено взыскателю почтовыми переводами 52807 руб. 01 коп.
Судом также установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 12.12.2011 обращено взыскание на доходы должника - Адамова М.В. в рамках исполнительного производства N о взыскании с последнего компенсации морального вреда в размере 250 000 руб. в пользу Чакукова А.Ф. с указанием реквизитов счета для перечисления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 12.12.2011 также обращено взыскание на доходы Адамова М.В. в рамках вышеуказанного исполнительного производства в части взыскания процессуальных издержек в сумме 4774 руб. и процессуальных издержек в сумме 17 450 руб. 50 коп.
По сведениям Врио начальника отделения - старшего судебного пристава Ступинского районного отделения ГУССП по Московской области Серебрякова Г.А. от 11.10.2022 исполнительное производство N N в отношении Адамова М.В. о взыскании процессуальных издержек в размере 17450 руб. 50 коп. в пользу взыскателя УФСИН России по г. Москве окончено 31.05.2015 в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Согласно справке ведущего экономиста ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия от 18.10.2022 в адрес учреждения поступило постановление N N от 21.11.2011 в отношении Адамова М.В. о возмещении морального вреда в пользу Чакукова А.Ф. в размере 250 000 руб, из заработной платы Адамова М.В. удержано 52813 руб. 22 коп, из личных денег - 200 руб. (остаток задолженности составил 196986 руб. 78 коп.). В июле 2018 г. в адрес бухгалтерии учреждения из Ступинского РОСП Московской области поступили сведения о замене на постановление N от 20.04.2018 по возмещению морального вреда в пользу Чакуковой Л.С. в размере 250 000 руб. с остатком задолженности в размере 183122 руб. 57 коп. По указанному исполнительному производству произведено удержание из заработной платы Адамова М.В. 127950 руб. 25 коп, из личных денег административного истца - 5000 руб, на момент увольнения 09.04.2021 остаток задолженности составил 50172 руб. 32 коп.
Платежным поручением N 366118 от 16.08.2017 в счет погашения задолженности в пользу Чакукова А.Ф. перечислены денежные средства в размере 2987 руб. 71 коп.
Согласно справке заместителя главного бухгалтера ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия за период с 16.08.2017 по 08.02.2018 в адрес ОСП по Ступинскому муниципальному району УФССП по Московской области было перечислено денежных средств в сумме 23661 руб. 68 коп, а возвращено 11830 руб. 84 коп.
В рамках исполнительного производства N 18.12.2020 судебным приставом-исполнителем Ступинского РОСП были отменены меры по обращению взыскания на доходы должника, а постановлением от 24.03.2022 исполнительное производство прекращено в связи с принятием судом акта о его прекращении.
Из материалов административного дела также следует, что Адамов М.В. убыл из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия 11.04.2021.
Согласно заявке на кассовый расходы N от 16.04.2021 в адрес ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области направлены денежные средства Адамова М.В. в сумме 23871 руб. 62 коп, заявке на кассовый расход N от 19.04.2021 в адрес того же учреждения направлено ЕДВ за апрель 2021 г. в сумме 3212 руб. 04 коп.
Платежными поручениями N 327793 и N 327791 от 22.06.2021 денежные средства в сумме 23871 руб. 62 коп. и 3212 руб. 04 коп. были возвращены в учреждение как ошибочно перечисленные в связи с невозможностью их идентификации.
Согласно заявкам на кассовый расход N и N от 24.06.2021 денежные средства в сумме 23871 руб. 62 коп. и 3212 руб. 04 коп. вновь направлены в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Карелия с указанием реквизитов лицевого счета и фамилии получателя.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия были нарушены требования положений действующего законодательства в части сроков направления денежных средств с лицевого счета Адамова М.В. по новому месту его содержания и с учетом длительного характера допущенных нарушений, но при этом с незначительным нарушением установленного срока, усмотрел основания для взыскания компенсации за нарушение условий содержания административного истца. В удовлетворении остальной части иска отказал.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 47 Федерального закона N 229-ФЗ производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.
В соответствии с п. 12 Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной приказом Минюста РФ от 08.12.2006 N 356 при переводе осужденного, подозреваемого или обвиняемого в другое учреждение специальный отдел (группа) учреждения не менее чем за 24 часа до выбытия осужденного, подозреваемого или обвиняемого представляет в бухгалтерию список лиц, подлежащих переводу, с указанием пункта выбытия каждого осужденного, подозреваемого или обвиняемого. На основании списка составляется финансовая справка в трех экземплярах (приложение 6), первый экземпляр которой выдается осужденному, подозреваемому или обвиняемому, второй - вкладывается в личное дело, третий - остается в учреждении при лицевом счете.
В финансовую справку записывается сумма остатка денежных средств осужденного с указанием, в том числе суммы, заработанной в этом учреждении, и данные об израсходованном лимите через магазин на день перевода.
В силу п. 13 вышеуказанной Инструкции на месте назначения финансовые справки из личных дел изымаются и передаются в бухгалтерию под роспись бухгалтера в личном деле. Работники бухгалтерии учреждения - получателя финансовой справки после приема финансовых справок в тот же день сообщают отправителю об их поступлении, а также свои банковские реквизиты. Работники бухгалтерии учреждения-отправителя в трехдневный срок осуществляют перечисление денежных средств на счет учреждения- получателя.
Таким образом, суды правомерно признали действия административного ответчика незаконными ввиду несвоевременности перечисления денежных средств по новому месту отбывания наказания, поскольку допущенное нарушение в указанной части подтверждается материалами дела, а также представлением Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 24.08.2021, из которого следует, что в ходе прокурорской проверки по заявлению Адамова М.В. было установлено нарушение прав административного истца на своевременное использование денежных средств в сумме 27083 руб. 66 коп.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела судом первой инстанции был установлен факт нарушения административным ответчиком условий содержания Адамова М.В. в исправительном учреждении, суд, с учетом характера и продолжительности нарушения прав административного истца, обстоятельств, при которых допущено нарушение и его последствия, взыскал с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны РФ компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3000 руб.
Такие выводы основаны на правильном применении судами первой и апелляционной инстанции норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы кассационной жалобы сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах, притом что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями части 2 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 14 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 февраля 2023 года по административному делу N 2а-1192/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 14 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 февраля 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.