Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 9 августа 2023 года кассационную жалобу Корякиной Капитолины Васильевны на решение Яранского районного суда Кировской области от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 11 июля 2023 года по административному делу N 2а-200/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кировской области к Корякиной К.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Корякиной К.В. - адвоката Смертина А.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя УФНС по Кировской области (правопреемник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кировской области) Булдаковой А.С, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
29 апреля 2021 года Корякиной К.В. в налоговый орган представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 год, в которой сумма дохода указана в размере 471 000 руб, сумма налога - 61 230 руб.
В связи с представлением налоговой декларации налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой 7 февраля 2022 года налоговым органом вынесено решение N 23 о привлечении Корякиной К.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе проведения проверки установлено, что налогоплательщиком в поданной 29 апреля 2021 года в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год в нарушение пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации занижена налоговая база по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 1 449 000 руб, в связи с чем Корякиной К.В. начислен налог на доходы физических лиц за 2020 год по ставке 13 % в размере 188 370 руб, исчислен штраф в размере 4 709, 25 руб.
25 марта 2022 года налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование N 597 об уплате налога и пени по состоянию на 24 марта 2022 года, установлен срок исполнения до 16 мая 2022 года.
Определением от 2 ноября 2022 года мировым судьей судебного участка N 51 Яранского судебного района Кировской области отменен судебный приказ N 2а-1801/2022 от 12 октября 2022 года, выданный по заявлению Межрайонной ИФНС N 5 по Кировской области о взыскании с Корякиной К.В. недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2020 год в размере 188 370 руб, пени в размере 9 431, 06 руб, штрафа в размере 4 709, 25 руб.
14 марта 2023 года налоговый орган обратился в суд настоящим административным иском.
Решением Яранского районного суда Кировской области от 13 апреля 2023 года административное исковое заявление налогового органа удовлетворено, с Корякиной К.В. в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 188 370 руб, пени за несвоевременную уплату налога за 2020 год за период с 16 июля 2021 года по 7 февраля 2022 года в размере 9 431, 06 руб, штраф за совершение налогового правонарушения в размере 4 709, 25 руб.; государственная пошлина в размере 5 225, 10 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 11 июля 2023 года решение Яранского районного суда Кировской области от 13 апреля 2023 года изменено, исключено указание на взыскание обязательных платежей и санкций в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Корякина К.В. в кассационной жалобе просит их отменить. Указывает, что определением Яранского районного суда Кировской области от 20 апреля 2022 года по делу N 2а-195/2022 прекращено производство по делу в связи с отказом Межрайонной ИФНС России N 5 по Кировской области от административного иска к ней о взыскании налога на доходы физических лиц за 2020 год. Предметом настоящего спора являются также требования Межрайонной ИФНС России N 5 по Кировской области к ней о взыскании налога на доходы физических лиц за 2020 год, которые ранее являлись предметом судебной проверки, по итогам которой принято определение о прекращении производства по делу, в связи с чем считает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению.
В поступивших в суд кассационной инстанции от представителя Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области письменных объяснениях ставится вопрос об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, обжалуемых судебных актов - без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанций.
В силу статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статей 218 - 221 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации).
Стороной административного ответчика при обжаловании судебного решения заявлялось о том, что налоговый орган ранее уже предъявлял административный иск о взыскании налога на доходы физических лиц за 2020 год на основании представленной 29 апреля 2021 года налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, производство по делу прекращено в связи с отказом административного истца от иска. Отклоняя данный довод, суд апелляционной инстанции указал, что отказ от административного иска был обусловлен представлением Корякиной К.В. 11 апреля 2022 года налоговому органу уточненной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 год.
С таким выводом нельзя согласиться
В предоставленной 11 апреля 2022 года уточненной налоговой декларации, как и в первичной налоговой декларации, была указана сумма дохода в размере 471 000 руб. В отличие от первичной налоговой декларации указана сумма налога - 0 руб.
При этом еще 7 февраля 2022 года налоговым органом уже было вынесено решение о привлечении Корякиной К.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, в адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование N 597 об уплате налога и пени по состоянию на 24 марта 2022 года, на основании которого 12 октября 2022 года был вынесен судебный приказ, а после его отмены налоговый орган обратился в суд настоящим административным иском.
На основании все той же налоговой декларации по форме 3-НДФЛ от 29 апреля 2021 года в адрес налогоплательщика было направлено требование N 5953 по состоянию на 23 июля 2021 года об уплате налога на доходы физических лиц в размере 61 230 руб. и пени в размере 78, 58 руб.
В связи с неисполнением требования на основании обращения налогового органа мировым судьей вынесен судебный приказ N 2а-1547/2021 от 21 октября 2021 года, который в связи с поступлением возражений относительно его исполнения отменен 17 ноября 2021 года.
21 февраля 2022 года налоговый орган обратился в суд в порядке, предусмотренном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о взыскании с Корякиной К.В. налога за доходы физических лиц за 2020 год в размере 61 230 руб. и пени за несвоевременную уплату налога за 2020 год начисленную с 16 июля 2021 года по 22 июля 2021 года, в сумме 78, 58 руб, возбуждено административное дело N 2а-195/2022.
Определение Яранского районного суда Кировской области от 20 апреля 2022 года прекращено производство по делу N 2а-195/2022 в связи с принятием судом отказа Межрайонной ИФНС России N 5 по Кировской области от административного иска к Корякиной К.В. о взыскании налога на доходы физических лиц за 2020 год.
То есть налоговым органом было инициировано две процедуры взыскания недоимки: в связи с исполнением решения о привлечении Корякиной К.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения и о взыскании исчисленного Корякиной К.В, но не уплаченного налога по налоговой декларации по форме 3-НДФЛ от 29 апреля 2021 года.
Таким образом, как в первом случае, так и во втором случае исчисление обязательных платежей, а также санкций осуществлялось на основании налоговой декларации от 29 апреля 2021 года или решения, принятого по результатам камеральной налоговой проверки, проведенной на основании данной налоговой декларации. Требования N 5953 по состоянию на 23 июля 2021 года и требование N 597 по состоянию на 24 марта 2022 года были направлены в адрес налогоплательщика ранее предъявления уточненной налоговой декларации от 11 апреля 2022 года. Следовательно, предъявление данной налоговой декларации никаким образом не отразилось на взыскании недоимки.
В данном случае предмет настоящего административного иска охватывает требования, заявленные в административном деле, производство по которому прекращено. Основанием исчисления обязательных платежей и санкций являлась неуплата налога на доходы физических лиц за 2020 год по налоговой декларации от 29 апреля 2021 года.
В этой связи вывод суда апелляционной инстанции, которым отклонены возражения административного ответчика о повторном предъявлении административного иска о взыскании обязательных платежей и санкции по налоговой декларации от 29 апреля 2021 года в связи с предоставлением уточненной налоговой декларации от 11 апреля 2022 года, нельзя признать состоятельным.
Пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для прекращения производства является вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления.
Таким образом, законодателем предусмотрен механизм, препятствующий повторному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Урегулированный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания обязательных платежей и санкций не предусматривает возможность одновременного их взыскания как на основании исчисленной налогоплательщиком суммы налога, но не уплаченной им, так и на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В связи с этим суду апелляционной инстанции в настоящем административном деле следовало определить размер обязательных платежей и санкций с учетом определения Яранского районного суда Кировской области от 20 апреля 2022 года, которым прекращено производство по делу N 2а-195/2022.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения процессуального закона повлекли принятие незаконного судебного акта.
Учитывая, что положения главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не наделяют суд кассационной инстанции полномочиями на принятие нового судебного акта в связи с неправильным применением нижестоящими судами норм процессуального закона, апелляционное определение подлежит отмене, административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть приведенное выше и принять решение при строгом соблюдении норм процессуального и материального закона.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 11 июля 2023 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Кировский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 25 сентября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.