Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Мотиной И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саламатиной В.В, Саламатина С.А, Архипова А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея о перерасчете размера пенсии по случаю потери кормильца, по кассационной жалобе Саламатиной В.В, Саламатина С.А, Архипова А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 10 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав истца Саламатину В.В. и ее представителя Шумилову И.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея - Цей Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Саламатина В.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея (далее - УФСИН по Республике Адыгея), в котором с учетом уточненного иска просила:
- обязать УФСИН по Республике Адыгея произвести перерасчет пенсии Саламатиной В.В. по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий Саламатина А.И. за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в ФЗ "О ветеранах" о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации и до 01 апреля 2021 года;
- обязать УФСИН по Республике Адыгея произвести перерасчет пенсии Саламатину С.А. по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий Саламатина А.И. за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в ФЗ "О ветеранах" о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации и до его совершеннолетия и периода обучения в очной форме в учебных заведениях;
- обязать УФСИН по Республике Адыгея произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий Саламатина А.И, находившемуся на иждивении Архипову А.В. за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в ФЗ "О ветеранах" о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации и до его совершеннолетия;
- взыскать с УФСИН по Республике Адыгея в пользу Саламатиной В.В. расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
Определением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 25 октября 2022 года к участию в деле в качестве истцов привлечены Саламатин С.А. и Архипов А.В.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 25 октября 2022 года в удовлетворении исковых требований Саламатиной В.В, Саламатина С.А. и Архипова А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 10 марта 2023 года решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 25 октября 2022 года отменены, постановлено новое решение об удовлетворении требований.
На УФСИН по Республике Адыгея возложена обязанность провести перерасчет пенсии Саламатиной В.В. по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий Саламатина А.И. за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в ФЗ "О ветеранах" о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации и до 01 апреля 2021 года.
На УФСИН по Республике Адыгея возложена обязанность провести перерасчет пенсии Саламатину С.А. по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий Саламатина А.И. за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в ФЗ "О ветеранах" о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации и до его совершеннолетия и периода обучения в очной форме в учебных заведениях.
На УФСИН по Республике Адыгея возложена обязанность провести находившемуся на иждивении Архипову А.В. перерасчет пенсии по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий Саламатина А.И. за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в ФЗ "О ветеранах" о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации и до его совершеннолетия.
С УФСИН по Республике Адыгея в пользу Саламатиной В.В. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В кассационной жалобе представитель УФСИН по Республике Адыгея просит апелляционное определение отменить в связи с несоответствием выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель УФСИН по Республике Адыгея указывает о необоснованности выводов суда апелляционной инстанции о неоднократных обращениях Саламатиной В.В, тогда как последняя обратилась в УФСИН России по Республике Адыгея 22.09.2021г. с заявлением о признании погибшего супруга Саламатина А.И, ранее проходившего службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, ветераном боевых действий в связи с внесением изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" и о произведении перерасчета размера выдаваемой пенсии 22 сентября 2021 года, с аналогичным заявлением Саламатина В.В. обратилась 23 ноября 2021 года, другие обращения в адрес УФСИН России по Республике Адыгея не поступали. Таким образом, полагает, что факт о неоднократном обращении в отдел кадров УФСИН России по Республике Адыгея после гибели супруга с просьбой направить документы на присвоение супругу посмертно статуса "Ветеран боевых действий", не имеют документального подтверждения. Ссылаясь на положения статей 45, 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", указывает, что перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы, в данном случае необходимым документом является документ о присвоении умершему кормильцу звания "Ветерана боевых действий".
Поскольку обстоятельством, влекущим повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 45 Закона N 4468-1 является присвоение умершему кормильцу звания "Ветерана боевых действий", то такое повышение производится с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в соответствующий орган с заявлением о перерасчете пенсии. Указывает, что повышение пенсии по случаю потери кормильца нельзя рассматривать отдельно от обстоятельств, влекущих повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 45 Закона N 4468-1, поскольку такое право возникает после получения удостоверения ветерана боевых действий, то есть в силу пункта 1 Инструкции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N763, удостоверения ветерана боевых действий, является документом, подтверждающим их права и льготы.
В судебном заседании представитель УФСИН по Республике Адыгея Цея Н. кассационную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Истец Саламатина В.В. и ее представитель Шумилова И.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, поддержавших свои правовые позиции по делу, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Саламатина В.В. является супругой и членом семьи Саламатина А.И, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей на территории Чеченской Республики.
Согласно свидетельству о рождении Саламатин С.А. является сыном Саламатина А.И.
Архипов А.В. находился на иждивении Саламатина А.И. и до своего совершеннолетия получал пенсию по потере кормильца.
Сторонами не оспаривалось, что согласно удостоверению серии Б N, выданному Саламатиной В.В. 15 декабря 2022 года, она имела право на льготы, установленные Федеральный законом "О ветеранах" для родителей и жен погибших военнослужащих.
27 сентября 2021 года и 23 ноября 2021 года Саламатина В.В. обратилась в УФСИН России по Республике Алдыгея с заявлением о признании ее погибшего супруга Саламатина А.И, ранее проходившего службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, ветераном боевых действий, в связи с внесением изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах".
Саламатиной В.В. как члену семьи погибшего ветерана боевых действий было выдано удостоверение N от 04 мая 2022 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 21, 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", статей 45, 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 года N519, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N763, исходил из того, что выдача удостоверения ветерана боевых действий, как и перерасчет пенсии по случаю потери кормильца, носит заявительный характер, и осуществляется на основании заявления членов семьи ветерана боевых действий, получающих пенсии по случаю потери кормильца, к которому прилагаются, в том числе документ о присвоении умершему кормильцу звания "ветеран боевых действий", однако достоверных и допустимых доказательств тому, что Саламатина В.В. до сентября 2021 года, а Саламатин С.А. и Архипов А.В, как члены семьи погибшего являлись получателем пенсии и также обращались в УФСИН России по Республике Адыгея с заявлениями о признании погибшего Саламатина А.И. ветераном боевых действий и о выдаче им удостоверения члена семьи ветерана боевых действий и о перерасчете пенсии не представлено.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и разрешая исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что сотрудниками кадрового подразделения УФСИН России по Республике Адыгея не своевременно присвоен статус "Ветеран боевых действий" погибшему Саламатину А.И, в то время как истец неоднократно обращалась в УФСИН России по Республике Адыгея по данному вопросу.
Полагая, что Саламатин А.И. должен был иметь статус ветерана боевых действий со дня вступления в силу поправок в Федеральный закон от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в ФЗ "О ветеранах", суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на истцов распространяется положение пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с учетом повышения на 32% расчетного размера пенсии, при этом неприсвоение статуса ветерана боевых действий, отсутствие соответствующего удостоверения в связи с несвоевременной его выдачей членам семьи погибшего, не может служить основанием для отказа в признании права истца и ее детей на предусмотренные законом повышения пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права, сделаны без установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Действие названного закона распространяется, в частности, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и семьи этих лиц (абзац четвертый пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Частью второй статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно статье 28 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 данного закона, назначается, если кормилец умер (погиб), в частности, во время прохождения службы.
В силу статьи 30 этого же закона супруги лиц, указанных в статье 1 этого закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 названного закона (вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или нет.
Пунктом "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусмотрено, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 данного закона.
Тем самым пункт "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определяет круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены, в частности, получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий. В то же время данная норма не содержит самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение пункта "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 возможно только в системной связи с подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 3 и иными положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.
Федеральным законом от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и в раздел III приложения к этому федеральному закону внесены вступившие в силу с 1 января 2004 года дополнения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признается выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 1 января 2004 года, в связи с чем именно с этой даты члены семей ветеранов боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на ее повышение в соответствии с пунктом "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Согласно части второй статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Исходя из содержания статьи 50 и части первой статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 работа по пенсионному обеспечению лиц, проходивших службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, и членов их семей осуществляется Федеральной службой исполнения наказаний. Названные лица обращаются с заявлениями о назначении пенсий в пенсионные органы Федеральной службой исполнения наказаний.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть третья статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (часть первая статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).
Исходя из изложенного выше, обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных со службы в уголовно-исполнительной системе, возложены на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации, в рамках исполнения которых Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации через свои территориальные органы, в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.
Следовательно, граждане, уволенные со службы в уголовно-исполнительной системе и члены их семей, при обращении в территориальные органы по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах в связи с изменением пенсионного законодательства, и этому праву корреспондирует обязанность органов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера его пенсии в сторону увеличения в связи с изменением законодательства, данный гражданин имеет право на выплату неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные, в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию или приобретение права на ее перерасчет, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии или ее перерасчета, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Из возражений ответчика следует, что Саламатина В.В. является получателем пенсии по потере кормильца, 15 декабря 2002 года ей выдано удостоверение о праве на льготы, установленные для родителей и жен погибших военнослужащий.
В исковом заявлении и в апелляционной жалобе истцы приводили доводы о том, что Саламатина В.В. неоднократно обращалась в кадровое подразделение УФСИН по Республике Адыгея по вопросу направления документов на присвоение ее погибшему супругу статуса "Ветеран боевых действий", указывая, что Саламатин А.И. являлся единственным сотрудников УФСИН по Республике Адыгея, погибшим при исполнении служебных обязанностей в Чеченской Республике.
Рассматривая требования истцов о признании права на повышение пенсии по случаю потери кормильца, суд апелляционной инстанции ограничился лишь указанием на вину ответчика в неназначении и невыплате истцам пенсии с учетом положений пункта "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, тем самым произвольно применил статьи 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нарушил требования процессуального закона, касающиеся доказательств и доказывания в гражданском процессе.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Саламатиной В.В, Саламатина С.А. и Архипова А.В. и их обоснования, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 являлись следующие обстоятельства: имелись ли в пенсионном деле истца при назначении ей пенсии по потере кормильца документы, подтверждающие статус ее супруга как ветерана боевых действий; своевременно исполнена ли обязанность пенсионного органа УФСИН по Республике Адыгея по направлению документов на получения удостоверения "Ветерана боевых действий" на Саламатина А.И, имелась ли вина ответчика в нарушении права истцов на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере.
Рассматривая дело по апелляционной жалобе истцов, суд апелляционной инстанции не проверил их доводы о наличии вины УФСИН по Республике Адыгея в неназначении Саламатиной В.В. пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере, поскольку ответчиком не исполнена обязанность в направлении документов на Саламатина А.И. для получения удостоверения "Ветерана боевых действий", при том, что ответчик имел все необходимые документы для этого.
Нижестоящие суды в нарушение положений статей 56, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не истребовали от ответчика пенсионное дело, тем самым не совершив необходимых действий для установления юридически значимых обстоятельств по делу.
В результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, юридически значимые обстоятельства судами определены и установлены не были, предметом исследования и оценки в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Ввиду изложенного, выводы суда апелляционной инстанции о том, что перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца должен быть произведен истцам с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в ФЗ "О ветеранах" о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации, так как установлена вина ответчика в неназначении пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере, являются преждевременными, поскольку обстоятельства, касающиеся наличия вины в действиях УФСИН по Республике Адыгея в рассматриваемом случае не являлись предметом исследования и оценки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права существенными, повлиявшими на исход дела, что согласно пункту 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 10 марта 2023 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный суд Республики Адыгея.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.