Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Ситиспорт" Соколова Сергея Алексеевича на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда города Оренбурга от 7 июля 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 17 июля 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ситиспорт" (далее ООО "Ситиспорт", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Центрального районного суда города Оренбурга от 7 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 17 июля 2023 года, ООО "Ситиспорт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности ООО "Ситиспорт" в отношении помещения бассейнов по адресу: город Оренбург, улица Лесозащитная, дом 13 на срок один месяц. Срок приостановления административной деятельности помещения бассейнов общества исчислять с 3 июля 2023 года с 21 часа 15 минут.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Ситиспорт" Соколов С.А. просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу абзаца 10 статьи 1 Федерального закона N 52-ФЗ несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим норматив но-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с требованиями пункта 2.1 Санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-Эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 года N 44 (далее - СП 2.1.3678-20), хозяйствующий субъект в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению должен осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 6.2.32 СП 2.1.3678-20 лабораторный контроль за качеством воды в ванне бассейна включает исследования по определению следующих показателей со следующей периодичностью: остаточное содержание обеззараживающих реагентов (хлор, бром, озон, диоксид хлора), а также температура воды и воздуха - перед началом работы бассейна и далее каждые 4 часа (пункт б).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21).
Согласно пункту 1230 таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 предельно-допустимая концентрация (ПДК) химических веществ, в том числе остаточного свободного хлора в воде плавательных бассейнов допускается в следующих пределах 0, 3 - 0, 5 мг/л.
Как следует из материалов дела, 3 июля 2023 года в адрес Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области из ГБУЗ "Оренбургская областная станция скорой медицинской помощи" (далее - ГБУЗ "ООКССМП") поступило сообщение, согласно которому 3 июля 2023 года в 13 часов 52 минуты в городе Оренбурге по улице Лесозащитной, дом 13 в оздоровительном центре "Лайм Фитнес" из-за неисправности технического оборудования произошло ингаляционное отравление неизвестным веществом (предположительно, парами аммиака). Пострадало 4 человека, все доставлены в ГКБ N 1.
По результатам проведенного расследования инфекционных (массовых неинфекционных) заболеваний (распоряжение от 3 июля 2023 года N 56-00- 08/КНД-373-2023) должностным лицом административного органа установлено, что ООО "Ситиспорт" при осуществлении деятельности в оздоровительном центре "Лайм Фитнес" допущено нарушение требований пунктов 2.1 и 6.2.32 СП 2.1.3678-20; пункта 1230 таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, выразившееся следующем:
- 3 июля 2023 года обществом представлен план (программа) производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил на объектах коммунальной гигиены (плавательные бассейны), согласно которому в плавательном бассейне ООО "Ситиспорт" по адресу: город Оренбург, улица Лесозащитная, дом 13 предусмотрено исследование воды на показатели: водородный показатель PH, остаточный активный хлор (мг/л), связанный хлор (мг/л), с кратностью - перед началом работы и далее каждые 4 часа, исполнителем указанных исследований указан: "Ситиспорт". Вместе с тем, в Реестре аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации сведения о наличии ООО "Ситиспорт" аккредитации отсутствуют. Сведения о результатах лабораторно-производственного контроля в бассейнах ООО "Ситиспорт" на вышеуказанные показатели на момент проведения расследования 3 июля 2023 года отсутствуют. Согласно пояснениям главного инженера ООО "Ситиспорт" ФИО8, отбор и исследования проб воды бассейна осуществляет сотрудник ООО "Ситиспорт" ФИО9 В Реестре аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации сведения о наличии у ФИО9. аккредитации отсутствуют. Непроведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации является нарушением требований пункта 2.1 СП 2.1.3678-20; согласно журналу лабораторно-производственного контроля, представленному 4 июля 2023 года, в бассейнах ООО "Ситиспорт" по адресу: город Оренбург, улица Лесозащитная, дом 13 исследования остаточного хлора, связанного хлора 1 июля 2023 года, 2 июля 2023 года, 3 июля 2023 года указаны в мл/л.
Согласно пункту 1230 таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 предельно-допустимая концентрация остаточного свободного, остаточного связанного хлора в воде водных объектов нормируется в мг/л (пункт 1230), что является нарушением установленных выше требований п. 2.1 СП 2.1.3678-20;
- с целью проведения лабораторных исследований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" 3 июля 2023 года проведен отбор и исследования проб воздуха на содержание хлора и аммиака, исследование воды плавательного бассейна на содержание остаточного активного хлора. Согласно экспертному заключению от 3 июля 2023 года результаты лабораторных исследований протокол лабораторных исследований N 01-11057-м от 3 июля 2023 года по содержанию остаточного активного хлора (с учетом погрешности методики исследования) не соответствуют пункту 1230 таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21;
- согласно плану (программе) производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил на объектах коммунальной гигиены (плавательные бассейны) в плавательном бассейне ООО "Ситиспорт" по адресу: город Оренбург, улица Лесозащитная, дом 13 предусмотрено исследование воды на показатели: водородный показатель PH, остаточный активный хлор (мг/л), связанный хлор (мг/л), с кратностью - перед началом работы и далее каждые 4 часа. Согласно Правилам и политики клуба LIMEFITNESS, размещенным на сайте LIMEFITNESS (https://fitlime.ru/pravila-kluba/) клуб открыт для посещения круглосуточно ежедневно в течение всего года с учетом технических перерывов, кроме 1 января. Согласно пункту 6.23 Правил посещения бассейна, горячей и холодной купели, размещенным на сайте LIMEFITNESS (https://fitlime.ru/pravila- kluba/), в период с 02.00 часов до 05.00 часов в бассейне проводится санитарная обработка. Согласно журналу лабораторно-производственного контроля, в бассейнах ООО "Ситиспорт" исследования на PH показатель, остаточный активный хлор (мг/л), связанный хлор (мг/л) 1 июля 2023 года, 2 июля 2023 года, 3 июля 2023 года проводился в 06.00 часов, 10.00 часов, 14.00 часов, 18.00 часов, 21.00 часов, 24.00 часов, 06.00 часов. В журнале отсутствуют сведения о проведении исследований на PH показатель, остаточный активный хлор (мг/л), связанный хлор (мг/л) перед началом работы бассейна, то есть после технического перерыва с 05.00 часов за 1 июля 2023 года, 2 июля 2023 года, а также в 14.00 часов 3 июля 2023 года, что является нарушением требований пункта 6.2.32 СП 2.1.3678-20.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в отношении ООО "Ситиспорт" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и последующего привлечения к административной ответственности.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Выводы должностного лица и нижестоящих судов о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что допущены нарушения норм материального права и (или) нарушены предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили должностному лицу и судебным инстанциям сделать вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Право общества на защиту при производстве по делу не нарушено, правила территориальной подсудности соблюдены.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено обществу с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 7 июля 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 17 июля 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ситиспорт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Ситиспорт" Соколова С.А.- без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.