Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Мальцевой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Геримсултанова Ш.С. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2022 года (N2а-4686/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 10 апреля 2023 года по административному иску Геримсултанова Ш.С. к УФСИН России по Республике Коми о признании действия (бездействия) незаконными, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Геримсултанов Ш.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условия его содержания в ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми в период времени с 27 января 2015 года по 29 февраля 2016 года, в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период времени с 29 февраля 2016 года по дату обращения (25 марта 2022 года), взыскании в его пользу компенсации за нарушение условий содержания в перечисленных учреждениях в размере 1 000 000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ КП-51 ОУХД УФСР1Н России по Республике Коми, ФГУП Архангельское ФСИН России.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2022 года признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Геримсултанова Ш.С. в исправительном учреждении. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Геримсултанова Ш.С. компенсация за нарушение условий содержания в размере 13 000 рублей. В удовлетворении заявленных административных исковых требований Геримсултанова Ш.С. к УФСИН России по Республике Коми, ФГУП Архангельское ФСИН России о признании действия (бездействия) незаконными, взыскании денежной компенсации, к ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 10 апреля 2023 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2022 года изменено в части размера присужденной компенсации. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России за счет казны Российской Федерации в пользу Геримсултанова Ш.С. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми в размере 40 000 рублей. В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 10 апреля 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 3 июля 2023 года, Геримсултанов Ш.С. ставит вопрос об отмене судебных актов, настаивая на доводах административного иска и наличии оснований для его удовлетворения в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что в период с 27 января 2015 года по 28 февраля 2016 года отбывал наказание в ФКУ ИК-51 ГУФСИН России по Республике Коми (в настоящее время ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми), размещался в отрядах NN 4 и 5, откуда убыл в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, где содержится с 29 февраля 2016 года по настоящее время, размещался в отрядах NN 1, 2, 5, 9 и камерах ШИЗО.
В ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми обустройство санитарных помещений не отвечало требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
В ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми отсутствовало горячее водоснабжение в камерах ШИЗО до февраля 2021 года, в камерах ШИЗО кровати не были оборудованы деревянными настилами, как того требует уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, действовавшее в период содержания административного истца в учреждении, кроме того, он не обеспечивался нательным бельем с подменного фонда в период с 7 декабря 2017 года по 14 мая 2020 года перед помещением в камеру ШИЗО.
Также суд апелляционной инстанции установил, что в ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми не были соблюдены нормативно установленные требования по обеспечению холодным и горячим водоснабжением, канализацией.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений статей 12.1, 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", требований Инструкции по проектированию исправительных специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста РФ от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, СанПиН 2.1.4.1074-01 и ГН 2.1.5.1315-03, СанПиН 2.1.2.2645-110, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-038.1.1 СП 2.1.2.2844-11 и соответствуют обстоятельствам дела.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Геримсултанова Ш.С. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции изменил размер присужденной административному истцу компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, определив ее в сумме 40 000 рублей, учитывая, что к установленным обстоятельствам относятся также нарушения в ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми по обеспечению холодным и горячим водоснабжением, канализацией.
Оснований полагать размер взысканной судом апелляционной инстанции компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в неизмененной части решения суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2022 года в неизмененной апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 10 апреля 2023 года части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 10 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Геримсултанова Ш.С. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 10 апреля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 25 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.