Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-944/2023 по иску Горшкова Юрия Георгиевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о расчете величины расчетного пенсионного капитала и величины валоризации с учетом службы в армии, включаемой в общий трудовой стаж, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Горшков Ю.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области) о возложении обязанности по перерасчету пенсионного капитала, сформированного до 01 января 2002 года, применив общий трудовой стаж 16 лет 3 месяца 13 дней, учитывая службу в Советской Армии, при расчете величины валоризации применять процент валоризации 16%, учитывая службу в Советской Армии.
В обоснование исковых требований указал, что 11 ноября 2021 года получил из ОПФР по Челябинской области расчет предполагаемого пенсионного капитала, сформированного до 01 января 2002 года. Из представленного расчета следует, что ответчик в общий трудовой стаж не включил службу в рядах Советской Армии, заменив указанный период коэффициентом. Полагает, что такой расчет пенсионного капитала является неверным и нарушает его права.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 18 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 июля 2022 года, в удовлетворении исковых требований Горшкова Ю.Г. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04 октября 2022 года решение Центрального районного суда г. Челябинска от 18 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 июля 2022 года отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Челябинска.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" произошла реорганизация Пенсионного фонда РФ в форме присоединения с Фондом социального страхования РФ, в связи с чем наименование ответчика "Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области" изменено на "Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области", о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
При новом рассмотрении дела определением суда первой инстанции произведена замена ответчика ОПФР по Челябинской области его правопреемником Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 10 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 мая 2023 года, на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области возложена обязанность при расчете пенсии Горшкову Ю.Г, а также при расчете величины валоризации, учесть период службы в армии в стажевом коэффициенте, исчисленном в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что расчет пенсии производится при её назначении, с заявлением о назначении пенсии истец не обращался, решение о назначении пенсии не принималось, в связи с чем ответчик не нарушал пенсионных прав истца.
Стороны в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что 08 октября 2021 года Горшков Ю.Г, "данные изъяты", обратился в пенсионный орган с заявлением о расчете пенсии.
Из трудовой книжки, военного билета Горшкова Ю.Г. следует, что с 06 мая 1984 года по 09 июня 1986 года он проходил службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР.
На обращение истца ОПФР по Челябинской области в письме N Г-8708-26/10634 от 11 ноября 2021 года сообщило, что по результатам проверки индивидуального лицевого счета истца величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) на 01 января 2015 года составляет 86, 960; ИПК за период с 01 января 2015 года по 30 июня 2015 года составляет 23, 407; общая сумма ИПК на 09 ноября 2021 года составляет 110, 367 (86, 960+23, 407).
Для расчета величины ИПК учтены общий трудовой стаж по состоянию на 31 декабря 2002 года, продолжительность которого составила 14 лет 02 месяца 09 дней (период военной службы по призыву с 06 мая 1984 года по 09 июня 1986 года учтен в форме СЗИ-ИЛ в соответствии с частью 12 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), ИПК за период военной службы составил 3, 770. ИПК с учетом периода военной службы на 01 января 2015 года составил 86, 960 (86, 960 + 3, 77).
Из письма ответчика следует, что расчет произведен на основании сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, носит информационный характер, размер страховой пенсии устанавливается территориальным пенсионным органом непосредственно при ее назначении.
В выписке из индивидуального лицевого счета Горшкова Ю.Г. по состоянию на 16 января 2023 года усматривается, что сведения о трудовой деятельности, а также службе в армии, указанные в трудовой книжке истца, отражены в лицевом счете по 31 декабря 2022 г. При этом, общий стаж до 2002 года составляет - 16 лет 03 месяца 13 дней.
Согласно расчету ОСФР по Челябинской области от 03 марта 2023 года, подготовленному по запросу суда, страховой стаж истца на 31 декабря 2022 года (для определения права на пенсию) составляет 35 лет 09 месяцев 07 дней, общий трудовой стаж на 01 января 2002 года (для определения размера пенсии) составляет 16 лет 03 месяца 12 дней (период военной службы по призыву учтен в стаж), в том числе до 01 января 1991 года (для валоризации) 06 лет 0 месяцев 17 дней (процент валоризации 16%).
При учете периода военной службы как не страхового периода общий трудовой стаж на 01 января 2002 года составит 14 лет 02 месяца 09 дней, на 01 января 1991 года (для валоризации) - 3 года 11 месяцев 13 дней (процент валоризации 13%).
Отношение имеющегося неполного общего трудового стажа к требуемому составило 0, 65133333 (при стаже 16 лет 3 месяца 12 дней), 0, 56766666 (при стаже 14 лет 02 месяца 09 дней).
Отношение заработка за период с 01 января 2000 года по 31 декабря 2001 года составило 8, 555, ограничено 1, 2. Согласно выписке из лицевого счета сумма страховых взносов с учетом всех индексаций по состоянию на 31 декабря 2014 года составила 679785, 17 руб. Величина ИПК с 01 января 2015 года по 30 сентября 2021 года - 23, 407, с 01 октября 2021 года по 31 декабря 2022 года -3, 970. Величина ИПК за период военной службы по призыву 3, 77.
На 01 января 2023 года при стаже продолжительностью 16 лет 3 месяца 12 дней (с учетом периода военной службы), ИПК истца составит 117, 098
На 01 января 2023 года при стаже продолжительностью 14 лет 02 месяца 09 дней (без учета периода военной службы), ИПК истца составит 114, 344.
Разрешая спор при новом рассмотрении дела и возлагая на пенсионный орган обязанность при расчете пенсии Горшкову Ю.Г. учесть период службы в армии в стажевом коэффициенте, исчисленном в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд первой инстанции, руководствуясь статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, исходил из того, что период военной службы при исчислении размера пенсии может быть учтен по одному из вариантов: в стажевом коэффициенте, исчисленном в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо в виде коэффициентов, определенных частями 12-14 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Проанализировав расчеты ответчика по вышеуказанным вариантам и установив, что величина ИПК по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при стаже работы 16 лет 03 месяца 12 дней (военная служба по призыву учтена в страховой стаж) составит на 01 февраля 2023 года 117, 098, а при определении величины ИПК по статье 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" при стаже работы 14 лет 02 месяца 09 дней (военная служба учтена в виде коэффициентов) ИПК на 01 февраля 2023 года составил 114, 344, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет ИПК, произведенный на основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", является для истца наиболее выгодным и возложил на ответчика обязанность произвести расчет ИПК по наиболее выгодному варианту.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истец не обращался к ответчику с надлежащим образом оформленным заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в связи с чем права истца не нарушены, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, указал, что пенсионный орган при обращении гражданина должен был предварительно оценить представленные документы и по результатам их предварительной оценки дать разъяснения по вопросам его пенсионных прав. Ответчик предоставил информацию о величине ИПК, рассчитанной по одному варианту. Предполагаемых расчетов ИПК по иным вариантам, в частности, расчет ИПК с учетом периода службы в армии в порядке, предусмотренном положениями статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не привел, лишив истца полной информации о его пенсионных правах. При этом в судебном заседании установлено, что расчет ИПК истца по иному варианту, а именно, по пункту 3 статьи 30 от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является для него наиболее выгодным. При таких обстоятельствах, истец вправе был в целях защиты своего права на своевременное и правильное назначение пенсии, требовать защиты нарушенного права.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления в силу которого Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (часть 1 и 3 статьи 36).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитывается, в частности, период прохождения военной службы.
Размер страховой пенсии по старости определяется в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) на стоимость одного ИПК по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Как следует из положений статьи 15 указанного закона размер страховой пенсии по старости зависит, в том числе от индивидуального пенсионного коэффициента, который определяется по определенной формуле и для расчета которого применяется коэффициент, величина которого определяется в соответствии с порядком, указанным в частях 12 и 14 настоящей статьи.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Вооруженных Силах бывшего СССР и т.д.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Таким образом, период службы в армии при исчислении размера пенсии может быть учтен по одному из вариантов:
- в стажевом коэффициенте, исчисленном в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - в виде коэффициентов, определенных частями 12 - 14 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о том, что расчет ИПК, произведенный с учетом периода службы в армии на основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", является для истца наиболее выгодным и ответчик обязан произвести расчет ИПК по наиболее выгодному варианту, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что Горшков Ю.Г. с заявлением о назначении страховой пенсии не обращался, решение об установлении (отказе в установлении) пенсии, об отказе учесть период службы в армии в стажевом коэффициенте при расчете пенсии и величины валоризации не выносилось, следовательно, права истца ответчиком не нарушены, не могут являться основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений, поскольку истец имеет право на получение полной и достоверной информации о своих пенсионных правах и до назначения пенсии.
Приведенные ответчиком доводы правильность выводов судов не опровергают, при рассмотрении дела судами нормы материального права применены правильно, а при исследовании и оценке доказательств нарушений норм процессуального закона не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.