Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 6 июля 2023 года кассационную жалобу Вяхиревой Ю.А, Мироновой С.В. на решение Ленинского районного суда города Самары от 20 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 18 мая 2023 года по административному делу N 2а-5277/2022 по административному исковому заявлению Вяхиревой Юлии Александровны, Мироновой Светланы Вячеславовны к администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным постановления администрации городского округа Самара от 30 сентября 2021 года N 696 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома".
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, объяснения Вяхиревой Ю.А, Мироновой С.В. и их представителя Леоновой О.Л. в поддержку кассационной жалобы судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вяхирева Ю.А, Миронова С.В. (далее также - административные истцы) обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными постановления администрации городского округа Самара распоряжения Правительства Самарской области.
В обоснование административного иска указано, что многоквартирный дом N 124 в Ленинском районе г. Самара по ул. Садовая является объектом культурного наследия. Вяхирева Ю.А. проживает в указанном многоквартирном доме на основании договора социального найма, Миронова С.В. является собственником 7/30 доли в праве собственности на квартиру N 11а. Другими собственниками помещений в доме являются Департамент управления имуществом городского округа Самара и Самарский Фонд жилья и ипотеки.
Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от 9 октября 2014 года N 5018 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. С 2014 года работы по реконструкции дома не проведены, финансирование на сохранение объекта культурного наследия не выделено.
30 сентября 2021 года администрацией городского округа Самара вынесено постановление N 696 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома.
По мнению административных истцов, данное постановление является незаконным, поскольку оно принято на основании распоряжения Правительства Самарской области от 21 сентября 2021 года N 466-р, текст которого полностью не опубликован, а также вынесено в отношении земельного участка, границы которого не определены в соответствии с законодательством.
Распоряжение Правительства Самарской области от 21 сентября 2021 года N 466-р в части образования земельного участка под многоквартирным домом N 124 по ул. Садовая в Ленинском районе города Самара истцы считают незаконным по причине отсутствия официального опубликования содержательной части распоряжения, а также в связи с тем, что земельный участок сформирован произвольно, без учета границ жилого дома и объектов благоустройства, относящихся к имуществу многоквартирного дома.
Административные истцы просили суд: признать незаконными постановление администрации городского округа Самара от 30 сентября 2021 года N 696 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома" и распоряжение Правительства Самарской области от 21 сентября 2021 года N 466-р "Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе города Самара, утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 12 декабря 2017 года N 1052-р" в части, определяющей границы и размеры земельного участка под многоквартирным домом N 124, расположенным в Ленинском районе города Самара по ул. Садовая с кадастровым номером 63:01:051102:1111, площадью 524 кв.м (т. 2 л.д. 40-45).
Определением Ленинского районного суда города Самары от 20 декабря 2022 года административное исковое заявление Вяхиревой Ю.А, Мироновой С.В. в части требований к Правительству Самарской области о признании незаконным распоряжения Правительства Самарской области от 21 сентября 2021 года N 466-р "Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе города Самара, утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 12 декабря 2017 года N 1052-р" в части, определяющей границы и размеры земельного участка под многоквартирным домом N 124, расположенным в Ленинском районе города Самара по ул. Садовая с кадастровым номером 63:01:051102:1111 оставлено без рассмотрения.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 20 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 18 мая 2023 года, административное исковое заявление Вяхиревой Ю.А, Мироновой С.В. к администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным постановления администрации городского округа Самара от 30 сентября 2021 года N 696 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома" оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, административные истцы, выражая несогласие с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, просят отменить их ввиду несоответствия выводов судов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование приведены доводы о том, что в соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от 21 сентября 2021 года N 466-р изымаемый земельный участок образован без учета границ многоквартирного жилого дома и объектов благоустройства, относящихся к имуществу дома, а также о том, что оспариваемое постановление об изъятии вынесено в отношении земельного участка, границы которого не зарегистрированы в ЕГРН.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившихся участников, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Мироновой С.В. принадлежит на праве общей долевой собственности (7/30) жилое помещение - квартира N 11а, расположенная в жилом доме по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, дом 124 (т. 1 л.д. 12).
Вяхирева Ю.В. является нанимателем жилого помещения квартиры N 7 по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, дом 124 на основании договора социального найма N 1145/5 от 28 декабря 2019 года (т. 1 л.д. 13-15).
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Садовая, 124, литеры А, А1, А3 является объектом культурного наследия "Жилой дом на усадьбе С.А. Тузлукова" (т.1 л.д. 16-18).
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 9 октября 2014 года N 5018 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, дом 124, литеры А, А1, А2, А3, А4, а, а1, а2, а3 признан аварийным и подлежащим реконструкции (т. 1 л.д. 21).
В соответствии с пунктом 4 данного постановления собственникам помещений дома необходимо обратиться в министерство культуры Самарской области с заявлением о выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выполнить реконструкцию дома с учетом требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в течение двух лет с даты подписания постановления.
Собственниками помещений не проведена реконструкция дома, в связи с чем постановлением администрации от 30 сентября 2021 года N 696 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома. Согласно пункту 1 указанного постановления изымается земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным распоряжением Правительства Самарской области от 21 сентября 2021 года N 466-р (т. 1 л.д. 63-64).
Из материалов дела следует, что в установленный срок работы по реконструкции дома собственниками, в том числе Мироновой С.В, не проведены.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу действующего правового регулирования у административного ответчика имелись основания для начала процедуры изъятия земельного участка, на котором расположен указанный аварийный многоквартирный дом, и жилых помещений в нем.
Суд апелляционной инстанции, отвергая доводы апелляционной жалобы административных истцов, согласился с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, правильно указал, что постановление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, расположенных на нем по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, дом 124, принято администрацией городского округа Самара в соответствии с имеющимися полномочиями, с соблюдением установленного нормами Жилищного кодекса Российской Федерации порядка.
Кроме того, сделан вывод, что то обстоятельство, что Миронова С.В. обращалась с заявлением о выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и выполнение реконструкции дома и задание ей было выдано, а также что административные истцы обращались в Департамент управления имуществом городского округа Самара, с требованием о проведении реконструкции дома, не свидетельствует о том, что административными истцами выполнены требования пункта 4 распоряжения первого заместителя главы городского округа Самара от 9 октября 2014 года N 5018.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, считая их обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, оно производится в частности для государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, и не включенным в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 -9 настоящей статьи.
Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятий земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, согласно подпункту 4 пункта 2 названной нормы принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 данной статьи, должно быть обоснованно решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В силу пункта 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 данного Кодекса, которые принимаются, в том числе по их собственной инициативе.
В силу части 1 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (часть 2 статьи 56.6).
В соответствии с частью 3 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие
Согласно пункту 8 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, получили надлежащую оценку в судебных актах суда первой и апелляционной инстанций по итогам исследования собранных по делу доказательств в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Так, подлежат отклонению как безосновательные и не влекущие отмену обжалуемых судебных актов, утверждения подателей жалобы о том, что в соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от 21 сентября 2021 года N 466-р изымаемый земельный участок образован без учета границ многоквартирного жилого дома и объектов благоустройства, относящихся к имуществу дома, а также о том, что оспариваемое постановление об изъятии вынесено в отношении земельного участка, границы которого не зарегистрированы в ЕГРН и с которыми не согласны административные истцы, поскольку не соответствуют границам многоквартирного дома.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемый судебный акт приняты судом апелляционной инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 20 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 18 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вяхиревой Ю.А, Мироновой С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 11 сентября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.