Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи гражданское дело N2-2448/2022 по иску Атамановой Элины Валерьевны к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края о признании приказов незаконными, взыскании среднего заработка за время отстранения от работы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 04 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края Максимова С.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения Атамановой Э.В. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Атаманова Э.В. обратилась в суд с иском к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края (далее ТФОМС Пермского края) о признании незаконным приказа от 08 ноября 2021 года N562-к "Об отстранении от работы", приказа от 09 ноября 2021 года N 567- "Об отстранении от работы", приказа от 03 ноября 2021 года N 599 "О допуске в помещение ТФОМС Пермского края", приказа от 24 ноября 2021 года N 648 "Об обязательной вакцинации работников ТФОМС Пермского края от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; о возложении обязанности выплатить средний заработок за время вынужденного прогула с 08 ноября 2021 года до дня отмены приказа от 08 ноября 2021 года N 562-к "Об отстранении от работы" и приказа от 09 ноября 2021 года N 567-к "Об отстранении от работы"; о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком на основании трудового договора от 15 января 2007 года, в настоящее время является главным специалистом отдела правового обеспечения ТФОМС Пермского края, работники которого не являются государственными служащими. 03 ноября 2021 года в конце рабочего дня непосредственный руководитель (начальник отдела правового обеспечения) вручил ей уведомление от 02 ноября 2021 года, согласно которому работодатель в одностороннем порядке как условие к допуску на рабочее место, расположенное по адресу: г..Пермь, ул.Уральская, 119, выдвинул императивное условие - наличие с собой при явке на рабочее место документов, поименованных в пункте 5.6 (6) Указа Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121. У нее как у работника отсутствует обязанность предоставлять работодателю медицинские документы (заключения, справки) и раскрывать их содержание. Предоставление работодателю сведений о заболеваниях работника и медицинских противопоказаниях для выполнения работы является нарушением требований законодательства о сохранении врачебной тайны и запрета на получение и обработку специальных категорий персональных данных. С 04 по 07 ноября 2021 года были праздничные и выходные дни. 08 ноября 2021 года при явке на работу её не допустили на рабочее место в кабинет 804 (8 этаж), заместитель начальника отдела правового обеспечения потребовала предъявить медицинские документы, указанные в уведомлении, что она делать отказалась. Также 08 ноября 2021 года в 08-16 час. она была ознакомлена с приказом ТФОМС Пермского края от 03 ноября 2021 года N599-р "О допуске в помещения ТФОМС Пермского края". В это же время был оформлен акт проверки наличия документов у работников ТФОМС Пермского края от 08 ноября 2021 года и приказ от 08 ноября 2021 года N562-к "Об отстранении от работы".
При явке на работу 09 ноября 2021 года её вновь не допустили на рабочее место. В 08-18 час. был составлен акт проверки наличия документов у работников ТФОМС Пермского края от 09 ноября 2021 года, в отношении нее вынесен приказ об отстранении от работы от 09 ноября 2021 года N 567-к с периодом отстранения от работы с 09 ноября 2021 года до момента предоставления документов, указанных в пункте 5.6 (6) Указа Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121. 10 ноября 2021 года она явилась на работу и её вновь не допустили к рабочему месту, акт проверки наличия документов не составлялся, приказ об отстранении от работы от 09 ноября 2021 года является длящимся. Уже после отстранения от работы в декабре 2021 года в ее адрес поступил приказ ТФОМС Пермского края от 24 ноября 2021 года N 648 "Об обязательной вакцинации работников ТФОМС Пермского края от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", изданный после отстранения. Незаконными действиями работодателя ей причинен моральный вред.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 23 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 04 апреля 2023 года, приказ Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края от 08 ноября 2021 года N 562-к "Об отстранении от работы", приказ от 09 ноября 2021 года N 567-к "Об отстранении от работы" признаны незаконными; на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края возложена обязанность выплатить Атамановой Э.В. средний заработок за время вынужденного прогула за период с 08 ноября 2021 года по 14 июля 2022 года; с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края в пользу Атамановой Э.В. взыскана компенсация морального вреда в сумме 5000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Дополнительным решением Ленинского районного суда г. Перми от 18 января 2023 года с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края в пользу Атамановой Э.В. взыскан средний заработок за время отстранения от работы с 08 ноября 2021 года по 14 июля 2022 года в сумме 228965, 86 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 04 апреля 2023 года решение Ленинского районного суда г.Перми от 23 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Указывает на соблюдение процедуры отстранения истца от работы, на то, что при рассмотрении дела проверке подлежала обоснованность принятия ТФОМС Пермского края решения об отстранении Атамановой Э.В. от работы. При наличии принятого в субъекте постановления Главного государственного санитарного врача о проведении вакцинации определенной категории работников, работодатель был вправе отстранить работника от работы при отсутствии документов, подтверждающих прохождение вакцинации от новой коронавирусной инфекции или противопоказаний к вакцинации. Судом неверно определена дата, с которой у работодателя возникла обязанность отстранения Атамановой Э.В. от работы при отсутствии документов, подтверждающих прохождение вакцинации или противопоказаний к ней, настаивает на том, что соответствующее право у работодателя возникло с 08 ноября 2021 года. При разрешении спора судами не приняты во внимание действия сторон при выполнении требований законодательства об ограничительных мерах, не учтено добросовестное поведение работодателя, предоставление работнику возможности к реализации своих прав. Уведомлением от 02 ноября 2021 года и приказом от 08 ноября 2021 года ТФОМС Пермского края проинформировал Атаманову Э.В. о невозможности допуска на рабочее место при отсутствии документов, подтверждающих прохождение вакцинации, наличие противопоказаний к вакцинации. Истец выразила свое несогласие с документами по правовым основаниям, но не проинформировала о дальнейших действиях, которые она намерена предпринять в связи с доведением до нее информации о введении ограничительных мер при допуске на рабочее место. Указывает на наличие в действиях Атамановой Э.В. злоупотребление правом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края осуществляет деятельность в области обязательного медицинского страхования, деятельность фонда в период организации мер против новой коронавирусной инфекции не приостанавливалась.
Атаманова Э.В. на основании трудового договора от 15 января 2007 года, дополнительных соглашений к трудовому договору осуществляет трудовую деятельность в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Пермского края в должности главного специалиста отдела правого обеспечения.
03 ноября 2021 года директором Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края издан приказ N599 "О допуске в помещения ТФОМС Пермского края", согласно которому с 08 ноября 2021 года допуск работников ТФОМС Пермского края на рабочие места в помещения ТФОМС Пермского края по адресу: г.Пермь, ул.Уральская, 119, осуществляется при наличии: либо сертификатов вакцинации от COV1D-19, либо QR-кодов, подтверждающих вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при условии, что с даты выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо справок о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19, выданных врачебными комиссиями в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Согласно пункта 2 указанного приказа, создана комиссия по допуску работников ТФОМС Пермского края на рабочие места в помещения ТФОМС Пермского края. Комиссия при допуске работников на рабочие места в помещения ТФОМС Пермского края обеспечивает проверку наличия документов, указанных в пункте 1 приказа; при отсутствии у работника документов, указанных в пункте 1 приказа, составляет акт проверки наличия документов у работников ТФОМС Пермского края. В случае составления акта комиссией в соответствии с пунктом 3.2 приказа подготавливается приказ об отстранении работника от работы (пункт 4 приказа).
С данным приказом Атаманова Э.В. ознакомлена 08 ноября 2021 года, выразила несогласие с ним.
03 ноября 2021 года Атамановой Э.В. вручено уведомление от 02 ноября 2021 года, согласно которому в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 года N 206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", Указом Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N121 работодатель просит с 08 ноября 2021 года при допуске на рабочие места ТФОМС Пермского края по адресу: г.Пермь, ул.Уральская, 119, иметь документы, поименованные в пункте 5.6 (6) Указа Губернатора Пермского края N121. Во избежание отстранения от работы в соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации и с целью реализации пункта 14(1) Указа Губернатора Пермского края N121 просит в срок до 12-00 час. 03 ноября 2021 года сообщить работодателю об имеющихся основаниях в соответствии с вышеуказанным пунктом Указа Губернатора Пермского края N 121 для перевода на дистанционную работу.
На основании приказа от 08 ноября 2021 года N 562-к ТФОМС Пермского края 08 ноября 2021 года Атаманова Э.В. отстранена от работы без сохранения заработной платы в соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, Указом Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121, постановлением Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 года N206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", на основании акта ТФОМС Пермского края от 08 ноября 2021 года.
С указанным приказом Атаманова Э.В. ознакомлена 08 ноября 2021 года, выразила несогласие с ним.
Согласно акту проверки наличия документов у работников ТФОМС Пермского края от 08 ноября 2021 года 08-15 час. Атамановой Э.В. не представлены сертификат вакцинации от COVID-19 либо QR-код, подтверждающие вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при условии, что с даты выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо справка о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19, выданная врачебными комиссиями в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации. Атаманова Э.В. ознакомлена с актом проверки 08 ноября 2021 года, представила письменные возражения.
На основании приказа от 09 ноября 2021 года N 567-к ТФОМС Пермского края 09 ноября 2021 года Атаманова Э.В. отстранена от работы без сохранения заработной платы на период с 09 ноября 2021 года до момента предоставления документов, указанных в пункте 5.6(6) Указа Губернатора Пермского края N 121; с указанным приказом Атаманова Э.В. ознакомлена 09 ноября 2021 года, выразила несогласие с ним, представила письменные возражения.
В акте проверки от 09 ноября 2021 года указано, что Атамановой Э.В. не представлены сертификат вакцинации от COVID-19 либо QR-код, подтверждающие вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при условии, что с даты выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо справка о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19, выданная врачебными комиссиями в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации. Атаманова Э.В. ознакомлена с актом проверки 09 ноября 2021 года, представила письменные возражения.
24 ноября 2021 года директором ТФОМС Пермского края издан приказ N 648 "Об обязательной вакцинации работников ТФОМС Пермского края от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно которому в срок до 01 декабря 2021 года необходимо организовать вакцинацию работников ТФОМС Пермского края от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (пункт 1.1); на период действия Указа Губернатора Пермского края N 121 и постановления N206 организовать учет сведений о прохождении работниками ТФОМС Пермского края вакцинации от COVID-19, сертификатов вакцинации от COVID-19 либо QR-код, подтверждающих вакцинацию от COVID-19 или перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при условии, что с даты выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо справок о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации от COVID-19, выданных врачебными комиссиями в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации (пункт 1.2).
Пунктом 2 приказа предусмотрено, что с 01 декабря 2021 года работники ТФОМС Пермского края, не прошедшие вакцинацию от COVID-19, не имеющие QR-кодов, подтверждающих перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при условии, что с даты выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо справок о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации от COVID-19, выданных врачебными комиссиями в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации, подлежат отстранению от работы.
С данным приказом истец ознакомлена 14 января 2022 года.
Приказом ТФОМС Пермского края от 04 марта 2022 года N 95 "О признании утратившими силу отдельных приказов ТФОМС Пермского края, регулирующих допуск в помещения ТФОМС Пермского края" признан утратившим силу приказ ТФОМС Пермского края от 03 ноября 2021 года N 599 "О допуске в помещения ТФОМС Пермского края".
Приказом ТФОМС Пермского края от 14 июля 2022 года N 305 "О признании утратившими силу приказов ТФОМС Пермского края об обязательной вакцинации работников ТФОМС Пермского края от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" признан утратившим силу приказ ТФОМС Пермского края от 24 ноября 2021 года N648 "Об обязательной вакцинации работников ТФОМС Пермского края от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Приказом ТФОМС Пермского края от 14 июля 2022 года N 431-к "О признании утратившими силу приказов ТФОМС Пермского края об отстранении от работы" признаны утратившими силу приказ ТФОМС Пермского края от 08 ноября 2021 года N 562-к "Об отстранении от работы", приказ ТФОМС Пермского края от 09 ноября 2021 года N 567-к "Об отстранении от работы"; из содержания приказа следует, что Атаманова Э.В. допущена к исполнению должностных обязанностей с 15 июля 2022 года.
Как установлено судом до отстранения от работы Атаманова Э.В. не прошла вакцинацию от коронавирусной инфекции (COVID-19), не являлась переболевшей COVID-19 (не имеет соответствующего подтвержденного медицинской организацией диагноза).
Из представленной истцом в суд справки врачебной комиссии N 45 от 25 февраля 2022 года АО "Медицинский центр "Философия красоты и здоровья", следует, что у Атамановой Э.В. по состоянию здоровья имеются постоянные медицинские противопоказания к проведению всех профилактических прививок препаратами национального календаря прививок, в том числе для проведения вакцинации против COVID-19.
Данная справка о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 истцом работодателю не представлялась.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования о признании приказов об отстранении от работы незаконными, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 21, 76, Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", исходил из того, что ответчик является организацией, осуществляющей деятельность в области обязательного медицинского страхования, работники которой подлежат вакцинации в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 года N 206, лица, не имеющие прививки против новой коронавирусной инфекции либо не предоставившие сведения о перенесенном заболевании, наличии противопоказаний подлежат отстранению от работы. Установив, что во исполнения постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 года N206 ответчиком был издан приказ N648 от 24 ноября 2021 года об обязательной вакцинации работников ТФОМС Пермского края от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), указанным приказом был установлен срок вакцинации работников ТФОМС Пермского края от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) - до 01 декабря 2021 года, срок предоставления сведений о прохождении вакцинации от COVID-19, сертификатов вакцинации от COVID-19 либо QR- кода, подтверждающих вакцинацию от COVID-19 или сведений о перенесении новой коронавирусной инфекции (COVID-19), суд признал незаконными приказы об отстранении истца от работы от 08 ноября 2021 года и от 09 ноября 2021 года, ввиду их издания до истечении установленного работодателем срока прохождения вакцинации и предоставлении необходимых сведений.
Установив наличие у Атамановой Э.В. права до 01 декабря 2021 года выполнить требования приказа N648 от 24 ноября 2021 года и пройти вакцинацию либо предоставить справку о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации от COVID-19, суд пришел к выводу о нарушении работодателем процедуры отстранения истца от работы.
Признав приказы об отстранении истца от работы незаконными, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ТФОМС Пермского края в пользу Атамановой Э.В. среднего заработка за период вынужденного прогула с 08 ноября 2021 года по 14 июля 2022 года (с учетом предоставленных Атамановой Э.В. в указанный период дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком - инвалидом, ежегодного отпуска).
Установив нарушение прав работника, суд взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. Определяя размер компенсации, суд учел объем и характер допущенных ответчиком нарушений, их длительность, степень и характер нравственных страданий истца, а также принцип разумности и справедливости.
Установив, что отстранение Атамановой Э.В. от работы состоялось на основании приказа от 08 ноября 2021 года N562-к и приказа от 09 ноября 2021 года N567-к; при этом на дату рассмотрения дела приказ от 03 ноября 2021 года N599 и приказ от 24 ноября 2021 года N648 отменены ответчиком, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены оспариваемых Атамановой Э.В. приказов от 03 ноября 2021 года и от 24 ноября 2021 года.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которыми работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе проведение профилактических прививок (статьи 29, 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно пункту 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Правовые основы государственной политики в области системы мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок (иммунопрофилактика инфекционных болезней) осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право, в том числе, на бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании, и отказ от профилактических прививок.
При этом, в силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715.
Приказом Минздрава России от 09 декабря 2020 года N 1307н в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Таким образом, отстранение от выполнения трудовых обязанностей работника, не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение его конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 21 ноября 2013 года N 1867-О).
Исходя из системного анализа указанных норм права отказ от профилактических прививок работника, в том числе, от вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19) влечет у работодателя обязанность отстранить такого работника от исполнения трудовых обязанностей без выплаты заработной платы, а его действия в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Постановлением Главного санитарного врача по Пермскому краю от 15 октября 2021 года N400 внесены изменения в пункт 1.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 года N 206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" в соответствии с которыми, к числу лиц, подлежащих обязательной вакцинации отнесены граждане, осуществляющие деятельность в сфере пенсионного, социального и медицинского страхования.
Указом Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае" предписано руководителям, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим указом, обеспечить выполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 года N206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" в части организации проведения профилактических прививок против COVID-19; перевод на дистанционный режим работающих граждан старше 60 лет и лиц, имеющих хронические заболевания, в течение 4 недель для вакцинации (в случае отсутствия медицинских противопоказаний) и формирования иммунитета (п. 14(1)).
Пунктом 5 Указа Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N121 установлены ограничения для организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим Указом, в том числе согласно п.5.6(6) организации, осуществляющие деятельность в сферах, установленных в пункте 1.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 года N 206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", и находящиеся в административно-деловых центрах, в том числе бизнес-центрах, деловых центрах, осуществляют допуск на рабочие места работников при наличии либо сертификатов вакцинации от COVID-19, либо QR-кодов, подтверждающих вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при условии, что с даты выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо справок о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции COV1D-19, выданных врачебными комиссиями в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Пункт 5.6(6) введен Указом Губернатора Пермского края от 22 октября 2021 года N 146 и вступил в действие с 08 ноября 2021 года.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что отстранение истца от работы осуществлено на основании приказа от 08 ноября 2021 года и приказа от 09 ноября 2021 года, с которыми она ознакомлена 08 ноября 2021 года и 09 ноября 2021 года соответственно.
При этом приказом от 24 ноября 2021 года установлен срок вакцинации работников ТФОМС Пермского края - 01 декабря 2021 года.
Давая правовую оценку действиям работодателя, суды обоснованно исходили из того, что до издания приказа об отстранении работника от работы, работодатель обязан организовать прохождение работниками вакцинации, определить сроки её прохождения и предоставления соответствующих документов, и только по истечении установленного срока принять меры к отстранению работника от работы, не прошедшего вакцинацию и не представившего соответствующие медицинские документы.
Судами на основании представленных доказательств обоснованно установлено нарушение порядка отстранения истца от работы с 08 ноября 2021 года, то есть до истечения установленного работодателем срока для прохождения вакцинации и представления медицинских документов (01 декабря 2021 года).
Отстранение истца от работы с 08 ноября 2021 года (в связи с изданием Указа Губернатора Пермского края от 22 октября 2021 года N146) работодателем, не выполнившим на тот период времени обязанность по организации вакцинации, влечет нарушение трудовых прав работника.
Установив, что истец относится к лицам, которые подлежат обязательной вакцинации согласно постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 года N 206, но при этом ответчиком была нарушена процедура отстранения истца от работы, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Атамановой Э.В. о признании незаконными приказов об отстранении ее от работы, взыскании среднего заработка за время отстранения от работы, компенсации морального вреда.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене судебных постановлений не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 августа 2022 года, дополнительное решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 04 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.