Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Юровой О.В, Судей Бросовой Н.В, Непопалова Г.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мубаракшина Фарита Ахметгалиевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11 мая 2023 года по гражданскому делу N 2-4038/2022 по иску Мубаракшина Фарита Ахметгалиевича к Управлению социальной защиты в Нижнекамском муниципальном районе, Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в Республике Татарстан, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству обороны Российской Федерации об установлении факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Истец Мубаракшин Ф.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты в Нижнекамском муниципальном районе, Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в Республике Татарстан об установлении факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В обоснование исковых требований указано, что истец проходил службу в военной части N (Украина) с 27 января 1986 года по 19 ноября 1987 года. Приказом от 30 апреля 1986 года N командира войсковой части N (майор В. ФИО11) был откомандирован для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30 километровой зоне. Для получения документального подтверждения участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС направлялись запросы в войсковую часть, архив МО Украины, центральный архив МО России. Нахождение истца на ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС дает Мубаракшину Ф.А. право на получение льгот предусмотренные действующим законодательством. Истец просил суд: установить факт его участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 30 километровой зоне в период с 26 апреля 1986 года по 1987 год; обязать надлежащего ответчика выдать истцу удостоверение участника ликвидации на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Определением суда, вынесенным без удаления в совещательную комнату с занесением в протокол судебного заседания от 23 августа 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 24 октября 2022 года в удовлетворении исковых требований Мубаракшина Фарита Ахметгалиевича к Управлению социальной защиты в Нижнекамском муниципальном районе, Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в Республике Татарстан, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству обороны Российской Федерации об установлении факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11 мая 2023 года решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 24 октября 2022 года отменено и принято новое решение.
Суд апелляционной инстанции определением от 27 марта 2023 года перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Основанием для такого перехода явилось рассмотрение исковых требований Мубаракшина Ф.А, в том числе предъявленных к Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе, не обладающему статусом юридического лица, без извещения и привлечения к участию в деле Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
В связи с рассмотрением дела без привлечения к участию в нем Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и в отсутствие представителя указанного министерства, постановленное по делу решение отменено на основании пункта 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной Мубаракшиным Ф.А, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и принятии нового решения.
От ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан поступил отзыв на кассационную жалобу.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая требования истца Мубаракшина Ф.А. по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что в соответствии с военным билетом НП N, выданным Мамадышским районным военным комиссариатом Татарской АССР 1 ноября 1985 года, Мубаракшин Ф.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был призван на действительную военную службу 1 ноября 1985 года и направлен в войсковую часть N. Приказом от 24 января 1986 года N истец был исключен из списков личного состава войсковой части N и направлен для дальнейшего прохождения службы в войсковую часть N, где с 27 января 1986 года проходил действительную службу первоначально в должности водителя третьего класса, в последующем - в должности мастера, откуда 19 ноября 1987 года на основании приказа Министра обороны СССР от 29 сентября 1987 года уволен в запас.
Из содержания нотариально удостоверенного перевода архивной справки N, выданной отраслевым Государственным архивом Министерства обороны Украины 19 декабря 2019 года, установлено, что в приказе командира войсковой части 45139 (по строевой части) от 30 апреля 1986 года N значится следующее: полагать убывшим рядового Мубаракшина Ф.А. (инициалы не расшифрованы) для выполнения мероприятий в районе Чернобыльской АС, убывший личный состав исключить из котлового довольствия и выдать сух.пайок; в приказе командира войсковой части N (по строевой части) от 8 мая 1986 года N значится следующее: полагать прибывшим р. Мубаракшина (так в приказе) Ф.А. (инициалы не расшифрованы) из района Чернобыльской АС. Прибывший личный состав срочной службы зачислить на котловое довольствие.
Согласно исторической справки в/ч N в период с 26 апреля 1986 года по 1987 год для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне направлялись команды и отдельные военнослужащие.
Полученные дозы облучения фиксировались в карточках учета доз радиоактивного облучения, журналы доз облучения в/ч 45139 на хранение в архив не поступали.
В 2020 году и в 2021 году истец обращался в МЧС Республики Татарстан с заявлениями о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС.
Ответом МЧС Республики Татарстан от 10 сентября 2020 года N в выдаче удостоверения отказано по мотиву отсутствия подтверждающих документов участия Мубаракшина Ф.Т. в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне, представленная архивная справка Министерства обороны Украины от 19 декабря 2019 года N не принята в связи с тем, что воинские части N и N в Перечне воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах, выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1990 годах, утвержденных приказом Министерства обороны Российской Федерации от 27 марта 2003 года N "О мерах по обеспечению социальной защиты личного состава вооруженных сил Российской Федерации и членов их семей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не значатся.
Ответом МЧС Республики Татарстан от 27 апреля 2021 года N также сообщено о необходимости предоставления документов, поименованных в пункте 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции, в подтверждение участия в ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС Мубаракшиным Ф.А. был представлен вышеуказанный военный билет, не содержащий сведений о его участии в ликвидации названной катастрофы.
Упомянутая ранее справка N, выданная отраслевым Государственным архивом Министерства обороны Украины в отсутствие апостиля компетентного органа Украины, а также не содержащая полных данных Мубаракшина Ф.А. (имени и отчества), суд апелляционной инстанции посчитал не является бесспорным и достаточным доказательством участия истца в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Суд апелляционной инстанции с учетом того, что в целях реализации компенсаций и льгот, установленных законодательством Российской Федерации для защиты прав и интересов военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, проходящих (проходивших) военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также членов семей указанных выше категорий граждан, проживавших совместно с ними в соответствующих зонах радиоактивного загрязнения или потерявших кормильца вследствие чернобыльской катастрофы Министром обороны Российской Федерации 27 марта 2003 года издан приказ N "О мерах по обеспечению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым в том числе утверждены Перечень воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1990 годах, и Перечень воинских частей внутренних войск, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Установив, что войсковая часть N, в которой Мубаракшин Ф.Т. проходил действительную службу в период с 27 января 1986 года по 19 ноября 1987 года, в данном приказе не поименована, а свидетельские показания, данные в суде первой инстанции сослуживцем Мубаракшина Ф.А. - ФИО4, имеющим удостоверение участника ликвидации Чернобыльской катастрофы, в рассматриваемом случае также посчитал не могут быть расценены в качестве достаточного и бесспорного доказательства, подтверждающего обоснованность заявленных исковых требований, поскольку порядком определен перечень документов, которыми может быть подтверждено участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом возможность подтверждения такого участия свидетельскими показаниями данным Порядком не предусмотрена, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Мубаракшиным Ф.А. требований об установлении факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и выдаче ему удостоверения участника ликвидации на Чернобыльской АЭС.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 3 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Перечисленным гражданам согласно части четвертой статьи 15 указанного закона выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным законом, с момента их предъявления.
Частью пятой статьи 15 названного закона предусмотрено, что Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным приказом МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21 апреля 2020 года утвердили Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее также - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются паспорт гражданина Российской Федерации и удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (абзацы первый - третий).
Вместе с тем абзац четвертый пункта 4 Порядка, кроме отмеченных выше и соответствующих закону требований о предоставлении документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения лицами, впервые обратившимися за получением удостоверения, содержит отдельное предписание о том, что при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи гражданину ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме перечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка.
Пунктом 6 Приказа МЧС РФ N 727, Минздравсоцразвития РФ N 831, Минфина РФ N 165н от 8 декабря 2006 года "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения), задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.
Как правомерно указано судом апелляционной инстанции, установление факта участия в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы является обязательным условием для выдачи соответствующего удостоверения, упомянутым выше Порядком определен перечень документов, которыми может быть подтверждено участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом возможность подтверждения такого участия свидетельскими показаниями данным Порядком не предусмотрена, документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка, содержащих сведения относительно выполнения истцом работ в зоне отчуждения, ни в уполномоченные органы, ни в суд представлено не было, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Мубаракшиным Ф.А. требований об установлении факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и выдаче ему удостоверения участника ликвидации на Чернобыльской АЭС являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о предоставлении доказательств - архивной справки, показания свидетеля ФИО5, повторяют позицию истца, заявленную в суде апелляционной инстанции, были предметом подробного изучения, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иные доводы направлены на переоценку исследованных доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11 мая 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Мубаракшина Фарита Ахметгалиевича без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Г.Г. Непопалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.