Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при помощнике судьи Борковской А.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5197/2023 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Технономик" на решение Московского городского суда от 8 июня 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Технономик" об оспаривании решений государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей", обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения представителя административного истца Аверина Д.А, представителя государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей" Маньковой А.Ю, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Технономик" (далее - ООО "Технономик") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей" (далее - ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей", Учреждение) от 15 февраля 2023 года N об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2021 года и 1 января 2022 года, обязании устранить нарушения.
В обоснование требований общество указало, что является арендатором указанного земельного участка, арендная плата за пользование которым рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, определенной распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 по состоянию на 1 января 2021 года в размере 303 524 399 рублей 36 копеек, распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2022 года N 64489 по состоянию на 1 января 2022 года - в размере 311 527 447 рублей 68 копеек. При определении кадастровой стоимости по состоянию на указанные даты земельный участок был отнесен к оценочной группе 13, подгруппе 13.3 "земельные участки, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства". Расчет кадастровой стоимости был произведен методом индивидуального расчета на основании результатов оспаривания государственной кадастровой оценки с применением индексов изменения цен во времени, установленного по состоянию на 1 января 2016 года решением Московского городского суда от 12 декабря 2017 года в размере 262 361 000 рублей. Между тем по мнению административного истца, применению подлежала кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 1 января 2018 года решением Московского городского суда от 26 августа 2019 года по административному делу N 3а-2857/2019 в размере ее рыночной стоимости - 190 260 000 рублей.
Использование при проведении кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года кадастровой стоимости, не являющейся последней, нарушает закрепленные в статье 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ принципы непрерывности актуализации сведений, открытости процедур, экономической обоснованности и не соответствует методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом Росреестра от 4 августа 2021 года N П/0336, отчету N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории города Москвы по состоянию на 1 января 2021 года", отчету N 1/2022 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков, расположенных на территории города Москвы по состоянию на 1 января 2022 года", следовательно, отказ в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости является незаконным и нарушает права административного истца как плательщика арендных платежей.
Решением Московского городского суда от 8 июня 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ООО "Технономик" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Технономик" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости. По мнению административного истца, при определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2021 года, 1 января 2022 года в качестве исходных данных была необоснованно использована определенная на основании судебной оценочной экспертизы по административному делу N 3а-1123/2017 величина рыночной стоимости, установленная по состоянию на 1 января 2016 года, и индексы изменения цен во времени на даты определения кадастровой стоимости 1 января 2018 года, 1 января 2021 года, 1 января 2022 года, при этом не учитывалась определенная на основании судебной оценочной экспертизы величина рыночной стоимости, установленная по состоянию на 1 января 2018 года в рамках административного дела N 3а-2857/2019.
В возражениях на апелляционную жалобу ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей" полагает решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что ООО "Технономик" является собственником объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, категория земель - данные отсутствуют, вид разрешенного использования - эксплуатации помещений в здании под административные цели, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 8 февраля 2023 года N).
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков (пункты 1, 3).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 кодекса).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость поименованного выше объекта недвижимости утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 по состоянию на 1 января 2021 года в размере 303 524 399 рублей 36 копеек, распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2022 года N 64489 по состоянию на 1 января 2022 года - в размере 311 527 447 рублей 68 копеек (выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30 марта 2023 года N); сведения об утвержденной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 декабря 2021 года и 13 декабря 2022 года соответственно.
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Не согласившись с указанными размерами кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец 31 января 2023 года обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, перерасчете кадастровой стоимости.
Решениями Учреждения от 15 февраля 2023 года N об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2021 года и 1 января 2022 года ООО "Технономик" отказано, поскольку ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, не выявлено.
Из поименованных решений усматривается, что при проведении государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года, на 1 января 2022 года объект недвижимости был отнесен к оценочной группе 13, подгруппе 13.3 "земельные участки, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства". Расчет кадастровой стоимости в отношении объектов данной категории осуществлялся на основании отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, с применением индексов изменения цен во времени. Установление кадастровой стоимости на основании последнего проведенного оспаривания Методическими указаниями не предусмотрено.
Проверяя содержание оспариваемых решений Учреждения на соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, судебная коллегия исходит из следующего.
Статьей 4 Федерального закона N 237-ФЗ определены принципы проведения государственной кадастровой оценки, согласно которым государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 14 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты: 1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; 2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
Пунктами 23, 24 статьи 21 названного закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном данной статьей.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (пункты 1, 2 части 2 названной статьи закона).
При рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: 1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории); 2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости (часть 13 данной статьи).
Как предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки 1 января 2021 года в рамках Федерального закона N 237-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" были введены в действие соответствующие Методические указания (далее - Методические указания N 226), определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний N 226 кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
В силу пункта 1.3 указанных Методических указаний N 226 при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке: затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости.
В рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2.4 Методических указанийN 226).
Согласно пункту 7.2.4 Методических указаний N 226 метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки. Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Указаний.
Пунктом 8.6 Методических указаний N 226 установлено, что в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
По состоянию на 1 января 2022 года приказом Росреестра от 4 августа 2021 года N П/0336 введены в действие новые Методические указания о государственной кадастровой оценки (далее - Методические указания N П/0336.
Согласно пункту 2 названных Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета имущественных прав на данный объект, кроме права собственности.
При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется в рамках индивидуального расчета в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 49 Указаний (пункт 3).
В соответствии с пунктом 19 Методических указаний N П/0336 в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае, если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в размере их рыночной стоимости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется в числе прочего методом индексации прошлых результатов. Данный метод применяется для объектов недвижимости, по которым не происходило изменение характеристик по отношению к предыдущей государственной кадастровой оценке (подпункт 4 пункта 45).
Согласно пункту 45.4 Метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки и применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода, предусмотренных Указаниями, для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 54 Указаний. Индексы рассчитываются самостоятельно на основании соотношения кадастровых стоимостей, полученных по итогам государственных кадастровых оценок, в порядке приоритета: по подгруппе, группе, в целом по виду объектов недвижимости, а также на основании данных рынка недвижимости.
В качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости допускается использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, подготовленных в ходе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости (пункт 54).
Для определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года он был отнесен Учреждением к оценочной группе 13, подгруппе 13.3 "земельные участки, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства", выбран способ "Индивидуальная оценка" с использованием метода, основанного на индексации иных оценок (пункт 8.6 Методических указаний). Расчет произведен в соответствии с разделом 3.10.12 Тома 5 Отчета N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 01.01.2021" как произведение площади объекта недвижимости и удельного показателя кадастровой стоимости, установленного в размере рыночной по состоянию на 1 января 2016 года на основании оценки рыночной стоимости объекта недвижимости (административное дело N 3ф-1123/2017), увеличенной на индекс изменения цен во времени на 1 января 2018 года, 1 января 2021 года (глава VIII Методических указаний N 226).
Метод индексации в рамках сравнительного подхода, закрепленный в главе VII Методических указаний N 226 "Определение бюджетным учреждением кадастровой стоимости с применением методов массовой оценки", не применялся.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости, также отнесенного к оценочной группе 13, подгруппе 13.3 "земельные участки, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства", по состоянию на 1 января 2022 года определена в рамках индивидуального расчета в соответствии с разделом 3.8.10 Тома 4 Отчета N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 01.01.2022" как произведение площади объекта недвижимости и удельного показателя кадастровой стоимости, установленного в размере рыночной по состоянию на 1 января 2016 года на основании оценки рыночной стоимости объекта недвижимости (административное дело N 3а-1123/2017), увеличенной на индекс изменения цен во времени на 1 января 2018 года, 1 января 2021 года, 1 января 2022 года (глава VIII Методических указаний N П/0336).
Метод индексации в рамках сравнительного подхода, закрепленный в главе VII Методических указаний N П/0336 "Определение бюджетным учреждением кадастровой стоимости с применением методов массовой оценки", не применялся.
Расчеты индекса изменения цен представлены в Отчете N 1/2018 "Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 01.01.2018", Отчете N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 01.01.2021", Отчете N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 01.01.2022".
Таким образом, определение кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2021 года, на 1 января 2022 года с использованием в качестве исходных данных величины рыночной стоимости, ранее определенной на основании судебной оценочной экспертизы по состоянию на 1 января 2016 года и проиндексированной по состоянию на 1 января 2018 года (индекс изменения цен составил 1, 08), 1 января 2021 года (индекс изменения цен составил 1, 0712), 1 января 2022 года (индекс изменения цен составил 1, 0226), не противоречит требованиям действующего законодательства.
Расчет кадастровой стоимости отвечает критериям проверяемости, наличие в нем арифметических ошибок не установлено, требование о непрерывности актуализации соблюдено.
Определение размера индексов изменения цен административным ответчиком должным образом мотивировано, обоснованность их применения судом первой инстанции проверена, оснований не согласиться с изложенными в решении суда выводами не усматривается.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о необоснованности использования рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, судебная коллегия исходит из того, что действующее законодательство не содержит запрета на выбор Учреждением как метода оценки, так и отчета об определения рыночной стоимости или заключения эксперта, им не установлено, за какой период, предшествующий проведению очередной кадастровой оценки, могут быть использованы результаты иных оценок, отсутствуют ограничения на использование в расчетах нескольких значений индексов изменения цен при наличии нескольких периодов индексации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3, пунктом 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 названного кодекса установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если он признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Вместе с тем из административного искового заявления и апелляционной жалобы не усматривается, каким нормативным правовым актам, по мнению общества, не соответствует решение ГБУ "Центр имущественных платежей" об отказе в перерасчете кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенный вид использования земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Обстоятельств того, что при проведении государственной кадастровой оценки Учреждением были использованы недостоверные сведения об объекте недвижимости, при рассмотрении данного административного дела не установлено.
Судебная коллегия также обращает внимание, что в соответствии с положениями Федерального закона N 237-ФЗ административный истец не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
При таком положении, решение Московского городского суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 8 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технономик" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.