Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 27 июня 2023 года кассационную жалобу Кузьмина А.Н. на решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 2 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 мая 2023 года по административному делу N 2а-1345/2023 по административному исковому заявлению Кузьмина А.Н. об оспаривании распоряжения администрации Калининского района города Уфы Республики Башкортостан (далее - Администрация) от 28 октября 2022 года N 1264-р.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения административного истца Кузьмина А.Н. и заинтересованного лица Кузьминой А.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
9 октября 2012 года Кузьмин А.Н. обратился в Администрацию с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы молодой семьи, состоящей из 2 человек: себя и супруга Кузьминой А.Н. (л.д. 27).
Распоряжением главы Администрации от 2 ноября 2012 года N 1369р семья Кузьмина А.Н. включена в состав участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы.
14 июня 2016 года Администрация уведомила Кузьмина А.Н. о том, что его молодая семья являлась участником Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в Республике Башкортостан. Данная программа завершила свое действие (л.д. 90).
14 июля 2016 года Кузьмин А.Н. обратился в Администрацию с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы молодой семьи, состоящей из 2 человек: себя и супруга Кузьминой А.Н. (л.д. 26).
Распоряжением главы Администрации от 19 июля 2016 года N 947р семья Кузьмина А.Н. включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы с даты принятия решения о признании его семьи участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (л.д. 24).
Распоряжением Администрации от 28 октября 2022 года N 1264-р семья Кузьмина А.Н. исключена из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в Республике Башкортостан в связи с превышением возраста 35 лет одним из супругов (л.д. 11).
Не согласившись с распоряжением от 28 октября 2022 года, Кузьмин А.Н. оспорил его в судебном порядке.
Решением Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 2 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 мая 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Кузьмин А.Н. просит об отмене судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, приводя доводы о том, что на момент включения семьи административного истца в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы в 2012 году возраст супругов не превышал 35 лет. Кроме того, оспариваемое решение противоречит нормативным правовым актам, принятым в целях государственной поддержки молодых семей в связи с улучшением жилищных условий.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Как следует из условий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу пункта 22 указанных Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы являются, помимо прочего, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.
Абзацем вторым пункта 27 Правил предусмотрено, что в случае если на момент формирования исполнительным органом субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия в порядке, установленном исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках указанной федеральной целевой программы возникает и может быть реализовано исключительно на условиях, определенных Правительством Российской Федерации, при этом молодая семья должна отвечать требованиям, предъявляемым пунктом 6 Правил.
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив факт достижения административным истцом Кузьминым А.Н. 36-летнего возраста, в соответствии с пунктом 27 Правил, обоснованно исходили из того, что семья административного истца перестала отвечать требованиям, предъявляемым к молодым семьям, которые вправе участвовать в названной выше подпрограмме, и, соответственно, утратила право на участие в ней, в связи с чем пришли к правильному выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вопреки утверждению в кассационной жалобе, факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования и количества участников подпрограммы.
Как правильно констатировано судом апелляционной инстанции, бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, не влечет нарушение прав таких лиц, поскольку принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
Доводы кассационной жалобы о том, что на момент формирования списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году возраст ни одного из супругов Кузьминых не превышал 35 лет, а на момент принятия оспариваемого распоряжения в 2022 году возраст супруги административного истца Кузьминой А.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, также не превышал 35 лет, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании подпункта "а" пункта 6 Правил, который устанавливает возрастные ограничения в отношении каждого из супругов на момент принятия решения о включении молодой семьи - участницы ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Аргументы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 2 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузьмина А.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 11 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.