Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Макаровой Е.В, с участием прокурора Стрелковского С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Ростова-на-Дону в интересах ФИО1 к администрации г. Ростова-на-Дону, департаменту координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, МКУ "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону" об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов по кассационной жалобе представителя администрации города Ростова-на-Дону по доверенности ФИО6 на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения прокурора Стрелковского С.Н, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском в интересах инвалида первой группы ФИО1 к администрации города Ростова-на-Дону, Департаменту координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, МКУ "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону" об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, указав, что на протяжении длительного периода времени грубо нарушаются права инвалида 1 группы ФИО1, которая лишена возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры, не имеет возможности выхода на улицу.
На основании изложенного истец просил суд обязать администрацию г.Ростова-на-Дону, департамент координации и перспективного развития города Ростова-на-Дону, МКУ "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону" в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить, выполнение мероприятий по приспособлению жилого помещения ("адрес") и общего имущества многоквартирном доме по адресу: "адрес", в котором проживает инвалид 1 группы ФИО1, в целях обеспечения условий доступности для инвалида в соответствии с определенным ООО "Экспертный центр" оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме, путем устройства съездов с тротуара на проезжую часть, устройства нескользящего покрытия входной площадки и пандуса, монтаж ограждения пандуса, устранение перепадов высоты в тамбуре и общем коридоре, адаптация санитарно-гигиенического помещения, увеличение дверного проема и устранение перепада высоты на входе на лоджию.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 сентября 2022 года суд обязал администрацию города Ростова-на-Дону в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирном доме по адресу: "адрес" в котором проживает инвалид 1-й группы ФИО1 в целях обеспечения условий доступности для инвалида в соответствии с определенным ООО "Экспертный центр" оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме, путем: устройства съездов с тротуара на проезжую часть, устройства нескользящего покрытия входной площадки и пандуса, монтаж ограждения пандуса, устранение перепадов высоты в тамбуре и общем коридоре, адаптация санитарно-гигиенического помещения, увеличение дверного проема и устранение перепада высоты на входе на лоджию.
В удовлетворении исковых требований к департаменту координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, МКУ "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 января 2023 года решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 сентября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика администрации города Ростова-на-Дону по доверенности ФИО6 просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь в обоснование на то, что согласно императивным положениям Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131) полномочия по обеспечению прав инвалидов не отнесены к вопросам местного значения и компетенции органов местного самоуправления.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился прокурор Стрелковский С.Н.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения прокурора Стрелковского С.Н, высказавшего мнение о законности и обоснованности состоявшихся по делу судебных актов, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1 является инвалидом 1-й группы бессрочно, проживает по адресу: "адрес". Управление многоквартирным жилым домом по указанному адресу осуществляет ООО УК "Комфорт-Юг".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в прокуратуру Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону с заявлением, в котором указано, что многоквартирный жилой дом по "адрес" не приспособлен для нужд инвалида, в связи с чем, просил обратиться в его интересах в суд по вопросу о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме. Прокуратурой по обращению инвалида 1 группы ФИО1 проведена проверка соблюдения прав последнего на обеспечение доступности общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", в котором он проживает.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях из приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, произведено обследование жилого помещения ФИО1, расположенного по адресу: "адрес", о чем составлен акт N-Г.
В результате обследования общего имущества и жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме комиссией установлено, что ширина дверных проемов менее 0, 90 м, двери не оснащены доводчиками с регулируемым усилием и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд; в дверном проеме входных и балконных дверей имеются высокие пороги; Санитарно-гигиеническое помещение: ванная комната, совмещенная с санузлом, размерами: 2, 15м на 2, 15м, нет поручней и штанг. Общее имущество: во дворе дома асфальтовое покрытие, на участке дорожного покрытия перед входом в многоквартирный дом отсутствует рельефная (тактильная) полоса дорожных указателей; имеется немаркированный цветом пандус, но отсутствуют поручни; входные двери: уровень пола при входе в многоквартирный дом - более 14 мм, наружный дверной проем менее 1, 2м, отсутствует контрастная окраска по краям дверного полотна и наличника, полотна наружных дверей не защищены противоударной полосой и смотровой панелью из прозрачного ударопрочного материала; входные двери оборудованы информационной табличкой без использования шрифта Брайля, на которой указан только номер подъезда; отсутствуют дренажные и водосборные решетки; тамбур размерами 1, 44м на 2, 13м, в дверном проеме тамбурной двери также имеется высокий порог; в общем коридоре дома имеются выступающие пороги; съезд с тротуара на проезжую часть есть, но с неправильным уклоном и без поручней.
На основании изложенного комиссия пришла к следующим выводам: необходимо приспособить общее имущество в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид ФИО1, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, ввиду несоответствия требованиям, предусмотренных п. 23-27, 29, 31 раздела III и п. 32, 34, 35, 37 раздела IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов". Технической возможности приспособления общего имуществ многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома путем осуществления его реконструкции нет. Необходимо провести проверку экономической целесообразности реконструкции жилого помещения и приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "Экспертный центр" подготовлен расчет потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта в отношении объекта, расположенного по адресу: "адрес". По результатам проведенного обследования общедомового имущества и жилого помещения разработан оптимальный перечень мероприятий, в результате проведения которых общее имущество многоквартирного дома будет приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2015 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов". Оптимальный перечень мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирном доме по адресу: "адрес", в котором проживает инвалид 1 группы ФИО1 включает в себя: устройства съездов с тротуара на проезжую часть, устройства нескользящего покрытия входной площадки и пандуса, монтаж ограждения пандуса, устранение перепадов высоты в тамбуре и общем коридоре, адаптация санитарно-гигиенического помещения, увеличение дверного проема и устранение перепада высоты на входе на лоджию.
Сметная стоимость по объекту "Реконструкция общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", в котором проживает инвалид 1 группы ФИО1, в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида" в ценах на II квартал 2018 г. составляет "данные изъяты" Особые условия для проведения реконструкции общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес": согласование проведения работ по адаптации с заинтересованными лицами и организациями; разработка проектно-сметной документации, проведение ее экспертизы. Расходы на проведение вышеперечисленные мероприятий в расчет потребности в финансовых ресурсах не включены.
ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией вынесено заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в данном многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, которое ДД.ММ.ГГГГ направлено и.о. директора департамента социальной защиты населения г.Ростова-на-Дону заместителю главы администрации г. Ростова-на-Дону по строительству и архитектуре.
Проведенной прокуратурой г. Ростова-на-Дону проверкой установлено, что мероприятия по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", в котором проживает инвалид 1 группы ФИО1, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не проведены, тем самым в нарушение п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ не обеспечены условия для осуществления указанным лицом права на жилище, в том числе условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в данном многоквартирном доме.
Департаментом социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону в адрес заместителя главы Администрации по строительству и архитектуре города Ростова-на-Дону направлено заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме.
Мероприятия по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", в котором проживает инвалид 1 группы ФИО1, до настоящего времени не выполнены.
Таким образом, на протяжении длительного времени грубо нарушаются права инвалида 1 группы ФИО1, которая лишена возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры, не имеет возможности выхода на улицу.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 9 июля 2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", учитывая факт отсутствия в жилом многоквартирном доме предусмотренных указанным санитарными правилами технических средств реабилитации для инвалидов, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на Администрацию г. Ростова-на-Дону обязанности по обеспечению проведения мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме, в целях обеспечения условий доступности для инвалида-колясочника.
Ростовский областной суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, согласился с принятым по делу решением суда первой инстанции и отсутствием оснований для удовлетворения поданной ответчиком апелляционной жалобы.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов нижестоящих инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
Статья 7 Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Пункт 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится в числе прочего установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов к жилым помещениям, а также общему имуществу в многоквартирном, доме, в том числе придомовой территории.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условий для преодоления замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ федерального органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (абзац восьмой статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ).
В силу пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее по тексту - Правила) установлено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (подпункт "а" пункта 4 Правил).
В соответствии с пунктом 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.
По результатам работы указанной выше комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (пункты 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пункты 17 - 20 Правил).
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 18 Правил).
Для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида (пункт 22 Правил
Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 N 689-О-О указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Утвержденные мероприятия по приспособлению жилого помещения инвалида 1 группы ФИО1 и общего имущества в многоквартирном доме, где она проживает с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида не выполнены.
В связи с чем, судами установлено, что права и законные интересы ФИО1 нарушены бездействием администрации муниципального образования, которое не соответствует положениям, закрепленным в действующих нормативно-правовых актах.
Учитывая факт отсутствия в жилом многоквартирном доме предусмотренных указанным санитарными правилами технических средств реабилитации для инвалидов, суд пришел к выводу о возложении на Администрацию г. Ростова-на-Дону обязанности по обеспечению проведение мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме, в целях обеспечения условий доступности для инвалида-колясочника.
С учетом вышеизложенного, проанализировав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что суды обеих инстанций с достаточной полнотой исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы судов не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судами установлены правильно, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права судами не допущено.
Судебная коллегия кассационной инстанции также находит верным вывод судов о том, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является администрация г. Ростова-на-Дону, как орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено создание условий для осуществления ФИО1 права на жилище, в том числе, обеспечение ей как инвалиду доступности принадлежащего ей жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором оно расположено.
Отсутствие муниципальной программы муниципального образования г. Ростова-на-Дону, направленной на обеспечение социальной поддержки инвалидов, в части приспособления их жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором они проживают, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности не опровергает выводов суда об имеющемся незаконном бездействии ответчика.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые являлись предметом проверки судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, не опровергают правильность выводов судов об установленных обстоятельствах, а иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации города Ростова-на-Дону по доверенности ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.