Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу защитника Павелко Артема Сергеевича, действующего на основании доверенности, в интересах Маматова Илдара Асгатовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 10 по Приволжскому судебному району г. Казани Республики Татарстан от 26 мая 2023 года, решение судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 30 июня 2023 года, вынесенные в отношении Маматова Илдара Асгатовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 10 по Приволжскому судебному району г. Казани Республики Татарстан от 26 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 30 июня 2023 года, Маматов Илдар Асгатович (далее - Маматов И.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Павелко А.С, действующий на основании доверенности, в интересах Маматова И.А. просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно примечания к данной норме употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0, 16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0, 3 и более грамма на один литр крови, либо в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
В силу пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
В силу части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 года N 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила освидетельствования).
Согласно пункта 2 Правил освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения.
В силу пункта 3 Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие у него одного или нескольких признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
С 1 марта 2023 года постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 года N 475 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 21 октября 2022 года N 1882, утвердившего новые Правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В новых Правилах изложены аналогичные признаки состояния опьянения и требования направления на медицинское освидетельствование (пункты 2, 8 Правил N 1882).
По делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежит учитывать, что определение факта нахождения лица в состоянии опьянения при управлении транспортным средством осуществляется посредством его освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, проводимых в установленном порядке (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как усматривается из материалов дела, 13 января 2023 года в 2 час. 00 мин. около дома N 36 корпуса 1 по улице Габишева города Казани Республики Татарстан Маматов И.А. управлял транспортным средством - автомобилем "Пежо 380", государственный регистрационный знак N, с признаками опьянения: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи.
В связи с наличием признаков опьянения должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами Маматову И.А. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, пройти которое он отказался (л.д. 4).
В соответствии с пунктом 10 Правил, направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Должностным лицом Маматов И.А. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, пройти которое он согласился.
Подпунктом 1 пункта 5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н, вступившего в силу, за исключением отдельных положений, с 26 марта 2016 года (далее - Порядок) определено, что медицинское освидетельствование проводится, в частности, в отношении лица, которое управляет транспортным средством, - на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, составленного в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
Согласно пункту 8 Порядка в процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением N 2 к указанному приказу (далее - Акт).
В силу пункта 9 Порядка после указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к Порядку.
Положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0, 16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. При положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха через 15-20 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха. Результаты первого исследования указываются в подпункте 13.1 Акта, повторного - в подпункте 13.2 Акта (второй и третий абзацы пункта 11 Порядка).
Согласно пункту 15 Порядка медицинское заключение "установлено состояние опьянения" выносится в случае освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 Порядка, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.
По результатам проведенного в отношении Маматова И.А. медицинского освидетельствования было вынесено заключение о его нахождении в состоянии опьянения, зафиксированное в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 13 января 2023 года N 126, проведенного в филиале ГАУЗ "Республиканский клинический наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" (л.д. 4).
Из содержания названного акта медицинского освидетельствования усматривается, что концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе у Маматова И.А. составила в результате первого исследования - 0, 766 мг/л, в результате второго - 0, 730 мг/л.
Таким образом, действия Маматова И.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом 16 РТ N 01847142 об административном правонарушении от 13 января 2023 года (л.д. 2); протоколом 16 ОТ N 231364 об отстранении от управления транспортным средством от 13 января 2023 года (л.д. 5); актом 16 АО N 167774 освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 13 января 2023 года (л.д. 4); протоколом 16 МТ N 00038673 о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 13 января 2023 года (л.д. 6); протоколом 16 СТ N 0564325 о задержании транспортного средства от 13 января 2023 года (л.д. 7); актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения N 126 от 13 января 2023 года (л.д. 4); рапортом инспектора ДПС ГИБДД ФИО6 от 13 января 2023 года (л.д. 11) и его показаниями в мировом, районном суде в качестве свидетеля; письменными объяснениями ФИО7 от 13 января 2023 года (л.д. 9) и её показаниями в мировом суде в качестве свидетеля; письменными объяснениями ФИО8 от 13 января 2023 года (л.д. 10) и её показаниями в мировом суде в качестве свидетеля; видеозаписью (л.д. 59, 123) и другими доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности в соответствии требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к названному лицу в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с участием двух понятых.
Действия Маматова И.А. правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Порядок и срок привлечения Маматова И.А. к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы заявителя о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства факта управления Маматовым И.А. транспортным средством опровергаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, среди которых показания ФИО7 и ФИО8, допрошенных в суде первой инстанции в качестве свидетелей и предупрежденных об административной ответственности за дачу ложных показаний по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые подтвердили, что непосредственно видели факт управления Маматовым И.А. транспортным средством.
Показания указанных лиц сомнений в достоверности не вызывают. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об их заинтересованности в исходе дела, материалы дела не содержат. Показания свидетелей, полученные в судебном заседании, последовательны, непротиворечивы, согласуются с иными материалами дела.
Утверждения в жалобе о том, что в судебное заседание не был вызван и не допрошен в качестве свидетеля ФИО9, который был в тот день в автомобиле, не свидетельствует о недоказанности вины Маматова И.А. в совершении вменяемого правонарушения.
Утверждения в жалобе о том, что судом необоснованно отказано в приобщении видеозаписи со смартфона Маматова И.А, не свидетельствует о нарушении его прав.
Основанием для направления Маматова И.А. в медицинскую организацию для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения послужило выраженное в устной форме волеизъявление Маматова И.А. о прохождении медицинского освидетельствования, после того, как он отказался пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Таким образом, пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинском учреждении Маматов И.А. устно согласился, однако от подписей в протоколе отказался. После этого Маматов И.А. в добровольном порядке прошел указанную процедуру, что отражено врачом психиатром-наркологом ФИО10 в акте от 13 января 2023 года N 126 (л.д. 4).
Из протокола 16 МТ N 00038673 о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 13 января 2023 года следует, что основанием для направления Маматова И.А. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения является отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д. 6).
Довод заявителя жалобы о том, что оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения не было, не соответствует действительности.
От подписания всех процессуальных документов, в том числе в графе о разъяснении ему прав, предусмотренных статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении, о получении копий документов Маматов И.А. отказался, распорядившись принадлежащим ему правом по своему усмотрению, о чем сделана соответствующая запись в этих документах. Подвергать сомнению факт разъяснения Маматову И.А. должностным лицом ГИБДД предусмотренных статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, оснований, не имеется, что подтверждается видеозаписью.
При этом Маматов И.А, имел возможность отразить возражения относительно содержания составленных в отношении него протоколов, однако никакие возражения не зафиксировал.
То обстоятельство, что к акту медицинского освидетельствования не приложен бумажный носитель (чек) не является безусловным основанием для удовлетворения жалобы, поскольку Правилами освидетельствования не предусмотрено приобщение к акту медицинского освидетельствования бумажного носителя.
В материалах дела об административном правонарушении имеется достаточная совокупность доказательств, позволившая судебным инстанциям сделать обоснованный вывод о виновности Маматова И.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Право Маматова И.А. на защиту не нарушено.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Вместе с тем имеются основания для изменения решения судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 30 июня 2023 года.
Из материалов дела следует, что в качестве доказательства виновности Маматова И.А. в совершении административного правонарушения судья Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан при вынесении решения 30 июня 2023 года сослался на письменные объяснения Маматова И.А. от 13 января 2023 года (л.д. 8).
При этом в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Маматов И.А. был предупрежден об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за дачу заведомо ложных показаний, в связи с чем указанные письменные объяснения являются недопустимым доказательством.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения указанного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Ввиду изложенного указание на письменные объяснения Маматова И.А. от 13 января 2023 года подлежит исключению из решения судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан, оставившим указанное постановление без изменения.
Вместе с тем указанное обстоятельство не влияет на законность обжалуемых судебных актов, так как совокупность иных доказательств является достаточной для правильного разрешения настоящего дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 30 июня 2023 года, вынесенное в отношении Маматова Илдара Асгатовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из числа доказательств письменные объяснения Маматова И.А. от 13 января 2023 года.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка N10 по Приволжскому судебному району г. Казани Республики Татарстан от 26 мая 2023 года, решение судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 30 июня 2023 года, оставить без изменения, жалобу защитника Павелко Артема Сергеевича, действующего на основании доверенности, в интересах Маматова Илдара Асгатовича - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.