Кассационный военный суд в составе: председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Андамовой А., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-100/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Центральной жилищной комиссии "данные изъяты" (далее - ЦЖК) Лях Оксаны Ивановны на решение 235 гарнизонного военного суда от 24 ноября 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 23 марта 2023 г., принятые по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N "звание" Ермакова Ильи Валентиновича об оспаривании действий ЦЖК, связанных со снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - жилищный учет).
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов, а также доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Иншутина А.А, выступившего в поддержку доводов кассационного обращения, а также административного истца и его представителя Герасимовича И.Н, просивших об оставлении судебных актов без изменения, суд
установил:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда, удовлетворено административное исковое заявление Ермакова И.В. с требованиями о признании незаконным решения ЦЖК, оформленного протоколом от 8 апреля 2021 г. N.., о снятии его с жилищного учета.
Суд, признав незаконным указанное решение в части снятия Ермакова И.В. с жилищного учета и исключения его из списка лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложил на жилищный орган обязанность по его отмене и восстановлении административного истца на жилищном учете и в указанных списках.
В поданной 10 июля 2023 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика просит судебные акты отменить в связи с нарушением и неправильным применением судами норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.
В обоснование этого, анализируя обстоятельства дела, приводит совокупность доводов, аналогичных по своему содержанию тем, которые ранее уже являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций.
Суть их сводится к тому, что Ермаков И.В, несмотря на снятие с регистрационного учета, фактически продолжает проживать в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес"
В свою очередь, судебными инстанциями, допустившими по мотиву нахождения этого жилого помещения в "данные изъяты" и проживания в нем отца административного истца возможность невыполнения Ермаковым И.В. требований пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о необходимости сдачи указанного жилья, нарушены нормы материального права и дана переоценка обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу судебным актом Московского окружного военного суда от 20 июля 2017 г, которым определено, что рассматриваемое жилое помещение не является служебным, заселено по договору социального найма и было предоставлено, в том числе и на Ермакова И.В. по установленным нормам.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела, проверив и обсудив доводы кассационного обращения, суд приходит к нижеследующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Ермаков И.В. до поступления на военную службу, которую проходил в период с 1 августа 1986 г. по 28 апреля 2018 г, в составе семьи своего отца-военнослужащего был обеспечен жилым помещением, общей площадью 61, 2 кв.м, расположенным по адресу: "адрес"
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р "О Перечне имеющих жилищный фонд "данные изъяты" г. "данные изъяты" является "данные изъяты".
В период прохождения военной службы и проживания в указанном жилом помещении, где кроме него проживали его родители и сын, решением ЦЖК от 25 ноября 2015 г. (протокол N...) Ермаков И.В. был принят вместе с сыном на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
При этом решением жилищного органа от 2 декабря 2016 г. (протокол N...) в удовлетворении просьбы Ермакова И.В. о принятии на жилищный учет его родителей в целях обеспечения жилым помещением совместно с ним отказано.
Законность таких действий жилищного органа подтверждена вступившим в законную силу судебным актом Московского окружного военного суда от 20 июля 2017 г, в соответствии с которым родители Ермакова И.В. не являются членами его семьи, поскольку проживают в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам, в список лиц, отселяемых из "данные изъяты" не включены.
В 2018 г. в период проведения организационно-штатных мероприятий административный истец изъявил желание прекратить военно-служебные отношения в связи с этим просил обеспечить жилым помещением вне "данные изъяты", в котором проживал.
Эта просьба была удовлетворена, приказом командира войсковой части от 28 апреля 2018 г. N 176 л/с он уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при продолжительности его военной службы более 27 лет, а решением ЦЖК от 22 мая 2018 г. (протокол N...) место обеспечения административного истца жилым помещением изменено на г. "данные изъяты".
Решением ЦЖК от 25 марта 2020 г. (протокол N...) административному истцу на состав семьи из "данные изъяты" человек ("данные изъяты") для постоянного проживания предварительно распределено жилое помещение, общей площадью 38.9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Поскольку к этому моменту его сын переехал к матери, в г. "данные изъяты", административный истец стал претендовать на получение жилья без членов семьи, в связи с чем решением ЦЖК от 16 сентября 2020 г. (протокол N...) жилое помещение было перераспределено на него одного с правом на доплату общей площади, превышающую норму предоставления жилого помещения, за счет собственных средств, с чем он согласился.
Выполняя требование ЦЖК о снятии с регистрационного учета и сдаче занимаемого вышеуказанного жилого помещения на территории "данные изъяты", предоставленного отцу в 1980 году, Ермаков И.В. 18 февраля 2021 г. снялся с регистрационного учета по указанному адресу и выехал из данной квартиры, в которой остался проживать его отец, как не имеющий какого-либо иного жилого помещения для проживания.
Решением ЦЖК, оформленным протоколом от 8 апреля 2021 г. N.., Ермаков И.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Оно обосновано тем, что административный истец не представил документы об освобождении ранее занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", и в настоящее время продолжает проживать в нем в качестве члена семьи нанимателя этого жилого помещения по договору социального найма, что указывает на необходимость учета приходящейся на него доли жилого помещения, размер которой превышает норму предоставления.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения и удовлетворяя требования административного искового заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из положений пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 (далее - Правила), по результатам анализа которых с учетом принципа правовой определенности пришли к выводу о том, что Ермаков И.В. вправе состоять на жилищном учете по месту жительства, избранному им после увольнения с военной службы в г "данные изъяты", и в его случае это право может быть реализовано без возложения на административного истца, не являющегося нанимателем жилого помещения, находящегося в "данные изъяты", обязанности по предоставлению документов о сдаче указанного жилья квартирным органам административного ответчика.
Кассационный военный суд полагает такой вывод судов обоснованным в силу нижеследующего.
В соответствии с пунктами 1, 6 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих - граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Военнослужащие-граждане, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей вправе приобрести в собственность в порядке приватизации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации занимаемые ими на условиях социального найма жилые помещения, за исключением жилых помещений в "данные изъяты". Передача указанным гражданам, а также лицам, указанным в пункте 3.1 статьи 24 настоящего Федерального закона, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в порядке приватизации осуществляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в "данные изъяты", при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Содержание приведенных положений в их истолковании Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 13 января 2022 г. N 3-0 указывает на то, что обеспечение военнослужащих-граждан в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, независимо от фонда, из которого оно предоставлялось его основному получателю (нанимателю), не может отождествляться с реализацией жилищных прав на специальных условиях, предусмотренных непосредственно в отношении военнослужащих.
При этом предоставление гарантий в жилищной сфере на специальных условиях, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", гражданам, ранее обеспеченным соответствующими гарантиями в качестве членов семьи других военнослужащих или иных граждан, осуществляется в порядке исключения из общего правила об однократности предоставления дополнительных жилищных гарантий и обусловлено тем, что право членов семьи военнослужащих на жилище является производным от права на жилище, принадлежащего самому военнослужащему, а, значит, они не могут быть отнесены к самостоятельным субъектам жилищных правоотношений с государственными органами, ответственными за обеспечение военнослужащих жилыми помещениями.
В соответствии с подпунктами "г" и "и" пункта 7 Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются наличие жилой площади в "данные изъяты", а также избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Согласно пунктам 13-15 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 г. N 239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из "данные изъяты"" для получения жилого помещения гражданин представляет в федеральный орган исполнительной власти обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения или договора найма специализированного жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездной передаче находящегося в собственности жилого помещения в государственную собственность и его освобождении.
Обязательство, предусмотренное пунктом 13 настоящего Указа, должно быть подписано всеми совершеннолетними членами семьи гражданина собственноручно либо подтверждено письменным документом, удостоверенным в нотариальном или ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Федеральный орган исполнительной власти после получения обязательства, предусмотренного пунктом 13 настоящего Указа, предоставляет гражданину жилое помещение по договору социального найма или в собственность бесплатно.
Судами установлено, что Ермаков И.В. был обеспечен спорным жилым помещением в качестве члена семьи своего отца до поступления на военную службу, в период проживания в нем населенный пункт, где располагалось жилье, отнесен к "данные изъяты".
Отец Ермакова И.В. продолжает проживать в данном жилом помещении в качестве нанимателя, и не отнесен жилищным органом, а также вступившим в законную силу судебным актом Московского окружного военного суда от 20 июля 2017 г. к членам семьи административного истца, подлежащим совместному обеспечению с ним жильем.
Кроме того, Ермаков И.В, сообщивший данные о ранее предоставленном ему в составе семьи отца жилье и лицах там проживавших, поставлен в 2015 году на жилищный учет, на котором числился более 5 лет до принятия жилищной комиссией воинской части оспариваемого решения. При этом информация об обстоятельствах обеспечения административного истца жилым помещением из государственного жилищного фонда и его размере была достоверно известна органам военного управления с 2015 года, с учетом данных фактов принимались последующие решения о месте обеспечения административного истца жильем, определении состава лиц, претендующих на такое обеспечение жильем совместно с ним, в том числе исходя из обстоятельств, имеющих значение при решении вопроса об освобождении жилого помещения при отселении из "данные изъяты".
При таких данных принятие жилищной комиссией воинской части без установления каких-либо ранее не известных органам военного управления сведений, имеющих существенное значение для иной оценки жилищных прав военнослужащего, фактически дезавуирует ранее совершенные органами военного управления действия по признанию административного истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и возможности его обеспечения жилым помещением в таком порядке.
Данное толкование закона судом первой инстанции согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П обратил внимание на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. ч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
С учетом изложенного, выводы судов, констатировавших, что оспоренными действиями административных ответчиков нарушены законные права и интересы административного истца, являются верными.
Вопреки мнению автора кассационной жалобы, фактически настаивающего на необходимости применения к спорным правоотношениям принципа однократности в жилищном обеспечении военнослужащих, по делу не установлено обстоятельств, которые указывают на то, что признание административного истца нуждающимся в улучшении жилищных условий приведет к сверхнормативному обеспечению последнего жильем за счет государства.
К такому выводу суд приходит, поскольку Ермаков И.В. не может быть отнесен к самостоятельным субъектам жилищных правоотношений с государственными органами, ответственными за обеспечение военнослужащих жилыми помещениями, так как спорное жилое помещение предоставлялось его отцу. В свою очередь, обязательство о сдаче жилья, на необходимость исполнения которого обращается внимание в жалобе, в данном деле существенного значения не имело, поскольку применительно к жилым помещениям, находящимся в "данные изъяты", является необходимым условием последующего обеспечения жилым помещением нанимателя и членов его семьи такого жилья, то есть лиц, к которым, как установлено по данному делу, Ермаков И.В, фактически по требованию командования освободивший указанное жилое помещение в феврале 2021 г, не относится.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оснований для вывода о состоявшейся переоценке судебными инстанциями обстоятельств, установленных апелляционным определением Московского окружного военного суда от 20 июля 2017 г, материалы дела не содержат.
Что касается утверждений жалобы о фактическом проживании Ермакова И.В. в спорном жилом помещении, то они, по своей сути, направлены на переоценку исследованных доказательств по мотиву несогласия с выводами судебной инстанции при тех фактических обстоятельствах, которые установлены по делу, тогда как суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС Российской Федерации, а также применительно к статье 328 настоящего Кодекса, должен при рассмотрении жалобы исходить из признанных и установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене этих судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 КАС Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 177, 327, 328, пунктом 1 части 1 статьи 329 и 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение 235 гарнизонного военного суда от 24 ноября 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 23 марта 2023 г, принятые по административному исковому заявлению Ермакова Ильи Валентиновича, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Лях Оксаны Ивановны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2023 г.
Председательствующий: П.И. Бабошкин
Судьи: Т.Г. Гусейнов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.