Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кальчука Д. А. на решение Реутовского городского суда Московской области от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 20 по Московской области к Кальчуку Д. А. о взыскании задолженности по налогам, пени.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 20 по Московской области (далее - МИФНС России N 20 по Московской области, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением, просила взыскать с Кальчука Д.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере "данные изъяты" рублей; задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере "данные изъяты" рублей, по транспортному налогу за 2020 год в размере "данные изъяты" рублей, пени по транспортному налогу: за 2015 год в размере "данные изъяты" рублей, за 2016 год в размере "данные изъяты" рублей, за 2017 год в размере "данные изъяты" рублей, за 2018 год в размере "данные изъяты" рублей, за 2019 год по требованию N 34148 в размере "данные изъяты" рублей и по требованию N 8798 в размере "данные изъяты" рублей, за 2020 год в размере "данные изъяты" рублей; задолженность по земельному налогу за 2019 год в размере "данные изъяты" рубля, пени по земельному налогу за 2019 год в размере "данные изъяты" рублей, по земельному налогу за 2020 год в размере "данные изъяты" рублей, пени по земельному налогу за 2020 год в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование административного иска указано, что Кальчук Д.А. является плательщиком транспортного, земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц. Налогоплательщику направлялись налоговые уведомления и требования об уплате налогов и пеней, которые не исполнены. По обращению Инспекции мировым судьей был вынесен судебный приказ, который впоследствии отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
Решением Реутовского городского суда Московской области от 28 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 апреля 2023 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 июня 2023 года, Кальчук Д.А. просит отменить состоявшиеся судебные акты, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для взыскания с него налоговой задолженности.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Кальчук Д.А. в спорные налоговые периоды являлся собственником движимого и недвижимого имущества, следовательно, являлся плательщиком транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом Кальчуку Д.А. исчислены указанные выше налоги и в его адрес направлены налоговые уведомления посредством почтовой связи N 102372916 от 9 сентября 2016 года, N 65436124 от 21 сентября 2017 года, N 53754864 от 19 августа 2018 года, N 80100313 от 23 августа 2019 года, N 69806352 от 1 сентября 2020 года, N 75841995 от 1 сентября 2021 года, которые не исполнены.
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, на недоимку начислены пени и направлены требования N 12207 от 8 февраля 2021 года, N 8798 от 9 февраля 2021 года, N 34148 от 22 июня 2021 года, N 53679 от 20 декабря 2021 года об уплате задолженности по налогам и пени, которые также остались без исполнения.
По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N 327 Реутовского судебного района Московской области 28 апреля 2022 года вынесен судебный приказ о взыскании с Кальчука Д.А. задолженности по налогам и пени, который определением мирового судьи от 27 мая 2022 года отменен в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения. С административным иском в районный суд Инспекция обратилась 5 августа 2022 года.
Разрешая спор и удовлетворяя требования о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере "данные изъяты" рублей; по транспортному налогу за 2019 год в размере "данные изъяты" рублей, по транспортному налогу за 2020 год в размере "данные изъяты" рублей, пени по транспортному налогу за 2019 год по требованию N 34148 в размере "данные изъяты" рублей и по требованию N 8798 в размере "данные изъяты" рублей, пени по этому налогу за 2020 год в размере "данные изъяты" рублей; по земельному налогу за 2019 год в размере "данные изъяты" рубля, пени по земельному налогу за 2019 год в размере "данные изъяты" рублей, по земельному налогу за 2020 год в размере "данные изъяты" рублей, пени по земельному налогу за 2020 год в размере "данные изъяты" рублей, городской суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что налоги исчислены правильно, своевременно не уплачены, пени начислены обоснованно, порядок взыскания обязательных платежей и срок на обращение в суд соблюдены.
Судебная коллегия находит верными выводы судов в указанной части.
Наличие объектов налогообложения, размер налоговой базы, применение налоговых ставок, правильность исчисления налогов за 2019, 2020 годы и расчет пеней по ним в кассационной жалобе не оспариваются.
Доводы о пропуске Инспекцией срока на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и пеней были проверены судебными инстанциями, обоснованно отклонены с приведением мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия находит правильными обжалуемые судебные акты в части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год, по транспортному налогу за 2019, 2020 годы, по земельному налогу за 2019, 2020 годы, а также пеней по этим налогам за указанные периоды.
Вместе с тем, выводы судов о взыскании пеней по транспортному налогу: за 2015 год в размере "данные изъяты" рублей, за 2016 год в размере "данные изъяты" рублей, за 2017 год в размере "данные изъяты" рублей, за 2018 год в размере "данные изъяты" рублей сделаны без установления значимых для разрешения спора обстоятельств.
Так, согласно пункту 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных названным Кодексом.
Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в прежней редакции) пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Приведенные положения Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие необходимость уплаты пени с сумм налога, уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Приведенное толкование закона соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года N 422-О.
Взыскание пеней в отношении налога, который не был уплачен либо взыскан, не основано на законе, противоречит природе пеней как способу обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Между тем, значимый для разрешения спора вопрос о принудительном взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015-2018 годы либо ее фактической уплате в более поздние сроки, судебными инстанциями не обсуждался, соответствующие обстоятельства по делу не установлены.
Для выяснения данных обстоятельств судебная коллегия считает необходимым отменить постановленное по делу апелляционное определение в указанной части и направить административное дело в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 апреля 2023 года отменить в части оставления без изменения решения Реутовского городского суда Московской области от 28 ноября 2022 года в части взыскания пеней по транспортному налогу за 2015-2018 годы.
В указанной части административное дело направить на новое рассмотрение в Московский областной суд.
В остальной части решение Реутовского городского суда Московской области от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 сентября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.