Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Шаблыгиной "данные изъяты", Маслова "данные изъяты" на решение Лешуконского районного суда Архангельской области от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16 марта 2023 года по административному делу N 2а-281/2022 по административному исковому заявлению Шаблыгиной Ю.В, Маслова А.А. к администрации муниципального образования "Мезенский район" о признании незаконным постановления, возложении обязанности предоставить субсидию.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шаблыгина Ю.В, Маслов А.А. обратились в Лешуконский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Мезенский район" о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении дополнительных мер поддержки по обеспечению жилым помещением в форме субсидии, возложении обязанности предоставить субсидию, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указано, что Шаблыгина Ю.В, Маслов А.А. и ФИО6 с 16 февраля 2017 года являлись собственниками жилого помещения по адресу: "адрес" Указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Между администрацией муниципального образования "Мезенский район" и собственниками 15 августа 2022 года заключено соглашение об изъятии объекта недвижимости на основании постановления административного ответчика от 16 июня 2022 года, размер возмещения определен в сумме 698 000 рублей.
Шаблыгина Ю.В, действующая также в интересах ФИО6 и Маслова А.А, обратилась с заявлением о предоставлении дополнительных мер поддержки по обеспечению жилым помещением в форме субсидии, в предоставлении которой Шаблыгиной Ю.В. и Маслову А.А. отказано ввиду наличия в их собственности иного жилого помещения на дату признания многоквартирного дома аварийным.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО6 в лице законного представителя Шаблыгиной Ю.В.
Решением Лешуконского районного суда Архангельской области от 14 ноября 2022 года (с учетом определения от 2 декабря 2022 года об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16 марта 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Шаблыгиной Ю.В, Маслова А.А, в лице представителя административных истцов ФИО8, на решение Лешуконского районного суда Архангельской области от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16 марта 2023 года, поданной 9 июня 2023 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 28 июня 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с 16 февраля 2017 года Шаблыгиной Ю.В... Маслову А.А, ФИО6 принадлежало по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи от 10 февраля 2017 года.
С 4 мая 2009 года Шаблыгиной (ранее - Масловой) Ю.В. и Маслову А.А. на праве собственности принадлежало по 1/6 доли каждому в 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу "адрес", которое отчуждено 25 июля 2017 года на основании договора купли-продажи.
На основании акта межведомственной комиссии от 25 декабря 2013 года N 21, заключения от 25 декабря 2013 года N 21, распоряжением администрации муниципального образования "Мезенское" от 31 декабря 2013 года N 73 жилой "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года N 153-пп "Об утверждении адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы" указанный многоквартирный жилой дом включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года.
Распоряжением администрации муниципального образования "Мезенский район" от 30 декабря 2019 года N 369 жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Администрацией муниципального образования "Мезенский район" и ФИО1, действующей также в интересах ФИО6 и Маслова А.А, 15 августа 2022 года заключено соглашение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Возмещение за изымаемое жилое помещение определено в сумме 698 000 рублей.
Шаблыгина Ю.В, Маслов А.А. и ФИО6 в лице законного представителя Шаблыгиной Ю.В, обратились в администрацию муниципального образования "Мезенский район" с заявлением о предоставлении дополнительных мер поддержки по обеспечению жилым помещением в форме субсидии.
Постановлением администрации муниципального образования "Мезенский район" от 18 августа 2022 года N 534 Шаблыгиной Ю.В. и Маслову А.А. отказано в предоставлении дополнительных мер поддержки в связи с несоответствием собственников аварийного помещения, требованиям, указанным в подпункте 1 пункта 4 раздела 1 Порядка предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу и реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года N 153-пп (далее - Порядок предоставления дополнительных мер поддержки).
Постановлением администрации муниципального образования "Мезенский район" от 18 августа 2022 года N 531 ФИО6 предоставлены дополнительные меры поддержки по обеспечению жилым помещением в форме субсидии в размере 636 351 рубль 20 копеек.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных административными истцами требований, суд первой инстанции исходил из того, что административные истцы на дату признания дома аварийным имели в собственности жилье, в связи с чем не права на получение субсидии в соответствии с Порядком предоставления дополнительных мер поддержки в форме субсидии не имели.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда с выводами суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. При установленных судами обстоятельствах дела нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов материалам дела не противоречат.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
В силу положений части 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Приведенная правовая норма части 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации введена Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", вступила в силу с 28 декабря 2019 года.
Законом Архангельской области от 30 марта 2021 года N 396-24-03 в развитие положений части 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения в статьи 1, 3 Областного закона от 10 ноября 2004 года N 262-33-03 "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан".
Пунктом 5 статьи 1 Закона Архангельской области "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года, предусмотрены дополнительные меры поддержки по обеспечению их жилыми помещениями в форме субсидии.
Порядком предоставления дополнительных мер поддержки определены правила и условия предоставления дополнительных мер поддержки по обеспечению собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 2012 года до 1 января 2017 год, заключивших с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области соглашения об изъятии жилого помещения в рамках реализации адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года N 153-пп, начиная с этапа реализации программы с 1 января 2020 года, в форме субсидии, предоставляемой за счет средств областного бюджета в пределах средств финансовой поддержки, предоставляемой Архангельской области государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Пунктом 4 раздела 1 Порядка предоставления дополнительных мер поддержки установлено, что субсидия предоставляется однократно при соблюдении следующих условий:
1) на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у собственника аварийного помещения отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в его собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
2) на текущий финансовый год Архангельская область обеспечена средствами финансовой поддержки от Фонда ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
3) в рамках реализации мероприятий адресной программы начиная с этапа реализации программы 2020 года.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что датой признания спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции является 31 декабря 2013 года.
Указанные выводы судов подтверждаются не только сведениями, содержащимися в адресной программе Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", но и данными Единого государственного реестра недвижимости, которые не оспорены, не действующими не признаны.
В противном случае, при признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции после 1 января 2017 года, дом не подлежал включению в адресную программу Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы".
Как установлено судами, на 31 декабря 2013 года административные истцы владели на праве собственности иной недвижимостью. Указанное право прекращено 25 июля 2017 года, после приобретения 16 февраля 2017 года в собственность жилого помещения, ранее уже признанного аварийным и подлежащим реконструкции.
Подпункт 1 пункта 4 раздела 1 Порядка предоставления дополнительных мер поддержки содержит императивное требование об отсутствии у собственника аварийного помещения на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции иных жилых помещений.
При этом из буквального толкования указанной нормы следует, что дата возникновения права собственности на аварийное жилье значения не имеет.
Доводы кассационной жалобы о том, что датой признания спорного дома аварийным является 30 декабря 2019 года, аналогичны позиции административных истцов в судах первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателей кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лешуконского районного суда Архангельской области от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шаблыгиной "данные изъяты", Маслова "данные изъяты" - без удовлетворения.
Решение Лешуконского районного суда Архангельской области от 14 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16 марта 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 8 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.