Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-154/2023 по иску Строганковой Светланы Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости, по кассационным жалобам Строганковой Светланы Владимировны, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области на решение Артинского районного суда Свердловской области от 05 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловской области от 15 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Строганкова С.В. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, 02 октября 2020 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, продолжительностью не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, несоблюдение условий, предусмотренных приложением 7 к вышеуказанному закону.
07 ноября 2022 года истец вновь обратилась в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении льготной пенсии, в удовлетворении которого отказано по аналогичным основаниям. Полагает решения ответчика незаконными, поскольку неправомерно не включены в специальный страховой стаж периоды работы с 01 ноября 1991 года по 17 июня 1992 года в Алексеевской средней школе N 3 Республики Казахстан в должности пионерской вожатой; с 01 сентября 1993 года по 21 июня 1996 года в качестве учащейся Акмолинского педагогического института им. С. Сейфуллина Республики Казахстан; с 02 сентября 1996 года по 21 февраля 1997 года в Алексеевской профтехшколе N 10 республики Казахстан, в должности преподавателя; 22 февраля 1997 года по 18 августа 1997 года в социальном приюте для детей и подростков Управления социальной защиты населения Артинского района, в должности воспитателя.
С учетом изложенного просила вышеуказанные периоды зачесть в специальный страховой стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, обязать ответчика установить страховую пенсию по старости, предусмотренную пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 02 октября 2020 года.
Определением Артинского районного суда Свердловской области от 05 апреля 2023 года производство по делу в части исковых требований о включении в льготный стаж периода работы Строганковой С.В. с 22 февраля 1997 года по 18 августа 1997 года в социальном приюте для детей и подростков Управления социальной защиты населения Артинского района, прекращено на основании абзаца 4 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что данный период работы пенсионный орган включил в специальный стаж истца на основании решения N 764141/22 от 14 марта 2023 года.
Решением Артинского районного суда Свердловской области от 05 апреля 2023 года исковые требования Строганковой С.В. удовлетворены частично. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области возложена обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Строганковой С.В. с 01 ноября 1991 года по 17 июня 1992 года в должности пионерской вожатой в Алексеевской средней школе N 3 Республики Казахстан; с 02 сентября 1996 года по 21 февраля 1997 года - в должности преподавателя в Алексеевской профтехшколе N 10 Республики Казахстан. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловской области от 15 июня 2023 года решение Артинского районного суда Свердловской области от 05 апреля 2023 года в части удовлетворения исковых требований Строганковой С.В. о включении в специальный страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода работы в должности пионерской вожатой Алексеевской средней школы N 3 Республики Казахстан с 01 ноября 1991 года по 17 июня 1992 года, отменено. В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении вышеназванных исковых требований отказано. В остальной части решение Артинского районного суда Свердловской области от 05 апреля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Строганкова С.В. просит отменить судебные постановления в части отказа во включении в специальный стаж периода обучения в высшем учебном заведении и периода работы в качестве пионервожатой, ссылаясь на их незаконность.
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в части удовлетворения исковых требований, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 02 октября 2020 года истец Строганкова С.В, 05 июля 1974 года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 11 января 2021 года N 127523241/20 в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, продолжительностью не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, несоблюдение условий, предусмотренных приложением 7 к вышеуказанному закону.
07 ноября 2022 года Строганкова С.В. вновь обратилась в орган пенсионного обеспечения с заявлением об установлении указанной пенсии. В соответствии с решением ответчика от 08 февраля 2023 года N 764141/22 в удовлетворении данного заявления отказано, стаж на соответствующих видах работ составил 21 год 10 месяцев 27 дней.
Согласно принятым решениям в специальный страховой стаж не включены периоды работы истца с 01 ноября 1991 года по 17 июня 1992 года в Алексеевской средней школе N 3 Республики Казахстан в должности пионерской вожатой в связи с несоответствием Спискам наименования должности; период обучения с 01 сентября 1993 года по 21 июня 1996 года в Акмолинском педагогическом институте им. С. Сейфуллина Республики Казахстан в связи с тем, что включение указанного периода не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516; с 02 сентября 1996 года по 21 февраля 1997 года в Алексеевской профтехшколе N 10 Республики Казахстан, в должности преподавателя в связи с несоответствием наименования учреждения.
Из архивной справки N 39 от 17 января 2023 года, выданной Государственным учреждением "Отделом образования по Аккольскому району Управления образования Акмолинской области" следует, что в документах по личному составу архивного фонда Государственным учреждением "Отделом образования по Аккольскому району Управления образования Акмолинской области" имеются сведения о работе Строганковой (Мироненко) С.В.: с 01 ноября 1991 года принята пионервожатой в Алексеевскую среднюю школу N 3 (приказ от 01 ноября 1991 года N 209-к); с 17 июня 1992 года уволена по собственному желанию (приказ от 17 июня 1992 года N 50). Представлены сведения о начислении заработной платы.
Из архивной справки НАО "Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева" следует, что Строганкова (Мироненко) С.В. обучалась в Акмолинском университете им. С.Сейфуллина, в настоящее время НАО "Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева". Зачислена 03 августа 1992 года (приказ N 735 от 03 августа 1992 года) на 1 курс дневного отделения исторического факультета по специальности "История", окончила 25 июня 1996 года (приказ N 376 от 25 июня 1996 года) с присвоением квалификации учитель истории. Выдан диплом серии ЖБ-П N 0104432, рег. N 18552 от 21 июня 1996 года.
Из трудовой книжки Строганковой С.В. следует, что первая запись указана о том, что 01 ноября 1991 года принята временно Алексеевским РайОНО пионервожатой в Алексеевскую среднюю школу N 3, 17 июня 1992 года уволена; 03 августа 1992 года зачислена на первый курс Акмолинского педагогического института им. С. Сейфуллина Республики Казахстан, 20 августа 1996 года обучение закончено; 02 сентября 1996 года принята на работу в Алексеевскую профшколу N 10 преподавателем общеобразовательных дисциплин, 25 февраля 1997 года уволена.
Из архивной справки от 27 августа 2020 года, выданной Государственным коммунальным казенным предприятием "Агротехнический колледж, город Акколь" при управлении образования Акмолинской области (ранее Профессиональная школа N 10) Строганкова С.В. действительно работала в ПТШ N 10 (профессионально-техническая школа N 10) в качестве преподавателя общеобразовательных дисциплин с 02 сентября 1996 года (приказ N 80 от 02 сентября 1996 года) по 25 февраля 1997 года (приказ N 14 от 25 февраля 1997 года). За периоды работы не находилась на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком, в отпуске без сохранения заработной платы.
Разрешая спор и удовлетворяя требование о включении в специальный стаж период работы с 01 ноября 1991 года по 17 июня 1992 года в должности пионерской вожатой в Алексеевской средней школе N 3 Республики Казахстан, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N 1397 года, исходил из того, что действующим ранее пенсионным законодательством предусматривалось включение периодов работы в должности пионервожатой в педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, истец имеет не менее 2/3 педагогического стажа, а потому требования о включении периода работы в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью с 01 ноября 1991 года по 17 июня 1992 года подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж период с 01 ноября 1991 года по 17 июня 1992 года в должности пионерской вожатой в Алексеевской средней школе N 3 Республики Казахстан и отказывая в удовлетворении данного требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", пунктами 2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N 1397 года, исходил из того, что сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения иных периодов деятельности, в том числе периода работы в качестве штатных пионервожатых, предусмотрено только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397; поскольку до 01 января 1992 года Строганкова С.В. не имела стажа педагогической деятельности в учреждениях, организациях, должностях, поименованных Перечнем N 1397, а потому спорный период времени не может быть зачтен в стаж, требуемый для назначения льготной пенсии.
Отказывая в удовлетворении требования о включении в специальный стаж период обучения с 01 сентября 1992 года по 21 июня 1996 года в Акмолинском пединституте им. С. Сейфуллина, Республики Казахстан, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", пунктом 2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N 1397 года, исходил из того, что на основании абзаца 5 пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (утратило силу с 01 октября 1993 года) предусматривалось включение в стаж работы учителей и других работников просвещения времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность; впоследствии законодательство, регулирующее правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, не предусматривало возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях; поскольку на момент признания постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратившим силу (01 октября 1993 года) обучение Строганковой С.В. в высшем учебном заведении завершено не было, то оснований для включения в специальный стаж периодов обучения в педагогическом учебном заведении не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными вывода суда первой инстанции, отметив, что временем обучения в учебном заведении является период с даты зачисления до даты отчисления, поэтому необходимо учитывать весь период обучения в заведении, а не отдельную его часть. Поскольку на момент признания постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, утратившим силу 01 октября 1993 года, обучение истца в высшем учебном заведении завершено не было, истцом не соблюдена совокупность условий, необходимая для включения в стаж периода обучения. При этом непосредственно перед обучением в институте, истцом педагогическая деятельность не осуществлялась.
Удовлетворяя требование о включении в специальный стаж период работы с 02 сентября 1996 года по 21 февраля 1997 года в должности преподавателя в Алексеевской профтехшколе N 10 Республики Казахстан, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, исходил из того, что трудовая деятельность осуществлялась истцом в должности преподавателя в учреждения начального профессионального образования, то есть в должности и учреждении предусмотренном Списками N 463 и N 781, в связи с чем пришел к выводу о том, что спорный период работы подлежит включению в льготный стаж.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, не предусматривает такое наименование как "профессионально-техническая школа". Вместе с тем, Список содержит такие наименования учреждений как "школы и школы-интернаты всех типов и наименований", а также средние специальные учебные заведения, колледжи, профессионально-технические учебные заведения всех типов и наименований, высшие профессиональные училища (технические лицеи).
Установив из архивной справки Государственного коммунального казенного предприятия "Агротехнический колледж, город Акколь", что Строганкова С.В. работала в профессионально-технической школе N 10 в качестве преподавателя общеобразовательных дисциплин с 02 сентября 1996 года по 25 февраля 1997 года, на основании статьи 1 пункта 28, 29 Закона Республики Казахстан "Об образовании" профессионально-техническая школа переименована в профессиональную школу, впоследствии переименована в коммунальное государственное учреждение "Агротехнический колледж N 10, город Акколь Аккольской район" управления образования Акмолинской области", суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда, что трудовая деятельность осуществлялась истцом в должности преподавателя в учреждении, предусмотренном Списками, в связи с чем спорный период работы подлежит включению в льготный стаж.
Отказывая в удовлетворении требования о назначении досрочной пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции исходил из того, что с учетом включенных судом в стаж на соответствующих видах работ периодов работы истца с 01 ноября 1991 года по 17 июня 1992 года и с 02 сентября 1996 года по 21 февраля 1997 года, а также с учетом периода с 22 февраля 1997 года по 18 августа 1997 года в должности воспитателя в Управлении социальной защиты населения Артинского района Социальный приют для детей и подростков, включенного на основании решения N 764141/22 от 14 марта 2023 года, на момент первого обращения 02 октября 2020 года стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости, составил 23 года 6 месяцев 1 день, что менее требуемого 25 летнего стажа педагогический деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отказе в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия специального стажа требуемой продолжительности.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов о включении в специальный стаж периода работы в должности преподавателя в Алексеевской профтехшколе N 10 Республики Казахстан, об отказе во включении в специальный стаж периода обучения в высшем учебном заведении, отказе в назначении досрочной пенсии, выводы суда апелляционной инстанции об отказе во включении в специальный стаж периода работы в качестве пионервожатой являются правильными.
Довод кассационной жалобы истца о том, что период пионервожатой подлежит зачету в специальный стаж, поскольку она имеет стаж работы продолжительностью 16 лет 8 месяцев, что составляет не менее 2/3 стажа, не может быть принят во внимания, поскольку основан на неправильном понимании норм материального права.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется в том числе:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781);
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 463);
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", был утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 года N 1397).
Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Не предусматривалась должность пионервожатой и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Сохранение возможности зачета педагогическим работникам в стаж работы по специальности работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых допускается только при условии работы в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17 декабря 1959 года N 1397, т.е. до 01 января 1992 года, и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Поскольку до 01 января 1992 года у истца отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отказе во включении в специальный стаж периода работы с 01 ноября 1991 года по 17 июня 1992 года в должности пионерской вожатой в Алексеевской средней школе N 3 Республики Казахстан.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца, сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых допускается только при наличии стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года.
Довод кассационной жалобы истца о наличии оснований для включения в специальный страховой стаж периода обучения в Акмолинском педагогическом институте им. С. Сейфуллина Республики Казахстан с 01 сентября 1993 года по 21 июня 1996 года, на момент поступления в образовательное учреждение законодательство предусматривало включение в льготный стаж периоды обучения, если ему предшествовала и за ним следовала педагогическая деятельность, не может быть принят во внимание, поскольку основан на неправильном понимании заявителем норм материального права.
В соответствии с абзацем пятым пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 устанавливалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Впоследствии законодательство, регулирующее правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, не предусматривало возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях.
Учитывая, что временем обучения в учебном заведении является период с даты зачисления до даты отчисления, суды сделали правильный вывод, что необходимо учитывать весь период обучения в заведении, а не отдельную его часть.
Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности обучения в педагогических учебных заведениях и университетах допускается только при условии прохождения обучения в период действия Положения от 17 декабря 1959 года N 1397, то есть до 01 января 1992 года (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Вопреки доводам кассационной жалобы, поскольку на момент признания постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, утратившим силу 01 октября 1993 года, обучение истца в высшем учебном заведении завершено не было, до 01 января 1992 года у истца отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности, суды правомерно отказали во включении в специальный стаж период обучения в Акмолинском педагогическом институте им. С. Сейфуллина Республики Казахстан с 01 сентября 1993 года по 21 июня 1996 года.
Довод кассационной жалобы ответчика об отсутствии оснований для включения периода работы с 02 сентября 1996 года по 21 февраля 1997 года - в должности преподавателя в Алексеевской профтехшколе N 10 Республики Казахстан, является необоснованным.
В соответствии со Списком N 463, подлежащим применению к спорному периоду, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользовались преподаватели, работающие в школах всех типов и наименований, в профессионально-технических учебных заведениях всех типов и наименований.
Установив, что Строганова С.В работала в профессионально-технической школе N 10 в качестве преподавателя общеобразовательных дисциплин с 02 сентября 1996 года по 25 февраля 1997 года, впоследствии профессионально-техническая школа переименована в профессиональную школу, в дальнейшем школа переименована в коммунальное государственное учреждение "Агротехнический колледж N 10, город Акколь Аккольской район" управления образования Акмолинской области", суды сделали правильный вывод, что трудовая деятельность осуществлялась истцом в учреждении и должности, предусмотренном Списком, в связи с чем спорный период работы подлежат включению в льготный стаж.
Довод кассационной жалобы о том, что в Республике Казахстан с 27 июля 1996 года педагогические работники не пользуются правом на досрочное назначение пенсий, поэтому период работы истца в качестве преподавателя с 02 сентября 1996 года по 21 февраля 1997 года не давал ей права на льготное обеспечение, поэтому Строганкова С.В, работая в указанной должности на территории Республики Казахстан такое право не приобрела; если на территории государства, где осуществлялась работа в спорные периоды, у гражданина не возникало право на пенсию, в связи с законодательной отменой института досрочных пенсий, указанное право не может возникнуть и на территории другого государства, куда переехал гражданин, и где институт досрочных пенсий не отменен, в Республике Казахстан отменен институт досрочных пенсий, является необоснованным.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 года.
В силу статьи 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, Соглашение от 13 марта 1992 года предусматривает территориальный принцип назначения пенсий, т.е. по законодательству того государства, на территории которого производится назначение пенсии, в том числе досрочной, с применением законодательства того государства, где указанная пенсия назначается.
Кроме того, распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Артинского районного суда Свердловской области от 05 апреля 2023 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловской области от 15 июня 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Строганковой Светланы Владимировны, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.