Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Иванова Д.А, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности - Жохова Алексея Алексеевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 5 мая 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-200/2023 по административному иску МИФНС N 10 по Ярославской области к ФИО1 о взыскании земельного налога, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя ФИО1 - Жохова АА, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
МИФНС N10 по Ярославской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере "данные изъяты" рублей, за 2020 год - "данные изъяты" рублей.
В обоснование требований указано, что в спорные налоговые периоды ФИО1 являлся собственником земельных участков. Налоговым органом произведен расчет земельного налога исходя из их кадастровой стоимости, действующей в соответствующий налоговый период, с учетом поступивших сведений об изменении кадастровой стоимости. В адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления через личный кабинет налогоплательщика. С учётом последующих платежей налогоплательщика сумма задолженности составляет за 2019 год - "данные изъяты" рублей, за 2020 год - "данные изъяты" рублей. Инспекция выставила требование от 15 декабря 2021 г. N по сроку уплаты задолженности до 14 января 2022 г, которое не исполнено.
Решением Большесельского районного суда Ярославской области от 23 декабря 2022 года с ФИО1 взыскан в доход местного бюджета земельный налог за 2019-2020 года в общей сумме "данные изъяты" рублей, в том числе за 2019 год в сумме "данные изъяты" рублей, за 2020 год в сумме "данные изъяты" рублей; также государственная пошлина в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 5 мая 2023 года, решение суда первой инстанции изменено, с ФИО1 в доход местного бюджета взыскан земельный налог за 2019 год в сумме "данные изъяты" рублей; государственная пошлина в сумме "данные изъяты" рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 августа 2023 года, представитель ФИО1 - Жохов А.А. просит об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения, указывая на неправильное применение судом норм материального права, неверную оценку представленных доказательств. Приводит доводы о неверном расчете налога, поскольку необходимо исчислять налог исходя из кадастровой стоимости объектов по состоянию на 2019 год, установленной решением Ярославского областного суда от 25 апреля 2022 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 398 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52 и пунктом 4 статьи 397 НК РФ обязанность по уплате земельного налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как установлено при рассмотрении дела, в период 2019-2020 годов ФИО1 являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами: N, площадью "данные изъяты" кв.м, адрес: "адрес"; N, площадью "данные изъяты" кв.м, адрес: "адрес"; N, площадью "данные изъяты" кв.м, адрес: "адрес"; N, площадью "данные изъяты" кв.м, адрес: "адрес".
Налоговой инспекцией в адрес ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика направлены налоговые уведомления N от 3 августа 2020 года, N от 1 сентября 2021 года об уплате земельного налога, с расчетом подлежащего уплате налога за 2019-2020 годы на сумму "данные изъяты" рублей и "данные изъяты" рублей.
В связи с неуплатой налога направлено требование N по состоянию на 15 декабря 2021 года сроком уплаты до 14 января 2022 года.
Мировым судьей вынесен судебный приказ от 7 февраля 2022 года, который отменен определением мирового судьи 16 февраля 2022 года. Обращение в суд последовало в течение шести месяцев с момента отмены судебного приказа.
Взыскивая с административного ответчика недоимку по земельному налогу за 2019 годы, суд первой инстанции не согласился с расчетом земельного налога, указав, что при расчете земельного налога применима кадастровая стоимость земельных участков, установленная по состоянию на 1 января 2019 года решением Ярославского областного суда от 25 апреля 2022 года.
Сумма земельного налога исчислена за 2019 год в размере "данные изъяты" рублей, исходя из кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером N - "данные изъяты" рублей; с кадастровым номером N - "данные изъяты" рублей; с кадастровым номером N - "данные изъяты" рублей.
С расчетом суммы задолженности по земельному налогу за 2020 год в размере "данные изъяты" рублей суд первой инстанции согласился.
Изменяя решение суда первой инстанции в части взыскания суммы земельного налога за 2019 год, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями п.п. 1, 4 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в 2019 году в отношении спорных земельных участков применялась кадастровая стоимость земельных участков, установленная решением Ярославского областного суда от 17 декабря 2018 г, то есть в размерах "данные изъяты" рублей, "данные изъяты" рублей и "данные изъяты" рублей соответственно. На основании указанного решения в ЕГРН внесена кадастровая стоимость земельных участков, которая подлежит применению с 1 января 2017 года. В последующем кадастровая стоимость, по данным Росреестра, изменена с 1 января 2020 году на основании Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 г. N-н.
Таким образом, суд апелляционной инстанции определил, что общая сумма задолженности по земельному налогу за 2019 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N составляет "данные изъяты" рубля.
При расчете налога за 2019 год налоговым органом учтен платеж от 10 ноября 2021 г. на сумму "данные изъяты" рублей (земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес"), в связи с чем задолженность составляет "данные изъяты" рублей.
Также судебная коллегия апелляционной инстанции пришла к выводу об исключении из резолютивной части решения указания на взыскание недоимки по земельному налогу за 2020 г. в сумме "данные изъяты" рублей, поскольку административным ответчиком представлен платежный документ от 14 февраля 2023 года на сумму "данные изъяты" рублей, согласно которому оплата произведена по земельному налогу за 2020 год.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия не усматривает, полагая, что они основаны на правильном применении положений действующего законодательства, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Не соглашаясь с позиций суда апелляционной инстанции, административный ответчик приводит в кассационной жалобе доводы о неверном расчете налога за 2019 год, указывая на необходимость исчисления налога исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 2019 год, установленной решением Ярославского областного суда от 25 апреля 2022 года.
Признавая обоснованным вывод суда второй инстанции о правомерности использования налоговым органом кадастровой стоимости земельных участков на основании решения Ярославского областного суда от 17 декабря 2018 года, судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года; (пункт 1 статьи 391); налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393).
На основании подпункта "б" пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 1.1, согласно абзацу четвертому которого в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса РФ (введен Федеральным законом от 03 августа 2018 года N 334-ФЗ) предусмотрено, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости" такие нормативные правовые акты в той части, в какой порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (абзац третий).
Из этого исходит Конституционный Суд Российской Федерации, говоря о том, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации (постановление от 2 июля 2013 года N 17-П, определение от 29 сентября 2016 года N 1837-О).
Исходя из положений пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
По общему правилу статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 данной статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Поскольку установленная кадастровая стоимость Постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года N-П (с учётом пересмотра кадастровой стоимости решением Ярославского областного суда от 17 декабря 2018 года) подлежала применению до 31 декабря 2019 года, то есть до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, установленная Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 года N-н кадастровая стоимость земельного участка не полежала применению при расчете налога в 2019 году, могла быть учтена только с 1 января 2020 года, в связи с чем земельный налог обоснован исчислен исходя из действующей ранее кадастровой стоимости в размере "данные изъяты" рублей, "данные изъяты" рублей, "данные изъяты" рублей.
Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств апелляционное определение следует признать законным и обоснованным, а кассационную жалобу не содержащей оснований для его отмены или изменения.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 5 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности - Жохова Алексея Алексеевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в мотивированной форме изготовлено 15 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.