Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Зеленовой Е.Ф., рассмотрев гражданское дело N2-2315/2020 по иску Ройзмана Арона Абрамовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о взыскании стоимости набора социальных услуг, по кассационной жалобе Ройзмана Арона Абрамовича на решение мирового судьи судебного участка N 6 Чкаловского судебного района г.Екатеринбурга Свердловской области от 10 июля 2020 года и апелляционное определение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга Свердловской области от 13 сентября 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Ройзман А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г.Екатеринбурга Свердловской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о взыскании выплаты в виде стоимости набора социальных услуг за период с мая 2017 года по декабрь 2017 года в размере 8 391 руб. 76 коп.
В обоснование исковых требований указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-10 г.Екатеринбурга, является инвалидом 2 группы имеет право пользоваться набором социальных услуг в соответствии с Федеральным Законом N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года. Из его пенсии ежемесячно производились отчисления в размере 1048, 97 руб. за период с мая 2017 года по декабрь 2017 года за набор социальных услуг, которыми воспользоваться он не мог, в связи с чем написал заявление об отказе от получения социальных услуг на 2018 год.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 Чкаловского района Свердловской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 6 Чкаловского судебного района Свердловской области, от 15 апреля 2019 года, в удовлетворении исковых требований Ройзмана А.А. отказано.
Апелляционным определением Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга Свердловской области от 03 декабря 2019 года решение мирового судьи судебного участка N 3 Чкаловского судебного района Свердловской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 6 Чкаловского судебного района Свердловской области, от 15 апреля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ройзмана А.А. - без удовлетворения.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 марта 2020 года решение мирового судьи судебного участка N 3 Чкаловского судебного Свердловской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 6 Чкаловского судебного района Свердловской области, от 15 апреля 2019 года и апелляционное определение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга Свердловской области от 03 декабря 2019 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением мирового судьи судебного участка N 6 Чкаловского судебного района г.Екатеринбурга Свердловской области от 10 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Ройзмана А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г.Екатеринбурга Свердловской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о взыскании выплат отказано.
Апелляционным определением Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга Свердловской области от 13 сентября 2022 года решение мирового судьи судебного участка N 6 Чкаловского судебного района Свердловской области от 10 июля 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ройзмана А.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Ройзман А.А. просит отменить решения судов первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству суда кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что такого рода оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Ройзман А.А. является инвалидом второй группы и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" с 15 мая 2017 года.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ройзман А.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 6.1, 6.2, 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", исходил из того, что часть ежемесячной денежной выплаты, на которую имеют право инвалиды, может направляться на финансирование предоставляемых инвалиду социальных услуг, при этом допускается отказ гражданина, относящегося к указанной категории, от получения набора социальных услуг, законодателем установлена дата - 01 октября текущего года, до наступления которой гражданин должен определиться в натуральной форме или денежном выражении он желает получать государственную социальную помощь в следующем году. Установив, что истцом до 01 октября 2016 года заявление об отказе от получения набора социальных услуг, предоставляемых в 2017 году, не подавалось, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для выплаты Ройзман А.А. стоимости набора социальных услуг за период с мая 2017 года по сентябрь 2017 года.
Дополнительно судом отмечено, что не использование истцом всего комплекса прав на получение социальных услуг не может свидетельствовать о неправомерности действий Пенсионного фонда и не порождает у ответчика обязанности по выплате истцу стоимости набора социальных услуг.
Правовых оснований для взыскания с Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области стоимости набора социальных услуг судом не установлено, по мотиву того, что в силу Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178 "О государственной социальной помощи" заявление от гражданина об отказе от получения социальных услуг на следующий год принимается территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, на органы Федеральной службы исполнения наказаний такая обязанность не возложена.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан предусмотрены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которому право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, под которым подразумевается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 1), имеют, в том числе, инвалиды (пункт 8 статьи 6.1).
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (часть 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ в редакции, действующей на 15 мая 2017 года).
Порядок предоставления набора социальных услуг установлен статьей 6.3 вышеприведенного Закона, согласно которому учет права граждан на предоставление социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина; периодом предоставления социальных услуг является календарный год.
При этом частями 3 и 4 данной статьи предусмотрено право гражданина на отказ от получения набора социальных услуг полностью либо в части, а также на возобновление его (ее) предоставления, которое реализуется путем подачи заявления непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр или иным способом (в том числе путем направления заявления в форме электронного документа).
В соответствии с пунктом 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года.
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Из части 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" следует, что федеральный законодатель установилдату (1 октября текущего года), до наступления которой гражданин должен определиться, в натуральной форме или в денежном выражении он желает получать государственную социальную помощь в следующем году.
При этом возможность изменения после этой даты выбора между набором социальных услуг и денежной компенсацией, не предусмотрена, как не предусмотрена действующим законодательством и компенсация за предоставляемые, но не использованные услуги.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11 мая 2012 года N 817-О, от 03 апреля 2014 года N 686-О, от 23 октября 2014 года N 2425-О установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом механизма реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, направлено на обеспечение его эффективного функционирования.
Обусловливая возникновение у гражданина права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг установлением ему ежемесячной денежной выплаты и одновременно предусматривая оплату таких услуг посредством удержания части ежемесячной денежной выплаты, законодатель предоставил гражданину право выбора - получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты.
Реализация права выбора формы предоставления социальной поддержки предполагает подачу гражданином в срок до 1 октября текущего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему социальных услуг.
Сроки подачи соответствующих заявлений и периоды предоставления мер социальной поддержки в избранной гражданином форме установлены с учетом необходимости их надлежащего финансового и организационного обеспечения и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств обращения Ройзмана А.А. до 01 октября 2016 года с заявлением об отказе от набора социальных услуг, доказательств наличия препятствий к такому обращению в установленный законом срок, и то, что истец вправе самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму получения мер социальной поддержки в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной компенсации, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ройзмана А.А. не имелось.
Доводы кассационной жалобы Ройзмана А.А. о том, что с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг он не обращался, не опровергают правильность выводов судов, поскольку в силу действующего законодательства право граждан на получение социальных услуг осуществляется с даты установления в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты, дополнительное согласие гражданина либо его заявление не требуется.
При разрешении спора судами первой и апелляционной инстанции факт подачи Ройзман А.А. до 01 октября 2016 года заявления об отказе от получения набора социальных услуг достоверными и допустимыми доказательствами не подтвержден, на обстоятельства подачи такого заявления истец не ссылался.
Правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 6 Чкаловского судебного района г.Екатеринбурга Свердловской области от 10 июля 2020 года и апелляционное определение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга Свердловской области от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ройзмана Арона Абрамовича - без удовлетворения.
Судья Зеленова Е.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.