Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Арма" Комара В.Л. на вступившие в законную силу решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 июля 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Крым от 07 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Арма" (далее ООО "Арма") Комара В.Л.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего инспектора ЦЛРР Главного управления Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю N от 08 апреля 2022 года Комар В.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Крым от 07 сентября 2022 года, постановление должностного лица от 08 апреля 2022 года изменено. Резолютивная часть дополнена абзацами о том, что изъятые в рамках производства по делу об административном правонарушении (с перечислением видов оружия и патронов к нему, в соответствии с протоколами изъятия от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) обратить в собственность государства, передав оружие и патроны в Главное управление Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю для дальнейшего разрешения, согласно положения Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814. В остальной части постановление должностного лица о 08 апреля 2022 года в отношении Комара В.Л. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Комар В.Л. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на их незаконность, с вынесением постановления о возврате оружия и патронов к нему, принадлежащих ООО "АРМА", дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Симферополя.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии, здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных во исполнение указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее также - Инструкция).
На основании п. 123 Инструкции, количественный и номерной учет оружия и патронов в организации осуществляется руководителем юридического лица или его заместителем, ответственным за сохранность оружия и патронов в организации, либо работником, на которого приказом руководителя юридического лица возложены такие обязанности.
В силу пункта 124 Инструкции учету подлежит все оружие и патроны, имеющиеся у юридических лиц. Учет оружия или патронов ведется по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов. Допускается ведение учета на электронно-вычислительных средствах при обязательном ежедневном выводе данных на бумажные и магнитные носители с отражением каждой операции по движению оружия и патронов. Используемые для этого бланки формализованных документов должны соответствовать установленным настоящей Инструкцией формам предусмотренных реестров, книг и журналов учета.
Пунктом 125 Инструкции предусмотрено, что учетные документы юридических лиц составляются согласно требованиям по ведению делопроизводства в подразделениях лицензионно-разрешительной работы, при этом записи в реестрах, книгах и журналах учета производятся на основании подлинных и исполненных приходно-расходных документов, с указанием лицензий и разрешений, выданных органами внутренних дел. Реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в настоящей Инструкции, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы. Порядок ведения документов внутреннего учета и обязанности лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов в организациях и подразделениях по осуществлению ими контроля за наличием оружия, определяются приказами руководителей юридических лиц с учетом требований настоящей Инструкции.
В соответствии с пунктом 153 Инструкции наличие оружия устанавливается путем обязательного его штучного, комплектного и номерного пересчета, а также проверки соответствия оружия технической документации (паспортам, формулярам либо их дубликатам) в присутствии лица, ответственного за его сохранность. Проверки патронов, упакованных в герметичные упаковки или металлические цинки, осуществляются путем осмотра целостности тары согласно нанесенной маркировке, о чем в инвентаризационной описи делается соответствующая отметка. При отсутствии маркировки (в том числе частичном) указанные упаковки подлежат вскрытию, а патроны - поштучному пересчету. В проверенные сейфы, шкафы, пирамиды, ящики и укупорки комиссией вкладываются ярлычки, заверенные председателем комиссии, с указанием даты проверки.
Инвентаризационные описи и описи номерного учета заполняются с учетом требований, установленных для проведения инвентаризаций в органах внутренних дел. Исправления и дополнения заверяются членами инвентаризационной комиссии и лицами, ответственными за сохранность оружия и патронов (пункт 155 Инструкции).
Согласно пункту 167 Инструкции сейфы, шкафы, пирамиды, ящики и стеллажи размещаются в помещениях не ближе 1, 5 м от входных дверей и 0, 5 м от оконных проемов, а ящики с патронами и аэрозольными упаковками - не ближе 1 м от отопительных устройств. Расстояние перед сейфами, шкафами и пирамидами должно обеспечивать возможность беспрепятственного открывания их дверей.
Как установлено нижестоящими судебными инстанциями и усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения начальника Центра лицензионно-разрешительной работы Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардий Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю в связи с проверкой фактов, изложенных в Обращении гражданина ФИО2 о нарушении законодательства, регламентирующего оборот оружия в Российской Федерации в отношении ООО "Арма" N от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Общества была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ составлен акт N о нарушениях правил хранения и учета оружия и патронов к нему.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Комара В.Л. к административной ответственности, предусмотренной выше нормой и назначении ему наказания.
Между тем, при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями не учтено следующее.
Согласно обжалуемым судебным актам постановление должностного лица от 08 апреля 2022 года изменено, указано об обращении в собственность государства и передаче оружия и патронов в Главное управления Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю для дальнейшего разрешения, согласно положениям Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814 оружия и патронов на основании протоколов изъятия от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем при принятии решения об изъятии оружия и патронов и обращении их в собственность государства судьей районного суда фактически произведена конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и не было учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным образом, если они не ограничены в обороте.
Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (пункт 2 указанной статьи).
Исходя из п. 1 ст. 129 ГК РФ, ст. ст. 6, 13 Закона об оружии гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений.
Согласно ст. 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Как установлено пунктом 6 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее также - Правила), торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Применение судом конфискации как вида административного наказания и изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, имеет различные правовые последствия.
В случае применения судом конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения передаются в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 3.7 КоАП РФ).
При осуществлении судом изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению, вещи, не изъятые из оборота, подлежат возвращению собственнику, законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 3.7, пункты 1, 2, 2.1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ).
Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях, лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, пунктом 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ) (пункт 23.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 29.10 названного Кодекса, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указывалось выше, решением Центрального районного суда г. Симферополя от 12 июля 2022 года вопрос об изъятых вещах был решен: в силу названного судебного акта оружие и патроны изъяты и обращены в собственность государства.
Вместе с тем, принимая такое решение судьей районного суда не учтено, что проверка на основании распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ, производилась в отношении юридического лица - ООО "АРМА". Согласно акту проверки N от ДД.ММ.ГГГГ нарушения требований Федерального закона РФ от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" и Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации выявлены в действиях ООО "АРМА".
Следует отметить, что постановлением должностного лица от 08 апреля 2022 года к административной ответственности по ч.1 ст. 20.8 КоАП РФ привлечен директор ООО "АРМА" Комар В.Л, однако доказательств подтверждающих принадлежность изъятого оружия и патронов к нему директору ООО "АРМА" Комар В.Л. материалы дела об административном правонарушении не содержат, сведения об их принадлежности нижестоящими судебными инстанциями не выяснялись.
При таких обстоятельствах, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда не были исследованы вопросы, имеющие существенное значение для правильного разрешения данного дела.
Пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения данного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 июля 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Крым от 07 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Арма" Комара В.Л. подлежат отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Арма" Комара В.Л. удовлетворить частично.
Решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 июля 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Крым от 07 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Арма" Комара В.Л. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.