Кассационным определением СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 августа 2024 г. N 78-КАД24-9-К3 настоящее определение отменено
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Мышкова "данные изъяты" на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 мая 2023 года по административному делу N 2а-4904/2022 по административному исковому заявлению Мышкова "данные изъяты" к филиалу "Западный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, объяснения Мышкова А.Ю. и его представителя ФИО5, поддержавших доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мышков А.Ю. обратился в Василеостровский районный суд Санкт- Петербурга с административным исковым заявлением к филиалу "Западный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации, в котором просил признать незаконным и подлежащим отмене решение от 11 мая 2022 года N 03-39/032, а также обязать административного ответчика включить административного истца и членов его семьи в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований Мышков А.Ю. указал, что он обратился в филиал "Западный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии решения о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Решением филиала "Западный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации от 11 мая 2022 года N 03-39/032 в постановке на учет отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как указал административный истец, фактически причиной отказа послужило то обстоятельство, что на момент обращения с заявлением он не являлся военнослужащим. Административный истец отметил, что на время прохождения военной службы ему было предоставлено служебное жилое помещение, однако, он имел право на жилищное обеспечение, при этом, на момент увольнения с военной службы он не был обеспечен жильем в соответствии с законодательством.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 мая 2023 года, в удовлетворении требований Мышкова А.Ю. отказано.
В кассационной жалобе Мышкова А.Ю. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 мая 2023 года, поданной 4 июля 2023 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 10 июля 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права и норм процессуального права, и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Мышков А.Ю. с 1 января 1998 года назначен на воинскую должность.
С 14 августа 2021 года Мышков А.Ю. уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, и приказом от 10 сентября 2021 года N 6 исключен с 31 августа 2021 года из списков личного состава.
Общая продолжительность военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации составила в календарном исчислении 24 года 8 месяцев, в льготном исчислении 30 лет 9 месяцев.
29 марта 2022 года Мышков А.Ю. обратился в филиал "Западный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением филиала "Западный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации от 11 мая 2022 года N 03-39/032 в постановке на учет было отказано.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении после исключения его из списков личного состава, то есть на дату обращения с заявлением утратил статус военнослужащего.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований административного истца, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при установленных обстоятельствах дела выводы судов нижестоящих инстанций основаны на правильном применении норм материального права.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и проживающими совместно с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
При этом, согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).
Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
В силу пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1768 "Об утверждении Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется федеральными органами либо уполномоченными ими органами или учреждениями (далее - уполномоченные органы (учреждения).
В силу пункта 6 Правил, для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган (учреждение) заявление о признании нуждающимся в жилом помещении, к которому прилагаются следующие документы:
копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), копии свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста, и документов о регистрации по месту жительства детей, не достигших 14- летнего возраста, а в случае, если дети усыновлены (удочерены), - копии свидетельства об "данные изъяты" (удочерении) либо решения суда об "данные изъяты" (удочерении);
копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
выписки из домовых книг (поквартирные карточки), копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления;
копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие, сведения о которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации составляют государственную "данные изъяты", к заявлениям о признании нуждающимися в жилых помещениях, кроме документов, указанных в абзацах втором - пятом настоящего пункта, также прилагают документы, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 7 настоящих Правил. Перечень документов, которые необходимо представить военнослужащим в соответствии с абзацем четвертым пункта 7 настоящих Правил, определяется федеральными органами.
В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и абзаце четвертом пункта 7 настоящих Правил, не могут быть получены (представлены), военнослужащий представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения (представления).
Копии документов должны быть представлены с предъявлением подлинника либо удостоверены в нотариальном или ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При этом, согласно пункту 11 Правил, в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части. Форма решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) определяется федеральными органами.
Согласно разъяснениям, которые даны в абзаце 5 пункта 3 и в абзаце 2 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" необходимо иметь в виду, что порядок прохождения военной службы, в частности заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, поступление на военную службу и увольнение с нее, назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей, дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, а также иные правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства реализация права военнослужащего на признание нуждающимся в жилом помещении и на получение жилого помещения носит заявительный характер.
Для обеспечения военнослужащего жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", он должен быть признан нуждающимся в получении жилья уполномоченным органом в период обладания статусом военнослужащего, поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения во время прохождения военной службы по его заявлению, которое должно быть подано до даты увольнения и исключения из списков личного состава воинской части.
Как установлено судами, основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в принятии Мышкова А.Ю. на учет нуждающихся в жилых помещениях послужило то обстоятельство, что Мышков А.Ю. с 31 августа 2021 года исключен из списков личного состава войсковой части, в связи с чем, утратил статус военнослужащего.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, с учетом собранных по делу доказательств, исходя из того, что Мышковым А.Ю. не было предоставлено доказательств, что на момент увольнения из рядов вооруженных сил он был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, равно как и не было предоставлено доказательств в обоснование доводов о не поступлении из войсковой части необходимых учетно-воинских документов в отношении него, доказательств обращения по спорному вопросу в компетентные органы за период с его службы, с учетом приказа, которым Мышков А.Ю. был исключен из списков личного состава воинской части, пришли к выводу о том, что к компетенции административного ответчика действующим законодательством не отнесены полномочия по постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, уволенных с военной службы.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, в частности пункта 11 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, который не предусматривает правовые последствия, если заявление и документы поданы по истечении срока прохождения военной службы, являются несостоятельными.
Вышеуказанные законоположения устанавливают обязанность государства в предоставлении жилья в порядке, предусмотренным Федеральным законом "О статусе военнослужащих" военнослужащим, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения военной службы. Необходимым условием реализации права на жилище, предусмотренного Федеральным законом "О статусе военнослужащих", является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения федерального органа либо уполномоченного им органа или учреждения и наличия оснований для признания нуждающимся, однако в отношении административного истца такого не установлено.
При этом право на жилище в соответствие с приведенным законодательством носит не безусловный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий и принятие соответствующих решений. Между тем сам административный истец с заявлением о постановке его на учет в установленном законом порядке в период прохождения военной службы не обращался.
Действующим законодательством не предусмотрено право уволенных с военной службы лиц на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Таким образом, граждане, уволенные с военной службы и исключенные из списков личного состава воинских частей, не состоящие на жилищном учете, не наделены правом обеспечения жилыми помещениями в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О статусе военнослужащих", после прекращения с ними военно-служебных отношений. Правовых оснований для принятия административного истца на соответствующий учет нуждающихся в жилых помещениях в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих" у административного ответчика не имелось.
По изложенным основаниям не могут быть приняты во внимание, служить основанием для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке и доводы кассационной жалобы о не привлечении к участию в деле в качестве второго административного ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс".
Не могут быть приняты во внимание и ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику, поскольку она не имеет в настоящем деле преюдициальное значение. Приводимые в кассационной жалобе правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации высказаны относительно иных фактических обстоятельств дела.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае совокупности таких обстоятельств по делу не установлено.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мышкова "данные изъяты" - без удовлетворения.
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 мая 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.