Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х.
судей Мурзаковой Р.Ф, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ставрополя на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 30 мая 2023 г.
по административному делу по административному иску Шульц А.М. к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, Администрации города Ставрополя о признании незаконным постановления от 11 ноября 2022 г. N 2418 и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Шульц А.М. Таралову И.В, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шульц А.М. обратилась в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, Администрации города Ставрополя о признании незаконным постановление Администрации от 11 ноября 2022 г. N2418 "Об отказе в признании молодой семьи семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя", возложить обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления от 14 октября 2022 г. на основании имеющихся в деле документов и признания молодой семьи в составе 4 человек (Шульц А.М, 1992 года рождения, Шульц В.В, 1988 года рождения, Шульц Б.В, 2016 года рождения, Шульц Н.В, 2017 года рождения), в период с 14 октября 2017 г. по 28 сентября 2021 г. семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя".
В обоснование требований указано, что 14 октября 2022 г. Шульц А.М. обратилась через МФЦ в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с заявленном о предоставлении муниципальной услуги по признанию молодой семьи семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, для участия в мероприятии по обеспечению жильем ведомственной целевой программы. Оспариваемым постановлением от 11 ноября 202 г. N 2418 в признании молодой семьей для участия в мероприятии по обеспечению жильем ведомственной целевой программы отказано. Причины отказа приведены в уведомлении от 18 ноября 2022 г. N 08/19/10551с, в котором со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что молодая семья Шульц А.М. в период с 14 октября 2017 г. по 8 сентября 2021 г. была обеспечена общей площадью жилого помещения, приходящейся на одного человека, более учетной нормы площади жилого помещения в г. Ставрополе (12 кв.м). При этом административным ответчиком учтены принадлежавшая Шульцу В.В. 1/4 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 50, 1 кв.м по адресу: "адрес", и принадлежащие по 1/2 доле Шульцу В.В. и Шульц А.М. жилое помещение общей площадью 41, 4 кв.м по адресу: "адрес", пом. 4-8. Административный истец полагал свое право нарушенным с учетом отсутствия указанных в уведомлении от 18 ноября 2022 г. оснований в перечне отказов предоставления запрашиваемой муниципальной услуги.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 21 февраля 2023 г. в удовлетворение требований Шульц А.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда 30 мая 2023 г. решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым требования Шульц А.М. удовлетворены, постановление Администрации города Ставрополя от 11 ноября 2022 г. N2418 "Об отказе в признании молодой семьи семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя" признано незаконным, на Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Ставрополя возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления от 14 октября 2022 г. на основании имеющихся в деле N30 1-548076 документов и признания молодой семьи Шульц А.М. в составе 4 человек, включая Шульц В.В, Шульц Б.В, Шульц Н.В, в период с 14 октября 2017 г. по 28 сентября 2021 г. семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, для участия в соответствующей программе обеспечения жильем молодых семей в городе Ставрополе.
В кассационной жалобе Администрации города Ставрополя, поданной 8 августа 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 15 августа 2023 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда 30 мая 2023 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права.
В возражении на кассационную жалобу представитель Шульц А.М. Таралова И.В. просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами, 21 октября 2022 г. в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Ставрополя поля из офиса Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Ставрополе поступили заявление и документы от Таралова А.В, действующего по доверенности от Шульц А.М, по вопросу признания ее молодой семьи, состоящей из 4 человек, включая супруга Шульц В.В, а также несовершеннолетних детей Шульц Б.В. и Шульц Н.В, семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя".
При рассмотрении заявления Шульц А.М. о предоставлении муниципальной услуги установлено, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 3 декабря 2021 г. правообладателям Шульц В.В. и Шульц А.М. принадлежат (принадлежали) следующие объекты недвижимости: Шульц В.В. в период с 19 августа 2004 г. по 28 сентября 2021 г. 1/4 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью 50, 1 кв.м, по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Московская, д 96, кв. 4; Шульц В.В. и Шульц А.М. с 16 сентября 2016 г. по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью 41, 4 кв.м, по адресу: г. Ставрополь, ул. Московская, д. 99, пом. 4-8.
Оспариваемым постановлением Администрации от 11 ноября 2022 г. N2418 молодой семье Шульц А.М, 1992 года рождения, в составе 4 человек: она, муж Шульц В.В, 1988 года рождения, сын Шульц Б.В, 2016 года рождения, Шульц Н.В, 2017 года рождения, в признании семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя", отказано на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что молодая семья административного истца в период с 14 октября 2017 г. по 28 сентября 2021 г. была обеспечена общей площадью жилого помещения, приходящейся на одного человека, более учетной нормы площади жилого помещения в г.Ставрополе, при этом с момента ухудшения жилищных условий (28 сентября 2021 г.) не истек пятилетний срок, что, исходя из положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, свидетельствует о правомерности отказа во включении молодой семьи в предварительный список участников подпрограммы, при издании оспариваемого постановления органом местного самоуправления не допущено нарушений требований действующего законодательства и прав административного истца.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что на момент обращения молодой семьи Шульц, состоящей из 4 человек, с заявлением о признании молодой семьи семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя", Шульц В.В. и Шульц А.М. являлись собственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью 41, 4 кв.м, по адресу: "адрес", пом. 4-8, между тем, судом первой инстанции не учтено, что на дату обращения с указанным заявлением на каждого из членов молодой семьи Шульц приходилось 10, 35 кв.м общей площади жилого помещения, что ниже установленной решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 г. N 184 учетной нормы, которая составляет 12 кв.м, при этом Шульц В.В. не совершал действий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия не усматривает предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда 30 мая 2023 г. по доводам кассационной жалобы.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.
Реализация на территории г. Ставрополя Ставропольского края мероприятий, направленных на обеспечение жильем молодых семей, осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N1710, государственной программой Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2018 г. N 625-п, муниципальной программой "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", утвержденной постановлением Администрации города Ставрополя от 15 ноября 2019 г. N3256.
Молодым семьям, признанным в установленном порядке участниками программы, предоставляются социальные выплаты на цели, предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил участником программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, (за исключением членов молодой семьи, не являющихся гражданами Российской Федерации) соответствующая следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Правилами предусмотрено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2015 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (пункт 7 Правил).
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из положений части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В силу пункта 1.2 решения Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 г. N184 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения", учетная норма площади жилого помещения в г. Ставрополе установлена в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина.
По смыслу частей 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления и документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В период обращения семьи Шульц в орган местного самоуправления по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся для участия в программе, предоставление муниципальной услуги "Признание молодой семьи семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", осуществлялось в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации города Ставрополя от 14 октября 2021 г. N 2326.
Регламентом предусмотрены, в том числе, срок предоставления услуги, исчерпывающий перечень необходимых документов, последовательность действий (административных процедур) Администрации, основания для отказа в предоставлении услуги.
В соответствии с пунктом 23 названного Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
1) для подуслуги "Признание молодой семьи семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя":
а) превышение хотя бы одним из супругов либо одним родителем в неполной семье на день принятия Администрацией решения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 12 Административного регламента, возраста 35 лет;
б) непредставление документов либо представление не в полном объеме документов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 17 Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
в) превышение общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности, на одного члена молодой семьи заявителя более учетной нормы площади жилого помещения в городе Ставрополе, приходящейся на одного гражданина;
г) не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетний срок со дня совершения гражданами намеренных действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
д) несоответствие заявителя требованиям пункта 4 Административного регламента;
е) несоответствие предоставленных документов требованиям, установленным пунктами 2 и 2(1) Правил;
2) для подуслуги "Признание молодой семьи, признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий, семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, предоставляемой в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя":
а) непредставление документов либо представление не в полном объеме документов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 17 Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
б) размер доходов семьи либо иных денежных средств меньше расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты;
3) для подуслуги "Признание молодой семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя":
а) несоответствие молодой семьи заявителя следующим требованиям:
возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участника мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
молодая семья, признанная семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий;
наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
б) непредставление документов либо представление не в полном объеме документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния";
4) для подуслуги "Получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства":
а) нарушение срока представления необходимых документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, установленного пунктом 31 Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, установленных подпунктом 4 пункта 17 Административного регламента;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 Правил;
д) несоответствие заявителя требованиям пункта 4 Административного регламента.
Приведенные основания для отказа являются исчерпывающими.
Как следует из приведенных положений Административного регламента, а также статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации препятствием для предоставления муниципальной услуги являются намеренные действия, совершенные в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в таком случае указанные граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 2.5 Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, направленных письмом Минстроя России от 7 августа 2017 г. N 28068-ЕС/05, согласно положениям статьи Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия:
вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи;
переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника;
отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности;
неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.
В данном случае намеренным действием члена семьи Шульц А.М. административный ответчик признал отчуждение Шульцем В.В. 1/4 доли в праве собственности по договору дарения в 2021 г. в жилом помещении своей матери Шульц М.Ю, с чем согласился суд первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, обоснованно исходил из того, что такие действия по отчуждению доли в жилом помещении не могут быть признаны совершенными с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на момент обращения с заявлением 14 октября 2022 г. учетная норма площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи, не превышала установленную в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения.
Судебная коллегия полагает такой вывод суда апелляционной инстанции соответствующим обстоятельствам дела, поскольку доказательств совершения сделки по договору дарения с намерением ухудшить свои жилищные условия и приобрести права состоять на учете в качестве молодой семьи, нуждающейся в жилых помещениях, не имеется. При этом административным ответчиком не опровергалось, что на момент обращения с заявлением о предоставлении муниципальной услуги семья Щульц А.М. не была обеспечена жильем в размере свыше учетной нормы площади жилого помещения, установленной в г. Ставрополе.
Как усматривается из материалов дела и из доводов административного иска, апелляционной жалобы Шульц А.М. в отчужденном жилом помещении общей площадью 50, 1 кв.м, по адресу: "адрес", были зарегистрированы и проживали: Шульц М.Ю. с 1988 г. (мать Шульц В.В.), Симонова Г.В. с 2005 г. (сестра), Симонов Г.А. и Симонова М.А. (несовершеннолетние дети Симоновой Г.В.), с учетом права пользования которых молодая семья Шульц в любом случае не была обеспечена жилым помещением свыше учетной нормы. В связи с этим, отчуждение Шульц В.В. доли жилого помещения в указанной квартире своей матери, при наличии иных пользователей жилого помещения, нельзя признать намеренным ухудшением жилищных условий, так как даже с учетом общей площади квартиры в ст. Ессентукская и лиц, имеющих право пользования ею, учетная норма 12 кв.м молодой семьей Шульц не была превышена; равно как нельзя признать намеренным ухудшением жилищных условий вселение в указанную квартиру несовершеннолетних детей Симонова Г.А, 2018 года рождения, и Симоновой М.А, 2016 года рождения, после рождения к своей матери Симоновой Г.В. Обратное судам первой и апелляционной инстанции административным ответчиком не доказано, иных оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в обжалуемом постановлении либо при рассмотрении административного дела не приводилось.
При таких обстоятельствах действия, совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, места не имели, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым определение суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 30 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Р.Ф. Мурзакова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 сентября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.