Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ошхунова З.М, судей Росиной Е.А, Усмановой Г.Ф.
с участием прокурора Гаринина Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Ставрополя к Администрации Ленинского района города Ставрополя об обязании привести в соответствие с ГОСТ детскую площадку, по кассационной жалобе главы администрации Ленинского района города Ставрополя Зорина А.В. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 25.01.2023 и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 18.04.2023.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ошхунова З.М, выслушав прокурора Гаринина Э.П, возражавшего против кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ленинского района города Ставрополя обратился в суд с иском (впоследствии уточненным) к администрации Ленинского района города Ставрополя об обязании привести в соответствии с ГОСТ Р 52169-2012 детскую площадку по улице Морозова, 46 города Ставрополя.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при эксплуатации детских игровых площадок, расположенных на территории Ленинского района города Ставрополя, в ходе которой выявлены нарушения закона. Так в ходе проверки установлено, что на детской площадке, расположенной по улице Морозова, 46 города Ставрополя, выявлены недостатки, влекущие увеличение риска детского травматизма, а именно: имеются сломанные элементы, поврежденные деревянные элементы, лакокрасочное покрытие, отсутствуют демпфирующего (ударопоглощающего) покрытия по всему периметру детской игровой площадки, оборудование является изношенным.
03.11.2022 главе администрации Ленинского района города Ставрополя внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако мер к их устранению не принято - детские площадки на территории района не приведены в соответствие с требованиями законодательства, в связи с чем, истец обратился в суд.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 25.01.2023, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 18.04.2023, исковые требования удовлетворены.
Суд обязал администрацию Ленинского района г. Ставрополя привести в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012 детскую площадку по улице Морозова, 46 города Ставрополя.
В кассационной жалобе главы администрации Ленинского района города Ставрополя Зорина А.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлениях, считая, что они с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Правилами благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года N 127, исходил из того, что администрацией Ленинского района г.Ставрополя не осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детских игровых площадок, в связи с чем на ответчика возложена обязанность привести муниципальную детскую площадку в соответствие с нормативными требованиями.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Доводы ответчика о том, что администрация Ленинского района города Ставрополя не вправе принимать решение о бюджетном финансировании работ по приведению детской площадки в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012 не могут явится основанием для освобождения ответчика от обязанности создания безопасных условий пребывания детей в местах отдыха, с учетом требований Федерального закона от 24.07.1998 N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в связи с чем, не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Федерального закона, целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона предусмотрено, что в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, в том числе по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Согласно положениям части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Требования к техническим характеристикам оборудования детских игровых площадок, его установке и эксплуатации установлены ГОСТом Р 52301-2013, в частности: контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец); результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца) (пункты 6.1, 6.2, 6.3).
Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки (пункт 7.7).
Учитывая приведенные нормы, выводы судебных инстанции о наличии у ответчика обязанности привести в соответствие с нормативными требованиями муниципальную детскую площадку являются законными и обоснованными.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений, судом кассационной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 25.01.2023 и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 18.04.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации Ленинского района города Ставрополя Зорина А.В. - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 25.01.2023 и апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 18.04.2023.
Председательствующий З.М. Ошхунов
Судьи Е.А. Росина
Г.Ф. Усманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.