Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре Тумановой О.А, с участием прокурора Вдовичева Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-439/2023 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Газкомплект" на решение Брянского областного суда от 29 мая 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Газкомплект" о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года N 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 16 мая 2023 года N 666).
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.И, объяснения представителя административного истца Терехова В.Н, заключение прокурора Вдовичева Ю.В, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года N 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 26 ноября 2021 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 16 мая 2023 года N 666 Перечень объектов недвижимого имуществ на 2022 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года. Указанный приказ размещён на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 18 мая 2023 года.
В Перечень на 2022 год под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Общество с ограниченной ответственностью "Газкомплект" (далее - ООО "Газкомплект"), являющееся собственником указанного нежилого здания, обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнений просило признать недействующим с 1 января 2022 года указанный пункт Перечня на 2022 год, указав в обоснование своих требований, что предусмотренный им объект недвижимости не обладает указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество должна исчисляться исходя из его кадастровой стоимости. Оспариваемая норма противоречит действующему законодательству и нарушает права общества, поскольку включение нежилого здания в Перечень приводит к незаконному увеличению размера налога на имущество организации.
Решением Брянского областного суда от 29 мая 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ООО "Газкомплект" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Газкомплект" просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что спорное нежилое здание не подлежало включению в Перечень на основании технического паспорта от 19 октября 2012 года, который является самовольно изготовленной распечаткой текста, не содержащей подписей уполномоченных лиц, печатей составившей его организации. Предназначение здания должно оцениваться исходя из сведений технического паспорта от 27 декабря 2011 года, составленного ФГУП "Ростехинвентаризация", которые не изменялись, никем не были оспорены, использованы для постановки объекта на кадастровый учет и регистрации права собственности. Административный истец в установленном порядке не изменял назначение помещений и не обращался к административному ответчику с просьбой произвести такие работы, изготовить новый технический паспорт. Суд, ссылаясь в обоснование действительности технического паспорта от 19 декабря 2012 года на решение Арбитражного суда Брянской области от 2 марта 2023 года, фактически использует взаимоисключающие факты преюдиции, и не учитывает вывод арбитражного суда о том, что данный технический паспорт не влечет правовых последствий для административного истца.
Относительно доводов апелляционной жалобы Управлением имущественных отношений Брянской области, прокуратурой Брянской области представлены письменные возражения, в которых указано на то, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. В удовлетворении ходатайства управления имущественных отношений Брянской области о проведении судебного заседания с применением видеоконферен-связи отказано.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Руководствуясь положениями подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 67 части 1 статьи 44 Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 10, части 1 статьи 29 закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ управления имущественных отношений Брянской области, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также последующие изменяющие его акты, приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru, в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции установил, что включение нежилого здания с кадастровым номером N в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых на 2022 год налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, соответствует действующему федеральному законодательству.
Судебная коллегия полагает названные выводы суда правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Брянской области налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом Брянской области от 3 октября 2016 года N 76-З "О внесении изменений в Закон Брянской области "О налоге на имущество организаций".
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечня) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Брянской области от 27ноября 2003 года N 79-З "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; 2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что ООО "Газкомплект" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, назначение - нежилое здание, наименование - выставочный зал газового оборудования и строителььных материалов с административными и складскими помещениями, расположенного по адресу: "адрес"
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на начало налогового периода 2022 года указанное здание располагалось в пределах земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в собственности административного истца, у которого вид разрешенного использования - для использования складов, не предусматривает размещение объектов, соответствующих критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обследование нежилого здания в целях установления вида его фактического использования не проводилось.
Основанием для включения объекта недвижимости в Перечень послужило его предназначение, установленное на основании технической документации, а именно технического паспорта, составленного ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 19 октября 2012 года.
Согласно сведениям, внесенным в указанный паспорт, нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв. м, имеет назначение - торговое, в его составе имеются помещения с наименованием "торговое" общей площадью N кв. м или 53, 5 % от общей площади здания.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что в силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункта 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст, действующим законодательством торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно позиции 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Под торговым залом предприятия розничной торговли понимается специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей (позиция 112 названного национального стандарта).
С учетом данной законодательно закрепленной терминологии суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что такое наименование помещений в составе спорного объекта как "торговое", которые занимают более 20 % от общей площади здания, свидетельствуют о предназначении нежилого здания с кадастровым номером N в целях размещения торговых объектов.
Названное обстоятельство является самостоятельным и достаточным основанием для отнесения нежилого здания к числу объектов налогооболожения по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение вида фактического использования спорного объекта и составление акта обследования в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п, в силу действующего правового регулирования не является обязательным условием для решения вопроса о включении принадлежащего административному истцу объекта в оспариваемый Перечень.
Кроме того, данных, объективно подтверждающих использование под цели размещения торговых объектов менее 20 % площади здания, не представлено. Напротив, в материалах дела имеются документы, свидетельствующие о размещении в здании торговых объектов.
Таким образом, включение спорного нежилого здания в Перечень на 2022 год произведено на законных основаниях в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы представителя административного истца о том, что в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться данными технического паспорта в отношении спорного нежилого здания, составленного Брянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 27 декабря 2011 года, обоснованно оставлены судом первой инстанции без внимания в связи с наличием более актуальной технической документации на объект.
Согласно Рекомендациям по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятым Росжилкоммунсоюзом 1 января 1991 года, при составлении нового технического паспорта, новых инвентарных и поэтажных планов старые гасятся и хранятся в третьей группе документов дела, а к новому паспорту прикладывается новая ведомость текущих изменений (абзац третий пункта 11.2 Рекомендаций).
Данных указывающих на то, что технический паспорт, составленный по состоянию на 19 октября 2012 года, не может быть отнесен к технической документации либо содержит какие-либо недостоверные сведения относительно назначения помещений, в материалах дела не имеется.
Обстоятельства составления ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" технического паспорта 19 октября 2012 года были подробно исследованы судом и в судебном акте им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Указанный документ составлен МО по г. Брянску N 1 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по заявлению ООО "Газкомплект" от 9 октября 2012 года о проведении работ по технической инвентаризации спорного объекта недвижимого имущества и учету для присвоения адреса на основании договора подряда N от 9 октября 2012 года, заключенного между ООО "Газкомплект" и ГУП "Брянскоблтехинвентаризация", о проведении технической инвентаризации объекта и земельного участка, расположенного по адресу: "адрес") в соответствии с пунктами 2, 6, 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 года N 921, пунктами 1.2, 3.3 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых Российским союзом развития жилищно-коммунальной отрасли (Росжилкоммунсоюз) 1 января 1991 года.
Судом принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 2 марта 2023 года в удовлетворении иска ООО "Газкомплект" к ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" о признании недействительным технического паспорта от 19 октября 2012 года было отказано.
Кроме того, апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022 года, оставленным без изменения кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24 января 2023 года, названный технический паспорт от 19 октября 2012 года, признан надлежащим и допустимым доказательством соответствия спорного объекта критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам представителя административного истца, технический паспорт, составленный в отношении спорного объекта межрайонным отделением по г. Брянску N 1 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 19 октября 2012 года, является допустимым доказательством, достоверно подтверждающим предназначение более 20 % общей площади спорного здания для размещения торговых объектов.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь положениями статей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Брянского областного суда от 29 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газкомплект" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.