Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чернова О. А. на решение Кольского районного суда Мурманской области от 01 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 24 мая 2023 года по административному делу N 2а - 1591/2022 по административному иску Чернова О. А. об оспаривании условий содержания и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Чернов О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области", в котором просил суд взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 300 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с 2015 г. по 2017 г. отбывал наказание в отряде строгих условий содержания в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области.
Камеры, в которых он содержался, по мнению административного истца, не соответствовали санитарно - эпидемиологическим требованиям, а именно: было сыро и холодно, на стенах имелся грибок, лакокрасочное покрытие отходило от стен, побелка осыпалась с потолка, ненадлежащее освещение. В туалетной комнате отсутствовала приватность, вместо унитаза установлена чаша "Генуя", сливное отверстие которой напрямую выходило в трубу общей канализации, без гидрозатвора, исходило зловоние, имелись синантропные грызуны.
Кроме того, при содержании в отряде СУОН он находился в камере круглосуточно, перевод из ночного в дневное помещение не осуществлялся, в камере отсутствовала отдельная туалетная комната, комната для приема пищи, молельная комната, комната для хранения продуктов питания и курения. Поскольку в камере отсутствовала дуплексная связь, все шумы и звуки проникали в камеру, из-за чего исключалась возможность на непрерывный 8-часовой сон; дуплексная связь также отсутствовала в прогулочных двориках. В связи с имеющимся заболеванием (эпилепсия) во время приступа отсутствовала возможность позвать на помощь. Прогулка предоставлялась не в локальном участке, а во двориках штрафного изолятора, где не хватало свободного места.
Также указывает, что в спорный период в целях осуществления гигиенических процедур ему предоставлялась помывка в бане только один раз в неделю, вместо двух раз.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 01 декабря 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 24 мая 2023 года, административное исковое заявление Чернова О.А. удовлетворено частично. С Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу Чернова О.А. за счет средств казны Российской Федерации взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 15 000 рублей. В остальной части заявленных требований Чернову О.А. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 28 июня 2023 года Чернов О.Ю. просит отменить судебные акты.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами первой и второй инстанции установлено и следует из материалов дела, что Чернов О.А. отбывал наказание в ФКУ ИК - 18 УФСИН России по Мурманской области в период с 9 июля 2015 г. по 28 июня 2017 г. по приговору Печенегского районного суда Мурманской области от 4 июня 2015 г. 27 апреля 2016 г. Чернов О. А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия отбывания наказания. Освобожден из ФКУ ИК - 18 УФСИН России по Мурманской области по отбытию срока наказания 28 июня 2017 г.
Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением в суд, Чернов О.А. указал, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК - 18 УФСИН России по Мурманской области он находился в запираемых помещениях СУОН N 9, 11, 13 (15), где нарушались предусмотренные законодательством Российской Федерации условия его содержания.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ в их совокупности, судом отказано в удовлетворении требований в части: несоответствия туалетной кабинки условиям приватности, дворика для прогулок - санитарным требованиям; отсутствия помещений для сушки одежды, приема пищи, хранения продуктов питания, курения, стрижки, молельной комнаты, в санитарных узлах - унитазов; о наличии синантропных грызунов, дуплексной связи с сотрудниками учреждения; ненадлежащего влажностного и температурного режимов, а также освещенности, нарушения лакокрасочного покрытия стен и потолка, как не основанных на нормах права.
Удовлетворяя требования административного истца в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из установленного факта допущенного нарушения санитарно - эпидемиологических требований в виде размещения административного истца в отряде СУОН в период с 7 января 2017 г. по 28 июня 2017 г. без возможности в дневное время находиться в помещениях, раздельных от спальных помещений, а также необеспечении в 2017 г. проведения не менее двух процедур мытья в течение семи дней.
Приняв во внимание характер причиненных административному истцу нравственных страданий, выразившихся в необеспечении требований по организации гигиенических процедур с установленной нормативными актами периодичностью, невозможности пользоваться комплексом коммунально-бытовых помещений в связи с круглосуточным нахождением в помещении без учета времени суток, исходя из принципа разумности и справедливости, степени вины административного ответчика, учитывая индивидуальные особенности административного истца, с учетом продолжительности периода отбывания наказания, отсутствии для административного истца стойких негативных последствий, суд первой инстанции определилразмер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 15 000 рублей.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно частям 1, 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Частью 1 статьи 82 УИК РФ установлено, что режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 82 предусматривает, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, действовавшие до 16 июля 2022 г.
В соответствии с частью 1 статьи 87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению сво|рды могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 145 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. N 295 (начало действия редакции с 7 января 2017 г, действовавших до 16 июля 2022 г.), запираемые помещения, в которых содержатся осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях. В дневное время осужденные находятся в помещениях, раздельных от спальных помещений.
Определяя размер компенсации, суд апелляционной инстанции, учел фактические обстоятельства дела, характер и степень причиненных административному истцу нравственных страданий, руководствуясь принципом разумности и справедливости, взыскал в пользу административного истца компенсацию в размере 15 000 руб. 00 коп.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 01 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 24 мая 2023 года по административному делу N 2а - 1591/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Чернова О. А. - без удовлетворения.
Решение Кольского районного суда Мурманской области от 01 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 24 мая 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.