Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника ИФНС России N 1 по городу Краснодару Маслаковой Н.Н, поступившую в суд первой инстанции 18 августа 2023 года, на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России N 1 по городу Краснодару к Соколову В.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя ИФНС России N 1 по городу Краснодару - Маринченко В.В, представителя Соколова В.А. - Корзун М.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ИФНС России N 1 по городу Краснодару обратилась в суд с административным исковым заявлением к Соколову В.А, в котором просила взыскать задолженность по обязательным платежам в бюджет в размере 6 646 рублей 89 копеек. При новом рассмотрении дела административный истец уточнил административные исковые требования, в которых просил взыскать задолженность в размере 4 551 рублей 05 копеек, из которых пени по налогу на имущество за 2016 год за период с 15 февраля 2018 года по 28 января 2020 года в размере 269 рублей 56 копеек; пени по налогу на имущество за период с 19 декабря 2017 года по 28 января 2020 года в размере 1 269 рублей 11 копеек; пени по земельному налогу за 2014 год, начисленные с 1 декабря 2015 года по 21 мая 2018 года в размере 1 438 рублей 97 копеек; пени по земельному налогу за 2015 год, начисленные с 27 декабря 2016 года по 28 января 2020 года в размере 1 473 рублей 86 копеек.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 3 ноября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 марта 2023 года решение Ленинского районного суда города Краснодара от 3 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник ИФНС России N 1 по городу Краснодару Маслакова Н.Н. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принял участие представитель ИФНС России N 1 по городу Краснодару по доверенности Маринченко В.В, доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании суда кассационной инстанции приняла участие представитель Соколова В.В. по доверенности Корзун М.А, доводам кассационной жалобы возражала, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, что обусловлено следующим.
Как следует из материалов дела, Соколов В.А. состоит на налоговом учете в ИФНС России N по городу Краснодару.
Согласно материалам дела, Соколов В.А. является владельцем земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", начало владения с 12 апреля 2010 года по 13 апреля 2017 года.
Кроме того, административному ответчику на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, "адрес" в период с 6 июля 2016 года по настоящее время, недвижимое имущество, расположенное в городе "адрес" в период с 5 мая 2004 года по настоящее время, недвижимое имущество, расположенное в городе "адрес" (гараж) с 17 июля 2006 года по настоящее время.
Из материалов дела следует, что налоговым органом Соколову В.А. исчислен налог на имущество, который в установленный законом срок не оплачен, в связи с чем налоговым органом направлено уведомление, однако в предусмотренный законом срок административным ответчиком оплата не произведена.
4 марта 2020 года налоговым органом через личный кабинет Соколова В.А. направлено требование N 29500 об уплате задолженности.
Между тем, указанное требование административным ответчиком не выполнено, задолженность не погашена.
Согласно материалам дела, ввиду неисполнения требования, налоговым органом направлено в суд заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Соколова В.А. задолженности по налогам.
23 июля 2020 года налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа для взыскания задолженности, в связи с неисполнением обязанности по уплате недоимки.
24 июля 2020 года мировым судьей судебного участка N 233 Западного внутригородского округа города Краснодара вынесен судебный приказ о взыскании с Соколова В.А. суммы задолженности, который отменен 1 сентября 2020 года в связи с поступившими возражениями.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России N 1 по городу Краснодару, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что срок исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций истекал 1 января 2017 года. Мировой судья судебного участка N 233 Западного внутригородского округа города Краснодара вынесен судебный приказ N 2а-1932/2020-233 о взыскании с Соколова В.А. задолженности 24 июля 2020 года - по истечении более трех лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, в связи с чем, предусмотренный законом шестимесячный срок обращения в суд с заявлением в порядке приказного производства истек.
Между тем судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 6 статьи 45 НК РФ Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
По делам о взыскании обязательных платежей судам надлежит проверять соблюдение налоговым органом сроков, установленных статьей 48 НК РФ, а также сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ, если их нарушение привело к принудительному взысканию обязательных платежей за пределами сроков, установленных НК РФ.
Срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным и нарушение налоговым органом данного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 НК РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего платежа с налогоплательщика.
Из разъяснений, данных Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 22 апреля 2014 года N 822-0, следует, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.
Также из правовой позиции, высказанной в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации, следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате налога само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки и пеней в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять, исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
Выводы суда апелляционной инстанции о нарушении налоговым органом требований статьи 70 НК РФ являются не правильными.
Сроки для обращения налогового органа в суд установлены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, действовавшей на момент возникших правоотношений) заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес Соколова В.А. направлялись налоговые уведомления N65564207 от 27 сентября 2016 года на сумму 7403, 00 рублей, сроком исполнения до 01 декабря 2016 года; N13172930 от 17 октября 2017 года на сумму 16646, 00 рублей сроком уплаты до 01 декабря 2017 года; N33281314 от 15 июля 2018 года на сумму 63485, 00 рублей сроком уплаты до 03 декабря 2018 года; N54408678 от 01 августа 2019 года на сумму 63013, 00 рублей сроком уплаты до 02 декабря 2019 года.
В связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате налога, налоговым органом выставлено требование N29500 от 04 марта 2020 года об уплате задолженности по пени на сумму 6646, 89 рублей, срок установлен до 16 марта 2020 года.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ срок обращения к мировому судье для вынесения судебного приказа у налогового органа истекает 16 сентября 2020 года.
Как следует из реестра передачи заявлений о вынесении судебных решений в судебный участок N233, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Соколова В.А. задолженности по пени в размере 6646, 89 рублей 23 июля 2020 года (л.д. 31-32 том 2).
Следовательно, налоговым органом соблюден срок установленный абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ, а выводы судов нижестоящих инстанций в указанной части являются не правильными.
Также налоговым органом соблюден срок для обращения в суд, установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, так как судебный приказ от 24 июля 2020 года отменен 01 сентября 2020 года, в суд налоговый орган в порядке искового производства обратился 01 марта 2021 года.
Учитывая, что порядок обращения в суд не нарушен, процедура уведомления административного ответчика о необходимости погасить задолженность, предшествующая обращению в суд, и срок на обращение в суд налоговым органом соблюдены, что свидетельствует о законности и обоснованности требований налогового органа к Соколову В.А, а также принимая во внимание неисполнение административным ответчиком обязанности по своевременной уплате налога, требования налогового органа подлежали удовлетворению.
При таких данных судом первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов.
При новом рассмотрении судам также необходимо установить направлялось ли налоговым органом уведомление об оплате земельного налога за 2014 года, произведена ли его оплата и когда, также произведена ли оплата налога на имущество за 2015 год в размере 1552 рублей.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Краснодара от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 марта 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 27 сентября 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.