Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Семенова В В на решение Кировского районного суда Калужской области от 2 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 8 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Семенова В В к МОМВД России "Кировский" об оспаривании действий по снятию с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Семенов В.В. обратился с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия МОМВД России "Кировский" по снятию его с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать восстановить в данной очереди под порядковым номером 1.
Требования мотивированы тем, что является пенсионером МВД России. 5 февраля 1991 года в составе семьи из трех человек был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако 17 ноября 2022 года снят с учета по причине увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие приобретения сыном иного жилого помещения. Считает незаконным снятие с учета, так как его статус не менялся с 2002 года.
Решением Кировского районного суда Калужской области от 2 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 8 июня 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 25 июля 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 4 августа 2023 года, Семенов В.В, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты, удовлетворить заявленные требования. В обоснование кассационной жалобы указывает, что на момент постановки на учет в 1991 году сын являлся несовершеннолетним и членом его семьи. В настоящее время сын проживает со своей супругой и ребенком в квартире площадью 54, 2 кв. м, которую приобрел в 2016 году по военному сертификату. Считает выводы судов об улучшении жилищных условий в результате приобретения сыном квартиры ошибочными, поскольку при определении учетной нормы площадь квартиры сына необоснованно суммарно посчитана с площадью принадлежащей ему квартиры (30, 7 кв. м).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, Семенов В.В, является пенсионером МВД России, 5 февраля 1991 года был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи из 3 человек: Семенов В.В, Семенова Л.А. (супруга) и Семенов И.В. (сын), ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Семенов В.В. и Семенова Л.А. с 4 декабря 2002 года, а Семенов И.В. с 25 октября 2005 года, зарегистрированы в однокомнатной квартире площадью 30, 7 кв, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности Семеновой З.В.
Семенов В.В. обращался с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 3 человек (он, жена Семенова Л.А, совершеннолетний сын Семенов И.В. 1990 года рождения), документов, подтверждающих обучение по очной форме не представил, в связи с чем, 13 июня 2013 года был принят на учет в составе семьи 2 человека (он и супруга), учетный номер - 195.
Письмом УМВД России по Калужской области от 28 марта 2022 года Семенову В.В. разъяснено, что оснований для предоставления служебного жилья не имеется, так как в настоящее время он не является сотрудником органов внутренних дел; по состоянию на 1 марта 2022 года номер очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - 159; номер очереди на улучшение жилищных условий - 1.
По информации Главы Кировской районной администрации от 24 июня 2022 года Семенов В.В. и члены его семьи (состав семьи 3 человека) состоят на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории муниципального образования "Городское поселение "Город Киров". Семенов В.В. значится в общем списке граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма; по состоянию на 23 июня 2022 года номер очереди - 324.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16 ноября 2022 года Семенов И.В. с 4 февраля 2016 года является собственником жилого помещения площадью 54, 3 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств и средств целевого жилищного займа, выдан 3 февраля 2016 года.
17 ноября 2022 года Семенов В.В. снят с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Семенова Л.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ года.
Семенов В.В. в собственности жилых помещений не имеет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что приобретенное сыном административного истца жилое помещение подлежит учету при определении нормы обеспеченности жилой площадью, суммарная общая площадь двух жилых помещений составляет 85, 2 кв. м (30, 7 + 54, 5):3, что больше учетной нормы, и не позволяло Семенову В.В. с февраля 2016 года состоять на жилищном учете, в связи с чем, решение жилищно-бытовой комиссии МОМВД России "Кировский" является законным.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" (действовавшего до 1 марта 2011 года) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона закреплено, что норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя (часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений данной части.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (пункт 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года).
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Установив, что Семенов И.В, являющийся членом семьи очередника, до настоящего времени зарегистрированный по месту жительства совместно со своим отцом Семеновым В.В. и признанный вместе с ним нуждающимся в улучшении жилищных условий, в феврале 2016 года приобрел в собственность жилое помещение общей площадью 54 кв. м, подлежащее учету при определении нормы обеспеченности жилой площадью, суды пришли к правильному выводу, что обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи на момент снятия Семенова В.В. с жилищного учета превышала установленную пунктом 2 решения Городской Думы МО ГП "Город Киров" Калужской области N 38 от 17 февраля 2006 года учетную норму площади жилого помещения, в связи с чем, снятие административного истца с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий является правомерным.
Доводы кассационной жалобы о том, что Семенов И.В. фактически не проживает по месту регистрации и не является членом семьи Семенова В.В, являлись предметом проверки судов нижестоящих инстанций и обоснованно были отклонены.
Согласно пункту 11 Порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 9 июня 2022 года N 405, в случае изменения жилищных условий, на основании которых очередник принимался на учет, и (или) сведений в ранее представленных документах после окончания перерегистрации очередник не позднее тридцати рабочих дней с даты, когда произошли такие изменения, представляет в жилищно-бытовую комиссию, в которой он состоит на учете, документы, подтверждающие такие изменения.
Вместе с тем, Семенов В.В, принятый на учет в составе семьи из 3 человек, сведений об изменении жилищных условий в связи с приобретением сыном жилого помещения в жилищную комиссию не сообщал, напротив, после февраля 2016 года предоставлял выписки из домовой книги, содержащие сведения о прежнем составе семьи.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции верными, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда Калужской области от 2 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 8 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Семенова В В - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 15 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.