Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Е.В, судей Думушкиной В.М, Косарева И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Аксайского городского поселения к ФИО1 о понуждении освободить земельный участок, по встречному иску ФИО1 к администрации Аксайского городского поселения об обязании администрации Аксайского городского поселения устранить нарушенные права ответчика, по кассационной жалобе администрации Аксайского городского поселения на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 29 марта 2023 года.
Продолжив судебное заседание после перерыва, заслушав доклад судьи Ивановой Е.В, с учетом полученных до перерыва пояснений представителя ФИО1 - ФИО5, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
администрация Аксайского городского поселения обратилась в суд с иском к ФИО1, в котором, уточнив требования, просила суд обязать ответчицу освободить самовольно занятые земельные участки из неразграниченной государственной собственности площадями 19 кв. м, 42 кв. м, 43 кв. м, 5 кв. м, 85 кв. м, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", расположенному по адресу: "адрес".
ФИО1 исковые требования не признала и обратилась к администрации Аксайского городского поселения Ростовской области с встречными исковыми требованиями об обязании устранить нарушение её прав в выдаче распоряжения и задания на разработку проектной документации.
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 29 марта 2023 года, в удовлетворении исковых требований администрации Аксайского городского поселения отказано. Встречные исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ администрации Аксайского городского поселения от 7 сентября 2022 года N 63.20.1/5711 в выдаче распоряжения и задания на разработку проектной документации - внесение изменений в "Проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного "адрес" в "адрес", утвержденного на основании постановления администрации Аксайского городского поселения N 27 от 23 января 2020 года, с целью корректировки красных линий и перераспределения между земельными участками, расположенными по адресу: "адрес", кадастровый N и землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Суд обязал администрацию Аксайского городского поселения выдать ФИО1 распоряжение и задание на разработку проектной документации - внесение изменений в "Проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного "адрес" в "адрес", утвержденного на основании постановления администрации Аксайского городского поселения N 27 от 23 января 2020 года, с целью корректировки красных линий и перераспределения между земельными участками, расположенными по адресу: "адрес", кадастровый N и землями, государственная собственность на которые не разграничена.
В кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, не установление всех юридически значимых для дела обстоятельств, произвольную оценку доказательств, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, фактическим обстоятельствам дела, администрация Аксайского городского поселения ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, направлении дела на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Судебная коллегия, с учетом положений части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), принимая во внимание, что сведения о дате и месте рассмотрения дела заблаговременно размещены на официальном сайте ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции в сети "Интернет", полагает возможным продолжить рассмотрение дела в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами нижестоящих инстанций, в пределах доводов кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Аксайского городского поселения от 31 марта 2022 года N 65 земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: ремонт автомобилей, общественное питание, адрес: "адрес", принадлежащий на праве собственности ФИО1, расположен в территориальной зоне ПЗ/1 -производственная зона. Земельный участок используется в соответствии с основным видом разрешенного использования: ремонт автомобилей (размещение мастерских, прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли), общественное питание. Предельные размеры земельного участка, в том числе площадь, не подлежат ограничению.
В целях устранения недостатков земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты", принадлежащего истцу по встречному иску, а именно изломанности границ земельного участка, ФИО1 10 августа 2022 года было подано заявление в администрацию Аксайского городского поселения на предмет выдачи распоряжения и задания на разработку проектной документации - внесение изменений в "Проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного ул. Вартанова, пр-кт Ленина, ул. Объездная, ул. Речников, в г. Аксае, Аксайского района, Ростовской области, утвержденного на основании постановления администрации Аксайского городского поселения N от 23 января 2020 года с целью корректировки красных линий и перераспределения между земельными участками, расположенными по адресу: "данные изъяты", кадастровый N и землями, государственная собственность на которые не разграничена.
В ответ администрацией Аксайского городского поселения было принято решение от 7 сентября 2022 года N 63.20.1/5711 об отказе ФИО1 в разработке проекта внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории для дальнейшего перераспределения земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В обосновании отказа администрацией указано, что необходимость изменения границ земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" в целях, предусмотренных статьей 39.28 Земельного кодекса РФ, отсутствует.
ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: ремонт автомобилей, общественное питание, адрес: "адрес", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29 сентября 2022 года, земельный участок имеет недостатки, а именно одна из границ имеет изломанность.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 11, 11.2, 11.9, 39.2, 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ, исходил из того, что отказ администрации Аксайского городского поселения не соответствует положениям пункта 10 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения встречных исковых требований и об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на положения статей 11.2, 11.3, 11.10, 39.15, 39.20, 11.7, 39.27, 39.29, 11.9 Земельного кодекса РФ, указав, что выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, а доводы апелляционной жалобы администрации Аксайского городского поселения сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, основанием для отмены судебного акта не являются, в полной мере согласился с выводами суда первой инстанции, не повторяя их мотивов.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы преждевременными и с ними не соглашается ввиду следующих обстоятельств.
В силу требований части 1 статьи 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
В пункте 2 постановления Пленума от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" Верховный Суд РФ разъяснил, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Согласно пункту 3 названного постановления решение обосновано тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
При этом из содержания пунктов 37 и 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" следует, что суд апелляционной инстанции, повторно разрешая спор, должен восполнить допущенные судом первой инстанции нарушения и при необходимости, в том числе, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, истребовать, исследовать и оценить с соблюдением требований ГПК РФ дополнительные доказательства, оказав содействие в их истребовании и представлении лицам, на которых возложена обязанность по их представлению в суд.
Рассматриваемые судебные акты названным требованиям не соответствуют.
Удовлетворяя встречные исковые требования ФИО1, судебные инстанции указали, что в ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок ФИО1 имеет недостатки, одна из границ имеет изломанность.
ФИО1 обратилась в администрацию с целью перераспределить земельные участки, находящиеся в собственности истца по встречному иску (ответчика) и в муниципальной собственности.
Отклоняя доводы апеллянта о том, что ФИО1 не обращалась в администрацию с заилением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, суд апелляционной инстанции исходил из того, что реализация этого права, якобы невозможна без подготовки схемы расположения земельного участка, то есть необходимо получить распоряжение и задание на разработку проектной документации, в чем ФИО1 безосновательно было отказано.
Так судебные инстанции полагают, что у администрации отсутствовали законные основания для принятия решения об отказе в перераспределении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной ФИО1
Между тем, статьей 39.20 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (часть 1).
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1).
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (часть 2).
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 3).
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (часть 4).
Случаи, при которых допускается перераспределение земель, закреплены в статье 39.28 Земельного кодекса РФ.
Так, согласно пункту 2 части 1 названной статьи, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается, в том числе, в случае перераспределения таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (часть 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 3 этой же статьи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Порядок установления красных линий регламентирован Инструкцией, утвержденной постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30.
Частью 8 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ закреплено, что споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
С учетом приведенных норм права и конкретных обстоятельств дела, заслуживают внимания, дополнительной проверки и надлежащей правовой оценки следующие доводы кассационной жалобы администрации Аксайского городского поселения.
Земельный участок с кадастровым номером 61:02:0120108:37 является собственностью ответчицы ФИО1 Согласно выписке из ЕГРН на данном земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 198, 3 кв. м.
ФИО1 считает, что указанный земельный участок имеет изломанность одной из границ, в связи с чем, якобы для исправления недостатков землепользования, обращалась в администрацию Аксайского городского поселения с заявлением о выдаче распоряжения на разработку проектной документации.
Под изломанностью границ понимаются контуры земельного участка, имеющие многочисленные углы и доставляющие неудобства в использовании земельного участка.
В данном случае участок имеет прямоугольную форму с прямоугольным выступом, как видно из схемы земельного участка, как представленного администрацией, так и содержащейся в выписке из ЕГРН.
Более того, как видно из ситуационного плана, приложенного к заявлению ФИО1, так и из проекта межевания территории в составе проекта планировки и межевания территории квартала, ограниченного "адрес" в "адрес", земельный участок с учетом предполагаемого перераспределения, не затрагивает красных линий.
В тоже время, как буквально следует из заявления ФИО1 о выдаче задания, распоряжение на разработку проектной документации она намеревается получить "с целью корректировки красных линий".
Красные линии на территории, ограниченной "адрес" в "адрес" обозначены проектом планировки и межевания данной территории и утверждены постановлением администрации Аксайского городского поселения N от 23 января 2020 года в составе документации по планировке территории.
Красные линии устанавливаются с учетом существующей застройки. Основаниями для изменения красных линий является нарушение прав собственников объектов, которые пересекают красные линии.
Однако, как следует из проекта межевания территории все объекты, находящиеся в пользовании ФИО1, расположены за пределами территорий общего пользования, обозначенных красными линиями, и не пересекаются ими. Следовательно, корректировка красных линий не требуется, а значит отказ администрации в выдаче разрешения и задания на корректировку красных линий обоснован.
Удовлетворяя встречные исковые требования, суд указал, что отказ администрации не соответствует положениям статьи 39.29.
Между тем, суд не учел, что ФИО1 обращалась с заявлением о выдаче распоряжения и задания на разработку проекта внесения изменений в проект планировки и межевания территории с целью корректировки красных линий, а не с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель, соответственно, суд на основании данной нормы незаконность отказа администрации установить не мог.
К тому же, обращаясь в суд с требованием о понуждении ФИО1 освободить земельный участок, администрация Аксайского городского поселения указывала, что проверка соблюдения земельного законодательства 23 июня 2022 года выявила самовольный захват земельных участков государственной неразграниченной собственности, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 85, 5, 43, 19, 42 кв. м, на которых расположены павильоны, находящиеся в пользовании ФИО1
Факт занятия и использования земельного участка без правоустанавливающих документов подтверждается актом обследования, схемой, составленной кадастровым инженером ФИО6, и не опровергается ответчиком.
Таким образом, объекты, находящиеся в пользовании ФИО1, расположены за пределами земельного участка, являющегося ее собственностью, следовательно, администрация вправе обратиться с требованием об освобождении земельного участка государственной неразграниченной собственности в рамках своих полномочий и данные требования законны и обоснованы.
Из указанного следует, что суд формально отнесся к рассмотрению настоящего спора, не установили проверил все юридически значимые для дела обстоятельства, проигнорировал доводы истца по первоначальному иску и безмотивно их отклонил, допустил произвольную оценку доказательств и фактически ограничился только ссылками на подлежащие применению нормы права, что в силу ранее перечисленных требований процессуального законодательства недопустимо, поскольку приводит к принятию заведомого незаконных судебных постановлений.
Допущенные судами нарушения норм права являются существенными, повлияли на исход рассмотрения дела, без их устранения невозможны защита и восстановление нарушенных прав заявителя, в связи с чем, решение и апелляционное определение подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Аксайского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 29 марта 2023 года отменить.
Материалы дела направить на новое рассмотрение в Аксайский районный суд Ростовской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.