Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Воробьева В.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 июня 2022 года (N 2а-6378/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года по административному исковому заявлению Воробьева В.В. к Государственному Совету Республики Коми, Временной комиссии Государственного Совета Республики Коми по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Совета Республики Коми VII созыва, председателю Временной комиссии Государственного Совета Республики Коми по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Совета Республики Коми VII созыва Жарикову В.С. о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Воробьев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Временной комиссии Государственного Совета Республики Коми по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Совета Республики Коми VII созыва, Государственному Совету Республики Коми о признании незаконным и отмене решения временной комиссии Государственного Совета Республики Коми по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Совета Республики Коми VII созыва от 13 мая 2022 года N 1 "О проведении в отношении депутата Государственного Совета Республики Коми Воробьева В.В. проверок, предусмотренных частью 3 статьи 8 (1) Закона Республики Коми "О статусе депутата Республики Коми".
В обоснование заявленных требований административный истец указал об отсутствии правовых и достаточных оснований для проведения мероприятий по контролю его имущественного положения путем проведения соответствующих проверок с утверждением о том, что в силу законодательно установленного порядка основанием для инициирования и проведения проверки имущественного положения лица является достаточность информации, представляемой в письменной форме, что предполагает указание конкретных фактов, подлежащих проверке; отмечал, что само по себе включение лица, осуществляющего депутатскую деятельность на постоянной профессиональной основе, в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не может свидетельствовать о нарушении этим лицом запрета, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 статьи 12 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; дополнительно ссылался на то, что объем назначаемой проверки не согласуется с объемом проверки, исходя из повода, послужившего основанием для ее назначения.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен председатель Временной комиссии Государственного Совета Республики Коми по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Совета Республики Коми VII созыва Жариков В.С.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года, в удовлетворении административного иска Воробьева В.В. отказано.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 23 июня 2023 года, Воробьев В.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, настаивая на доводах административного иска и наличии оснований для его удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что 15 октября 2021 года постановлением Избирательной комиссии Республики Коми N 232/1217-6 административному истцу Воробьеву В.В. передан вакантный мандат депутата Государственного Совета Республики Коми VII созыва.
27 октября 2021 года постановлением Избирательной комиссии Республики Коми N 234/1225-6 административный истец зарегистрирован в качестве депутата Государственного Совета Республики Коми VII созыва.
Решением фракции КПРФ в Государственном Совете Республики Коми 4 ноября 2021 года административный истец избран руководителем указанной фракции с предоставлением ему права осуществлять деятельность на профессиональной постоянной основе в соответствующем комитете с 21 декабря 2021 года.
На основании принятого решения с 21 декабря 2021 года Воробьев В.В. замещает государственную должность Республики Коми - должность депутата Государственного Совета Республики Коми, осуществляющего свою деятельность на профессиональной постоянной основе.
Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 20 октября 2020 года N VII-l/68 создана временная комиссия Государственного Совета Республики Коми по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствам имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Совета Республики Коми VII созыва.
Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 20 октября 2020 года N VII-l/67 утверждено Положение о временной комиссии Государственного Совета Республики Коми по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Совета Республики Коми, в полномочия которой в порядке, определенном статьей 8 (1) Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми" входит, в том числе, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, сведений о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами; соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми.
По информации Министерства юстиции Российской Федерации от 20 апреля 2022 года N 11/45290-ОС, представленной на обращение Председателя Государственного Совета Республики Коми, в соответствии с требованиями действующего законодательства Воробьев В.В, на основании документов, поступивших от органов государственной власти Российской Федерации, решением Минюста России от 1 апреля 2022 года включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
13 мая 2022 года N 1 Временной комиссией по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Совета Республики Коми VII Созыва принято решение о проведении в отношении депутата Государственного Совета Республики Коми Воробьева В.В. проверок, предусмотренных частью 3 статьи 8 (1) Закона Республики Коми "О статусе депутата государственного Совета Республики Коми".
Согласно оспариваемому решению, проверка инициирована на основании поданного Председателем Государственного Совета Республики Коми обращения о несоблюдении депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьевым В.В. ограничений и запретов, установленных в пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и части 5 статьи 8 Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми", также информации заместителя Министерства юстиции Российской Федерации о включении депутата Государственного Совета Республики Коми Воробьева В.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что на дату принятия оспариваемого решения согласно представленной уполномоченным органом информации имелись сведения о включении административного истца в соответствующий реестр иностранных агентов, что предполагало установление в рамках разрешения вопроса о включении лица в соответствующий реестр информации о поступлении иностранного финансирования, пришел к выводу о наличии правовых оснований к проведению в отношении него соответствующей проверки и соблюдении порядка принятия оспариваемого решения, который установлен пунктом 25 Регламента Государственного Совета Республики Коми, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 18 декабря 2002 года N II-10/98, пунктами 6, 14 Положения о временной комиссии Государственного Совета Республики Коми по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Совета Республики Коми, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 20 октября 2020 года NVII-l/67, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе подпункта 3 пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", касающихся ограничений депутата как лица, замещающего государственную должность, заниматься оплачиваемой деятельностью; требованиями статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, пунктами 9, 10 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216; положениями статей 1, 5, части 3 статьи 6 Закона Республики Коми от 17 ноября 2010 года N 129-РЗ "О Государственном Совете Республики Коми", статей 5, 8, 8(1) Закона Республики Коми от 27 декабря 2006 года N 140-РЗ "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми", определяющих права и обязанности депутата Государственного Совета Республики Коми, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий по административному делу не установлено, что повлекло отказ в удовлетворении административного иска.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов по существу заявленных административным истцом требований не опровергают.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года без изменения, кассационную жалобу Воробьева В.В. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 27 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.