Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лях Э.М, поступившую в суд первой инстанции 2 августа 2023 года, на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Лях Э.М. к администрации муниципального образования Туапсинский район о признании незаконным заключения по результатам заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки городских и сельских поселений Туапсинского района, постановления администрации муниципального образования Туапсинский район.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лях Э.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Туапсинский район о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 5 февраля 2021 года N 101 "О внесении изменений в некоторые правовые акты администрации муниципального образования Туапсинский район" в части отмены пункта 1 постановления администрации от 11 февраля 2020 года N 189 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства".
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 22 декабря 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 мая 2023 года оставлено без изменения решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 22 декабря 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Лях Э.М. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
От заинтересованного лица Кокодий Л.А. поступили возражения на кассационную жалобу, в которых выражено несогласие с доводами кассационной жалобы, заявитель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От представителя администрации муниципального образования Туапсинский район - Титаренко К.О. поступили возражения, в которых представитель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, Лях Э.М на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 475 кв.м, кадастровый номер N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: "адрес"
Право аренды зарегистрировано на основании соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 6 июня 2014 года, заключенного между Лях Э.М. и Черкасовым Д.Е.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район предыдущему правообладателю земельного участка (Черкасову Д.Е.) выдано разрешение на строительство от 14 августа 2013 года NRU23534105-975, сроком действия до 14 марта 2023 года.
На основании пункта 1 постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 11 февраля 2020 года N 189 Лях Э.М. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимального отступа от границ принадлежащего ей на праве аренды земельного участка с кадастровым номером N, с юго-западной границы земельного участка с участком с кадастровым номером N с 3 м до 1 м при условии соблюдения противопожарных, санитарных и других норм и правил, действующих на территории Российской Федерации, при размещении на участке зданий и сооружений.
19 февраля 2020 года управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район выдано уведомление N 1320 о соответствии объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения данного объекта на земельном участке с кадастровым номером N
На основании разрешительных документов на территории земельного участка, принадлежащего на праве аренды Лях Э.М, осуществила строительство жилого дома.
Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 5 февраля 2021 года N 101 отменен пункт 1 постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 11 февраля 2020 года N 189.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что из судебных актов, являющихся преюдициальными для настоящего спора, следует, что Лях Э.М. при строительстве сооружения допустила нарушение градостроительных норм и правил землепользования и застройки; наличие данных обстоятельств указывает на законность действий администрации в соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, в порядке самоконтроля по принятию постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 5 февраля 2021 года N 101 об отмене постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 11 февраля 2020 года N 189. Так же судами нижестоящих инстанций было указано на пропуск срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Положениям пункта 5 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Положениями частей 4 и 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены порядки проведения процедуры общественных обсуждений и проведения публичных слушаний.
В соответствии с частью 21 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания таких обсуждений или слушаний осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 ГрК РФ).
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6 статьи 40 ГрК РФ).
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 7 статьи 40 ГрК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, решением Туапсинского городского суда от 22 сентября 2021 года по делу N 2а-14/2021, вступившим в законную силу, признано незаконным заключение комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования Туапсинский район от 16 января 2020 года N 101587-Мп "О рассмотрении результатов публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимального отступа от границ", принятого по результатам публичных слушаний от 16 января 2020 года; признано незаконным и отменено уведомление от 19 февраля 2020 года "О соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или садового дома (СД) параметров объекта ИЖС или СД установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или СД на земельном участке", адресованное Лях Э.М.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 739-О-О, часть 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
При изложенных обстоятельствах, поскольку вступившим в законную силу решением Туапсинского городского суда от 22 сентября 2021 года по делу N 2а-14/2021 признано незаконным заключение комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования Туапсинский район от 16 января 2020 года N 101587-Мп "О рассмотрении результатов публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимального отступа от границ", принятого по результатам публичных слушаний от 16 января 2020 года; а так же признано незаконным и отменено уведомление от 19 февраля 2020 года "О соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или садового дома (СД) параметров объекта ИЖС или СД установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или СД на земельном участке", адресованное Лях Э.М, администрация муниципального образования Туапсинский район в порядке самоконтроля в соответствии с частью 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ законно приняла постановление от 5 февраля 2021 года N 101 "О внесении изменений в некоторые правовые акты администрации муниципального образования Туапсинский район" в части отмены пункта 1 постановления администрации от 11 февраля 2020 года N 189 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства".
Исходя из изложенного суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку была установлена законность действий администрации в соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, в порядке самоконтроля по принятию постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 5 февраля 2021 года N 101 об отмене постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 11 февраля 2020 года N 189.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 19 сентября 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоС.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.