Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУ МВД России по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 09 января 2023 года по административному делу N2а-3856/2022 по административному исковому заявлению Высочина Сергея Александровича к ГУ МВД России по Челябинской области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, пояснения представителя административного ответчика - Агафоновой И.О, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения по доводам кассационной жалобы представителя административного истца Коршунова С.Ю, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Высочин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Челябинской области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца от 24 декабря 2021 года, возложении обязанности продлить срок действия статуса вынужденного переселенца административному истцу.
Требования мотивировал тем, что имеет право на продление статуса вынужденного переселенца, с 2001 года признан вынужденным переселенцем, решением суда от 16 августа 2019 года было установлено, что он не входит в состав семьи "данные изъяты" "данные изъяты". и "данные изъяты" "данные изъяты".; проживает отдельно от бывшей супруги и от своих родителей в доме N "данные изъяты".
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 23 августа 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Высочина С.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Челябинского областного суда от 09 января 2023 года отменено решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 августа 2022 года, принято новое решение об удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 07 июля 2023 года) административный ответчик выражает несогласие с апелляционным определением, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы процессуального и материального права, просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции либо направить дело на новое рассмотрение.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемого судебного акта.
Необходимым условием признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконным по смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" супруг (супруга), дети и родители вынужденного переселенца, проживающие с вынужденным переселенцем, являются членами его семьи независимо от того, ведут они с ним общее хозяйство или нет, тогда как другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие с вынужденным переселенцем, признаются членами его семьи только в случае, если они ведут с ним общее хозяйство.
При этом срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно оснований, перечисленных в пункте 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Высочин С.А, "данные изъяты" года рождения, уроженец п. "данные изъяты", является гражданином "данные изъяты", ему был присвоен статус вынужденного переселенца 13 декабря 2001 года.
Семья Высочиных в составе из пяти человек (мать - "данные изъяты" "данные изъяты", отец - "данные изъяты" "данные изъяты", трое детей - "данные изъяты" "данные изъяты", Высочин С.А, Высочин "данные изъяты".) состояли на учете по Увельскому району Челябинской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 12 ноября 2007 года, в 2016 году дочь "данные изъяты" "данные изъяты". была исключена по заявлению в связи с вступлением в брак и приобретением жилья в собственность.
В 2019 году семья Высочиных согласно постановлению администрации Увельского муниципального района N564 от 23 апреля 2019 года снята с учета.
Решением Увельского районного суда от 16 августа 2019 года по делу N2-266/2019 "данные изъяты" "данные изъяты". с супругом восстановлены на учете в качестве нуждающихся; Высочину С.А. и "данные изъяты" "данные изъяты". отказано в заявленных требованиях, в том числе в восстановлении на учете и включении в состав семьи матери, поскольку в судебном заседании установлено наличие семейных отношений. Решение вступило в законную силу 24 сентября 2019 года.
Постановлением администрации Увельского муниципального района N265 от 13 февраля 2020 года Высочин С.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Высочин С.А. был включен администрацией Увельского района в список граждан участников ведомственной целевой программы "Оказания государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", подтвердивших свое участие в указанной целевой программе в 2021 году, 2022 году.
Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области "данные изъяты" "данные изъяты". и Высочин С.А. в список включены не были, в связи с необходимостью подтвердить факт проживания по месту жительства.
Решением Увельского районного суда Челябинской области 23 декабря 2020 года по делу N2-990/2020 установлен факт постоянного проживания Высочина С.А.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда по делу N11-7210/2021 от 06 июля 2021 года на Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области возложена обязанность включить "данные изъяты" "данные изъяты". в список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
06 декабря 2021 года Высочин С.А. обратился с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца в ГУ МВД России по Челябинской области. В заявлении указал, что фактически проживает по адресу: "данные изъяты".
24 декабря 2021 года ведущим специалистом-экспертом отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Челябинской области принято решение об отказе Высочину С.А. в продлении статуса вынужденного переселенца на основании пп. 1, 6 п. 5 ст. 5 Федерального закона "О вынужденных переселенцах", в связи с тем, что Высочин С.А. является членом семьи граждан Российской Федерации "данные изъяты" "данные изъяты". и "данные изъяты" "данные изъяты", имеющих в собственности жилое помещение на территории Челябинской области, а так же членами семьи граждан, получивших от органа государственной власти бюджетные средства на приобретение жилого помещения. В решении указано на то, что в заявлении Высочин С.А. указал на адрес фактического проживания: "данные изъяты", по которому зарегистрированы его родители.
Постановлением администрации Увельского муниципального района N 487 от 26 апреля 2022 года Высочин С.А. исключен из списка граждан-участников, по причине не продления срока статуса вынужденного переселенца.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, исходил из того, что Высочин С.А. являлся членом семьи граждан Российской Федерации "данные изъяты" "данные изъяты". и "данные изъяты" "данные изъяты". на момент предоставления им сертификата и имеющим в настоящий момент времени в собственности жилое помещение на территории Челябинской области, а также получивших от органа государственной власти бюджетные средства на приобретение жилого помещения; проживание Высочина С.А. в настоящее время по иному адресу от родителей, правового значения для данного дела не имеет.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции. Руководствуясь пунктами 1, 3 статьи 1, пунктами 2, 4, 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", положениями части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указав на то, что вступившим в законную силу решением Увельского районного суда Челябинской области от 16 августа 2019 года по делу N2-266/2019 установлено, что административный истец не является членом одной семьи совместно с родителями "данные изъяты" "данные изъяты". и "данные изъяты" "данные изъяты", указанное в решении административного ответчика основание отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца не нашло своего подтверждения, пришел к заключению о том, что оспариваемый отказ не соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", нарушает права административного истца, поскольку препятствует вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия этого статуса, а именно с 2001 года. В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
При установленных по данному делу фактических обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции.
Доводы административного ответчика о том, что отказ в продлении статуса вынужденного переселенца мотивирован наличием именно в период подачи и рассмотрения заявления о продлении статуса (декабрь 2021 года) у административного истца статуса члена семьи "данные изъяты" "данные изъяты". и "данные изъяты" "данные изъяты", которые получили бюджетные средства на приобретение жилого помещения и являются собственниками жилого помещения, сведенные к тому, что имелись правовые основания для вынесения административным ответчиком оспариваемого решения, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, которым установлено, что приведенное основание (Высочин С.А. является членом семьи "данные изъяты" "данные изъяты". и "данные изъяты" "данные изъяты".) в обоснование оспариваемого отказа не нашло своего подтверждения, в связи с чем, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Суждения кассатора о том, что решение Увельского районного суда Челябинской области от 16 августа 2019 года по делу N2-266/2019 необоснованно учтено судом апелляционной инстанции противоречат положениям статей 16, 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, решением Увельского районного суда от 16 августа 2019 года, вступившим в законную силу, "данные изъяты" "данные изъяты". с супругом восстановлены на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, этим же решением установлено, что Высочин С.А. и "данные изъяты" "данные изъяты". не являются членами семьи вынужденного переселенца - матери "данные изъяты" "данные изъяты".
В дальнейшем, в 2020 году "данные изъяты" "данные изъяты". и "данные изъяты" "данные изъяты", реализуя свое право на обеспечение жилым помещением в рамках ведомственной целевой программы, как вынужденные переселенцы за счет средств федерального бюджета, рассчитанных без учета их сыновей, в том числе, Высочина С.А, приобрели квартиру по адресу: "данные изъяты"
Как следует из содержания административного иска, административный истец проживает на жилой площади, предоставленной ему по договору найма по адресу: "данные изъяты", он проживает отдельно от родителей. Согласно пояснениям административного истца, данным им в ходе рассмотрения дела, родители проживают в Южноуральске с момента приобретения вышеуказанной квартиры. Как следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: "данные изъяты", приобретена 28 январе 2020 года.
Ссылка подателя кассационной жалобы на решение Увельского районного суда Челябинской области 23 декабря 2020 года по делу N2-990/2020 не свидетельствует о законности оспариваемого решения административного ответчика и, вопреки доводам жалобы, сама по себе не подтверждает позицию административного ответчика о том, что Высочин С.А. являлся членом семьи "данные изъяты" "данные изъяты". и "данные изъяты" "данные изъяты". на момент подачи и рассмотрения заявления о продлении статуса вынужденного переселенца в декабре 2021 года, таких доказательств в материалы дела не представлено. Тогда как, из материалов настоящего дела следует, что родители административного истца проживают по другому адресу, с момента предоставления Высочину С.А. статуса вынужденного переселенца до настоящего времени у административного истца изменений фактических обстоятельств, в том числе жилищного обустройства, не произошло, государственная поддержка на обустройство в новом месте жительства ему не оказана.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены апелляционного определения.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены апелляционного определения в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 09 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по Челябинской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 07 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.