Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Штырлиной М.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кугаевой Айнагули Галиулловны на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 25 мая 2023 года по гражданскому делу N 2-1618/2023 по иску Кугаевой Айнагуль Галиулловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Кугаева А.Г. обратилась в суд к ОПФР по Оренбургской области указав, что 28 октября 2022 года ею подано заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ОПФР по Оренбургской области от 30 ноября 2022 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не засчитаны периоды работы: с 07 октября 1996 года по 03 декабря 2001 года - младшая медицинская сестра по уходу за больными в отделении анестезиологии и реанимации МБУЗ "Городская клиническая больница N 1"; с 01 января 2022 года по 27 октября 2022 года - медицинская сестра-анестезист отделения анестезиологии-реанимации ГБУЗ "Городская больница г..Ясного" (с 01 мая 2021 года - ГБУЗ "Восточная территориальная межрайонная больница"); в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не засчитаны в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев периоды: с 07 октября 1996 года по 03 декабря 2001 года - младшая медицинская сестра по уходу за больными в отделении анестезиологии и реанимации МБУЗ "Городская клиническая больница N 1"; с 12 ноября 2002 года по 01 марта 2006 года (засчитано календарно) - медицинская сестра отделения анестезиологии и реанимации N 2 ГУЗ "Оренбургская областная клиническая больница N 2" (с 27 сентября 2011 года - ГАУЗ "Оренбургская областная клиническая больница N 2"); с 01 января 2022 года по 27 октября 2022 года - медицинская сестра-анестезист отделения анестезиологии и реанимации в ГАУЗ "ООКБ N 2". С указанным решением Кугаева А.Г. не согласна, полагает, что оно нарушает её права на пенсионное обеспечение.
Уточнив в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ исковые требования, истец Кугаева А.Г. окончательно просила суд: признать незаконными решение ОПФР по Оренбургской области от 30 ноября 2022 года и решение ОСФР по Оренбургской области от 25 января 2023 года; возложить на ОСФР Оренбургской области обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периоды работы: с 07 октября 1996 года по 03 декабря 2001 года - младшая медицинская сестра по уходу за больными в отделении анестезиологии и реанимации МБУЗ "Городская клиническая больница N4"; с 01 января 2022 года по 27 октября 2022 года - медицинская сестра-анестезист отделения анестезиологии-реанимации ГБУЗ "Городская больница г..Ясного" (с 01 мая 2021 года - ГБУЗ "Восточная территориальная межрайонная больница"); с 12 ноября 2002 года по 01 марта 2006 года - медицинская сестра отделения анестезиологии и реанимации N 2 ГУЗ "Оренбургская областная клиническая больница N 2" (с 27 сентября 2011 года - ГАУЗ "Оренбургская областная клиническая больница N 2"); возложить на ОСФР Оренбургской области обязанность назначить Кугаевой А.Г. досрочную страховую пенсию по старости с 28 октября 2022 года; взыскать ОСФР по Оренбургской области в пользу Кугаевой А.Г. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб, расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.
Определением суда от 25 января 2023 года произведено процессуальное правопреемство, ответчик ОПФР по Оренбургской области заменен на ОСФР по Оренбургской области в связи с реорганизацией.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 15 марта 2023 года исковые требования Кугаевой Айнагуль Галиулловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 25 мая 2023 года решение Ленинского районного суда г..Оренбурга от 15 марта 2023 года отменено в части признания незаконными решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области от 30 ноября 2022 года и решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области от 25 января 2023 года в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периода с 12 ноября 2002 года по 1 марта 2006 года - медицинская сестра отделения анестезиологии и реанимации N 2 ГУЗ "Оренбургская областная клиническая больница N 2", с 27 сентября 2011 года ГАУЗ "Оренбургская областная клиническая больница N 2"; возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периода с 12 ноября 2002 года по 1 марта 2006 года - медицинская сестра отделения анестезиологии и реанимации N 2 ГУЗ "Оренбургская областная клиническая больница N 2", с 27 сентября 2011 года ГАУЗ "Оренбургская областная клиническая больница N 2", принято в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Кугаевой Айнагуль Галиулловны.
Это же решение изменено в части размера взысканных расходов на оплату услуг представителя, постановлено взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области в пользу Кугаевой Айнагуль Галиулловны судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Кугаевой А.Г, ставится вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений и удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, 28 октября 2022 года Кугаева А.Г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ.
Решением ОПФР по Оренбургской области от 30 ноября 2022 года, а также решением ОПФР по Оренбургской области от 25 января 2023 года, вынесенном во изменении решения от 30 ноября 2022 года, истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
При этом, при определении права на досрочное пенсионное обеспечение в рамках постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, истцу в календарном и льготном исчислении стажа (1 год работы как 1 год и 6 месяцев) не были засчитаны периоды работы: с 07 октября 1996 года по 03 декабря 2001 года - младшая медицинская сестра по уходу за больными в отделении анестезиологии и реанимации ММУЗ "Городская клиническая больница N 4" (МБУЗ "Городская клиническая больница N 1"), поскольку наименование должности "младшая медицинская сестра по ходу за больными" не предусмотрено Номенклатурой должностей от 15 октября 1999 года N 377, и Списком от 22 сентября 1999 года N 1066. Кроме того, индивидуальные сведения за период работы с 29 июля 1998 года по 03 декабря 2001 года работодателем представлены без указания кода льготы, тем самым работодатель не подтверждает льготный характер работы. Льготный порядок исчисления стажа не применяется. с 01 января 2022 года по 27 октября 2022 года - медицинская сестра-анестезист отделения анестезиологии-реанимации ГБУЗ "Городская больница г..Ясного" (с 01 мая 2021 года - ГБУЗ "Восточная территориальная межрайонная больница"), поскольку индивидуальные сведения за период с 01 января 2022 года по 27 октября 2022 года работодателем на момент рассмотрения заявления Кугаевой А.Г. представлены не были, согласно выписки из ИЛС истца от 24 января 2023 года за период с 01 января 2022 года по 27 октября 2022 года работодателем предоставлен с льготным кодом на 1 ставку.
Кроме того, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, истцу в льготном исчислении стажа (1 год работы как 1 год и 6 месяцев) не были засчитаны периоды работы: с 12 ноября 2002 года по 01 марта 2006 года - медицинская сестра отделения анестезиологии и реанимации N 2 ГУЗ "Оренбургская областная клиническая больница N 2" (с 27 сентября 2011 года - ГАУЗ "Оренбургская областная клиническая больница N 2"; (засчитано календарно), поскольку представленными документами (трудовая книжка, справка работодателя) работа в должности медицинской сестры палатной, либо медицинской сестры-анестезистки не установлена. Индивидуальные сведения за 2003-2005 представлены с кодом ГД (без льготного порядка исчисления). По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 28 лет 03 месяца 20 дней, требуется 30 лет.
Решение суда в части включения в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периода работы с 1 января 2022 года по 27 октября 2022 года - медицинская сестра-анестезист отделения анестезиологии-реанимации в ГБУЗ "Городская больница г. Ясного", с 1 мая 2021 года ГБУЗ "Восточная территориальная межрайонная больница" представителем ответчика не обжаловалось, в связи с чем судом апелляционной инстанции не проверялось.
Разрешая исковые требования в части включения в специальный стаж в льготном исчислении периода с 7 октября 1996 года по 3 декабря 2001 года - младшая медицинская сестра по уходу за больными в отделении анестезиологии и реанимации МБУЗ "Городская клиническая больница N 1" и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что ни Списком от 6 сентября 1991 года N 464, ни Списком от 22 сентября 1999 года должность младшая медицинская сестра по уходу за больными не предусмотрена.
С данным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периода работы с 12 ноября 2002 года по 1 марта 2006 года, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что истец в спорный период работала в должности и учреждении здравоохранения, предусмотренных Перечнем от 29 октября 2002 года N 781.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом суда первой инстанции не согласился, указав что в перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющемся Приложением Правилам от 29 октября 2002 года N 781, правом на льготное исчисление стажа в указанном выше порядке обладают медицинские сестры палатные, в том числе старшие, медицинские сестры - анестезисты, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 Списка.
Из справки ГАУЗ "ООКБ N 2" от 15 сентября 2022 года N 167 установлено судом апелляционной инстанции, что Кугаева А.Г. в спорный период работала в отделении анестезиолгогии-реанимации N 2 в должности медицинской сестры. Со 2 марта 2006 года Кугаева А.Г. переведена на должность медицинская сестра-анестезист. При этом как установлено из штатных расписаний отделения анестезиологии - реанимации ГАУЗ "ООКБ N 2" на 2002 -2006 годы в данном отделении были предусмотрены медсестра реанимации и медицинская сестра-анестезист.
В тарификационных списках ГАУЗ "ООКБ N 2" за 2002 -2006 годы истец значилась в должности: на 1 января 2002 года - медсестра реанимации, м/с анестезист; на 17 марта 2003 года - медсестра реанимации, на 15 января 2004 года - медсестра реанимации.
Кроме того, согласно выписки из индивидуального лицевого счета Кугаевой А.Г, период работы истца с 12 ноября 2002 года по 1 марта 2006 года представлен работодателем без кода льгот "хирургия".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для включения в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев периода с 12 ноября 2002 года по 1 марта 2006 года, в связи с чем решение суда в указанной части отменил, с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В связи с тем, что специальный стаж истца с учетом исключенных судебной коллегии периодов работы составляет 29 лет 6 месяц 15 дней, при требуемых 30 годах, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить Кугаевой А.Г. досрочную страховую пенсию по старости не имеется.
При этом период с 1 января 2022 года по 27 октября 2022 года засчитан судом апелляционной инстанции продолжительностью 1 год 2 месяца 25 дней.
Так же суд апелляционной инстанции не согласился с суммой, взыскиваемой в возмещение соответствующих расходов на оплату услуг представителя, поскольку суд первой инстанции не в полной мере исходил из требований разумности и справедливости, характера рассматриваемого спора и категории дела, объема доказательной базы по данному делу, составления представителем искового заявления, участия представителя истца в подготовке дела к судебному разбирательству, а также трех судебных заседаниях. Исходя из разумности, обстоятельств дела и соотношения баланса интересов сторон, суд апелляционной инстанции посчитал, что присужденный заявителю размер расходов на оплату услуг представителя подлежит увеличению до 8 000 рублей.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены Решение (в неизмененной и неотмененной части) и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Доводы кассационной жалобы о неправомерности не включения в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периода работы с 12 ноября 2002 года по 1 марта 2006 года, отклонены судом апелляционной инстанции поскольку в перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющемся Приложением Правилам от 29 октября 2002 года N 781, правом на льготное исчисление стажа в указанном выше порядке обладают медицинские сестры палатные, в том числе старшие, медицинские сестры - анестезисты, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 Списка.
Поскольку данных условий судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, выводы суда апелляционной инстанции об отказе во включении указанного периода правомерен.
Доводы кассационной жалобы об обратном, основаны на неверном толковании норм права и переоценке доказательств.
Поскольку без указанного спорного периода, у истца отсутствует необходимый для назначения пенсии стаж, суд апелляционной инстанции правомерно отказа в назначении пенсии.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для включения в специальный (медицинский) стаж истца спорных периодов основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных актов. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебном акте.
Несогласие истца с толкованием судом апелляционной инстанции норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильного по существу судебного постановления.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 15 марта 2023 года (в неотмененной и неизмененной части) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 25 мая 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кугаевой Айнагули Галиулловны без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
М.Ю. Штырлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.