Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Капункина Ю.Б, Мальмановой Э.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации кадастру и картографии Республики Крым, поступившую в суд первой инстанции 20 июля 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 19 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Аметовой У.Ш, Аметова А.Д, Аметова Э.Д. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Бахчисарайского городского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Федорчуку И.В. о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Аметова У.Ш, Аметов А.Д, Аметов Э.Д. обратились в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Бахчисарайского городского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Федорчуку И.В. о признании незаконным уведомлений N КУВД-001/2022-46960973/7, КУВД-001/2022-46960973/9, КУВД-001/2022-46960973/11 от 30 января 2023 года, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Аметовой У.Ш, Аметова А.Д, Аметова Э.Д. о государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-46960973 от 21 октября 2022 года.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 4 апреля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 19 июня 2023 года отменено решение Судакского городского суда Республики Крым от 4 апреля 2023 года.
По делу принято новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Судом признаны незаконными уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации права N КУВД-001/2022-46960973/7, КУВД-001/2022-46960973/9, КУВД-001/2022-46960973/11 от 30 января 2023 года.
Суд обязал Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление Аметовой У.Ш, Аметова А.Д, Аметова Э.Д. о государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-46960973 от 21 октября 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - Борзенков А.В. просит отменить апелляционное определение с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН административным истцам Аметовой У.Ш, Аметову А.Д, Аметову Э.Д. на праве общей долевой собственности по 1/3 за каждым принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"
20 октября 2022 года административные истцы обратились в Госкомитет с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права на земельный участок, приложив: архивную выписку от 12 мая 2022 года N13-20/1115 администрации города Судака Республики Крым, Архивную справку от 30 ноября 2016 года N 05-23/3350 администрации города Судака Республики Крым, похозяйственную книгу от 12 мая 2022 года администрации города Судака Республики Крым Архивный отдел, похозяйственную книгу от 12 мая 2022 года, похозяйственную книгу от 12 мая 2022 года N 6, архивную выписку от 12 мая 2022 года N 13-20/1117, справку от 03 ноября 2016 года N 1029.
Уведомлением от 27 октября 2022 года административным истцам Аметовой У.Ш, Аметову А.Д, Аметову Э.Д. отказано во включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, на основании документов, представленных в орган регистрации права с заявлением от 20 октября 2022 года, поскольку в представленных документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным. Указано, что согласно перечню, утвержденному Советом министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N264, предоставленный документ не может являться основанием для внесения сведений об испрашиваемом объекте недвижимости, как о ранее учтенном.
29 октября 2022 года государственная регистрация права приостановлена по основаниям, что административными истцами Аметовой У.Ш, Аметовым А.Д, Аметовым Э.Д. предоставлено заявление на регистрацию права на земельный участок, вместе с тем государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН, таким образом, заявителями не предоставлены документы, подтверждающие внесение сведений о земельном участке в ЕГРН.
В связи с не устранением указанных оснований для приостановления административным истцам было отказано в государственной регистрации права уведомлениями от 30 января 2023 года.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об ошибочности выводов суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок не может быть отнесен к ранее учтенным.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Как следует из части 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Исходя из содержания частей 4 и 9 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ ранее учтенными земельными участками являются в том числе земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.
При отсутствии в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках такие сведения, согласно части 5 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ, могут быть внесены в ЕГРН на основании представленных заявителем (при подаче заявления о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН) документов (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что к документам, устанавливающим или подтверждающим право на объект недвижимости, относятся: государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона N 122-ФЗ.
Также согласно части 1 статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования;
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Согласно части 3 статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания.
Как усматривается из материалов дела, согласно Архивных выписок N13-20/1115, N13-20/1117 от 12 мая 2022 года следует, что за домовладением расположенным по адресу: "адрес" закреплен земельный участок, площадью 0, 02 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, согласно похозяйственных книг Морского сельского совета города Судака Автономной Республики Крым в период с 2001-2014 года, землекадастровой книги Морского сельского совета Автономной Республики Крым за 1990-2014 годы.
Основанием на право пользования приусадебным участком указан П.N148 от 30.07.1987 года на имя Ботвинской Е.М, которая числилась как глава семьи по указанному домовладению с 2001-2005 годы.
Архивной справкой N05-23/3350 от 30 ноября 2016 года подтверждается, что главой семьи по указанному домохозяйству, после смерти Ботвинской Е.М. числится Аметова У.Ш. с 2006-2014 годы.
Таким образом, в 1987 году земельный участок был предоставлен на праве бессрочного пользования.
В силу пункта 8 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права являются иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции верно указал на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок не может быть отнесен к ранее учтенным.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 19 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 14 сентября 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. КапункинЭ.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.