Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Юнеса У. на вступившие в законную силу постановление судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 23 марта 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Адыгея от 11 апреля 2023 года, вынесенные в отношении Юнеса Уасима по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 23 марта 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Адыгея от 11 апреля 2023 года, гражданин Сирийской Арабской Республики Юнес У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит изменить состоявшиеся в отношении Юнеса У. по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, исключив из них назначенное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Юнеса У. к административной ответственности) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Основанием для привлечения Юнеса У. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в постановлении судьи городского суда обстоятельства того, что 22 марта 2023 года в 14 часов 50 минут в г. Майкопе при проведении ОПМ установлено, что гражданин Сирийской Арабской Республики Юнес У. нарушил режим пребывания на территории Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда с территории Российской Федерации после аннулирования вида на жительство 10 января 2023 года, чем нарушил пункт 2 статьи 5 и статью 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Между тем, с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Привлечение к административной ответственности выражается в установлении субъекта административного правонарушения, всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определения меры ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении в силу своей значимости как документа, порождающего права и обязанности как для лица, привлекаемого к административной ответственности, так и для органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, в обязательном порядке по форме и содержанию должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
При этом нельзя квалифицировать следующие действия как исправление описок, опечаток и арифметических ошибок изменение постановления по делу об административном правонарушении в части назначенного наказания и избранной меры административной ответственности.
Из материалов дела следует, что, признавая Юнеса У. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Майкопского городского суда Республики Адыгея постановлением от 23 марта 2023 года назначил Юнесу У. административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации с содержанием в Центре временного содержания иностранных граждан Отдела МВД России по Гулькевичскому району.
Вместе с тем, определением об исправлении описки от 23 марта 2023 года судьей Майкопского городского суда Республики Адыгея исправлена как допущенная в резолютивной части постановления от 23 марта 2023 года описка в части назначенного Юнесу У. наказания, а именно назначенное указанному лицу административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации с содержанием в Центре временного содержания иностранных граждан Отдела МВД России по Гулькевичскому району заменено на административное выдворение за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самовыезда (л.д.39).
В рассматриваемом случае выявленные несоответствия не являются техническими ошибками, которые могли быть исправлены судьей городского суда путем вынесения соответствующего определения.
Указанное оставлено без внимания судьей Верховного Суда Республики Адыгея.
Допущенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых решений.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения жалобы Юнеса У. в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции не истек.
При таких обстоятельствах постановление судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 23 марта 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Адыгея от 11 апреля 2023 года, вынесенные в отношении Юнеса У. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, дело - возвращению в Майкопский городской суд Республики Адыгея на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении данного дела судье городского суда следует принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для дела, предоставить лицу, в отношении которого ведется производство по делу, возможность реализации предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных прав, а также право на обжалование вынесенного судебного акта, как не вступившего в законную силу.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Юнеса У. удовлетворить частично.
Постановление судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 23 марта 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Адыгея от 11 апреля 2023 года, вынесенные в отношении Юнеса Уасима по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении в Майкопский городской суд Республики Адыгея на новое рассмотрение дела об административном правонарушении.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья городского суда Зубков Г.А. N 5-417/2023
судья Верховного Суда Республики Адыгея Бзегежева Н.Ш. N 7-28/2023
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-4794/2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.