Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу Фокина Артема Геннадьевича на вступившие в законную силу постановление судьи Промышленного районного суда г.Самары от 22 мая 2023 года, решение судьи Самарского областного суда от 5 июля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении президента Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" Фокина Артема Геннадьевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Промышленного районного суда г.Самары от 22 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Самарского областного суда от 5 июля 2023 года, президент Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" Фокин А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей
Заявленное ходатайство о приостановлении исполнительного производства по делу об административном правонарушении удовлетворению не подлежит, поскольку согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в связи с подачей жалобы лицами, перечисленными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недопустимо, поскольку частью 1 статьи 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такая возможность предусмотрена лишь в случае принесения прокурором протеста по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Фокин А.Г. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности, и о прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N255-ФЗ "О контроле за деятельностью находящихся под иностранным влиянием" материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Форма указаний, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", требования к размещению таких указаний и порядок их размещения установлены Правилами размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за дельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требования к их размещению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2022 г. N2108 "Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил текстовое указание установленной формы подлежит размещению в начале каждого текстового материала под заголовком либо в случае отсутствия заголовка непосредственно перед началом такого материала.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному круг лиц.
Согласно статье 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Самарская общественная организация ЛГБТ+ "Ирида" создана 6 июля 2022 г. Организация осуществляет свою деятельность без государственной регистрации (не зарегистрирована в качестве юридического лица), территория деятельности - Самарская область, г.Самара. Информационный ресурс организации - страница в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://vk.com/club214392174. Руководитель организации - президент Фокин Артем Геннадьевич. Устав организации размещен на странице в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://vk.com/wall-214392174_24.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N1741-р Самарская общественная организация ЛГБТ+ "Ирида" включена в реестр иностранных агентов. Данная информация доступна неограниченному кругу лиц и размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации по адресу: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov- 17022023.pdf.
Управлением Роскомнадзора по Самарской области в рамках полномочий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N742 "Об отдельных полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" 9 февраля 2023 г. в ходе проведенного анализа публикации в информационной телекоммуникационной сети "Интернет" в социальной сети "Вконтакте", распространенной Самарской общественной организацией ЛГБТ+"Ирида" 28 января 2023 г. в 19 часов 39 минут, выявлено нарушение части 3 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
28 января 2023 года в 19 часов 39 минут Самарская общественная организация ЛГБТ+ "Ирида" в информационной телекоммуникационной сети "Интернет" на странице в социальной сети "Вконтакте" распространила публикацию:
"Самарская общественная организация ЛГБТ+ "Ирида"
28 янв в 19:39
Самарская общественная организация ЛГБТ+ "Ирида"
Пятое (плановое) Общее собрание Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида"
Решение N 2/2023
Об отчёте Президента Организации
Самарская общественная организация ЛГБТ+ "Ирида" постановилапризнать удовлетворительным отчёт Президента Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" Фокина Артема Геннадьевича (приложение к решению) и не привлекать его за трату 50 (пятидесяти) рублей, так как они были компенсированы.
Подпись (президент Фокин А.Г.)
Подпись (секретарь Р-Чл-2). 28 января 2023 года".
По состоянию на 9 февраля 2023 г. публикация находилась в свободном доступе.
Указание о том, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, отсутствует.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления 9 марта 2023 г. главным специалистом-экспертом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области ФИО4 протокола NАП-63/5/107 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - президента Самарской общественной организации ЛГБТ + "Ирида" Фокина А.Г.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: уставом Самарской общественной организацией ЛГБТ+ "Ирида" (л.д.10-12); решением о внесении изменений в статьи Устава N-У/2022, решением об исправлении описки N-У/2022 ; решениями об изменении статьи 6.1, 13 Устава N З-У/2022, N-У/202, N-У/2022 (л.д. 10-17); решением N о подведении итогов вторых выборов президента организации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18); уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 19-24); актом от ДД.ММ.ГГГГ об изготовлении скриншотов по результатам осмотра страниц сайта в социальной сети "Вконтакте" https://vk.com по адресам https://vk.com/wall-214392174_24, https://vk.com/wall-214392174_163, https://vk.com/wall-214392174_162, скриншотами (л.д. 25-32); информацией Министерства юстиции Российской Федерации о Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" (л.д. 33-34); копиями обращений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-36);приложением к решению второго (планового) общего собрания Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37-39); решением Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" N об отчете президента на втором общем собрании (л.д. 40); выпиской по счету дебетовой карты (л.д.41-42); распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р о включении в реестр иностранных агентов Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" (л.д.44); информацией Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N (л.д. 45-46); копией обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47-48); актом от ДД.ММ.ГГГГ об изготовлении скриншотов по результатам осмотра страниц сайта в социальной сети "Вконтакте" https://vk.com по адресам https://vk.com/wall-214392174_163, скриншотами (л.д. 51-52) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности и порядок привлечения президента Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
При рассмотрении дела нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Законность и обоснованность постановления проверены судьей Самарского областного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств по настоящему делу не вызывает сомнений.
Материалами дела объективно подтверждается, что Самарская общественная организация ЛГБТ+ "Ирида", являясь иностранным агентом, распространив публикацию от ДД.ММ.ГГГГ в 19:39 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на странице социальной сети "Вконтакте" без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента, нарушила требования части 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Вопреки доводам жалобы рассмотрение вопроса о законности распоряжения Минюста о признании организации иностранным агентом в предмет рассмотрения настоящего дела не входит.
Вопреки доводам жалобы из анализа имеющихся в деле материалов не следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья вышел за пределы сформулированного должностным лицом обвинения заявителя в совершенном административном правонарушении, ухудшил его положение, рассмотрел дело с обвинительным уклоном либо иным образом взял на себя несвойственную для судов функцию, не связанную со всесторонним, полным, объективным и своевременным выяснением обстоятельств дела.
Оснований полагать, что право Фокина А.Г. на справедливое судебное разбирательство было нарушено, не имеется.
Доводы жалобы о необходимости применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с освобождением президента Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения, являлись предметом рассмотрения судей судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется
Судья Самарского областного суда обосновано указал в решении, что назначение адвоката при производстве по делу об административном правонарушении не предусмотрено законодательством. В ходе производства по делу об административном правонарушении, как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела в суде первой инстанции Фокину А.Г. были разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 вышеуказанного Кодекса, статьей 51 Конституции Российской Федерации, в том числе право на защиту. Непредоставление адвоката на этапе привлечения к административной ответственности (т.е. составления протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении) не нарушает конституционные права граждан, поскольку в указанных случаях граждане не лишены возможности обратиться к помощи адвоката для защиты своих прав в суде. С момента возбуждения дела об административном правонарушении президенту организации Фокину А.Г. разъяснено, что в соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях он вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, Фокин А.Г. имел возможность реализовать предоставленные ему процессуальные права без ограничений, его право на защиту при производстве по делу не нарушено.
Доводы заявителя, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на ином изложении фактических обстоятельств совершения административного правонарушения, были предметом исследования судебными инстанциями и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений. Новых доводов заявитель не представил, фактически настаивая на переоценке установленных судом обстоятельств. Суды пришли к правильным выводам о соблюдении процедуры привлечения президента Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" Фокина А.Г. к административной ответственности и отсутствии нарушений закона, влекущих отмену принятых судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, поскольку носит субъективный характер лица, привлеченного к административной ответственности, и не содержит правовой аргументации, объективно опровергающей выводы судебных решениях.
Административное наказание назначено президенту Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" Фокину А.Г. в пределах, предусмотренных санкцией статьи части 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном статьями 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Промышленного районного суда г.Самары от 22 мая 2023 года, решение судьи Самарского областного суда от 5 июля 2023 года, вынесенные в отношении президента Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида" Фокина Артема Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Фокина Артема Геннадьевича, оставить без удовлетворения.
Судья Э.Г. Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.