Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2844/2022 по иску Пименова Федора Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии с учетом применения повышенного отношения по заработной плате, включении периодов работы в стаж, перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Пименова Федора Алексеевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 05 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пименов Ф.А. обратился в суд с учетом уточнений исковых требований к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области (после переименования - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области), в котором просил:
- признать решение о назначении страховой пенсии по старости с 21 июня 2018 года без учета применения при расчете пенсии повышенного отношения по заработной плате 1, 7% в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173 -ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" незаконным;
- признать решение от 14 июля 2022 года об отказе в перерасчёте страховой пенсии по старости с 21 июня 2018 года, в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом повышенного отношения по заработной плате 1, 7% незаконным;
- обязать включить в специальный стаж период работы с 20 марта 1995 года по 31 мая 2000 года, с 01 июня 2000 года по 31 января 2002 года, с 01 февраля 2002 года по 30 сентября 2006 года, как работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
- произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 21 июня 2018 года в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом повышенного отношения по заработной плате 1, 7%.
Требования мотивированы тем, что он с 21 июня 2018 года является получателем пенсии. 16 мая 2022 года обратился к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости, с учетом повышенного отношения заработной платы 1, 7% в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с даты первичного назначения с 13 апреля 2020 года. Решением от 14 июля 2022 года ему отказано, поскольку по состоянию на 31 декабря 2001 года отсутствует факт работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом ответчиком не приняты к подсчету специального стажа периоды работы: в акционерном обществе "Сибнефтегазпереработка" с 20 марта 1995 года по 31 мая 2000 года, в "СКТГ" - филиале открытого акционерного общества "Сибур-Тюмень" с 01 июня 2000 года по 31 января 2002 года, в обществе с ограниченной ответственностью "Тобольск-Нефтехим" с 01 февраля 2002 года по 30 сентября 2006 года как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Утверждает, что в спорные периоды работал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, (территория Уватского и Нижневартовского районов) за что получал заработную плату с учетом районного коэффициента 1, 4% и 1, 7 %. По его мнению органы пенсионного обеспечения должны были применить повышенное отношение по заработной плате 1, 7% с даты первичного назначения с 13 апреля 2020 года. Указывает, что в действующем пенсионном законодательстве отсутствует прямое указание о необходимости регистрации по месту жительства в качестве обязательного условия для определения повышенного расчетного размера трудовой пенсии в отношении лиц, которые имели регистрацию по месту жительства за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но фактически проживали по состоянии на 01 января 2002 года в указанных районах и местностях.
Он работал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера по состоянию на 31 декабря 2001 года, соответственно и проживал там же. Пенсионный фонд не предложил представить дополнительные документы самостоятельно и не направил запрос в архив об уточнении периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Решением Тобольского городского суда Тюменской области от 21 декабря 2022 года исковые требования Пименова Ф.А. удовлетворены. Признано незаконными решение N 0001/199679/18 (011) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Тобольске Тюменской области (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости с 21 июня 2018 года без учета применения при расчете пенсии повышенного отношения по заработной плате 1, 7% в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области от 14 июля 2022 года об отказе в перерасчёте досрочной страховой пенсии по старости Пименову Ф.А. с 21 июня 2018 года в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом повышенного отношения по заработной плате 1, 7%. На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области возложена обязанность включить Пименову Ф.А. в специальный стаж периоды работы с 20 марта 1995 года по 31 мая 2000 года, с 01 июня 2000 года по 31 января 2002 года, с 01 февраля 2002 года по 30 сентября 2006 года как работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и произвести перерасчет досрочной страховой пенсии по старости Пименову Ф.А. с 21 июня 2018 года с учетом повышенного отношения к заработной плате 1, 7 %.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 05 июня 2023 года решение Тобольского городского суда Тюменской области от 21 декабря 2022 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Пименову Ф.А. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Пименов Ф.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 05 июня 2023 года, ссылаясь на его незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Пименов Ф.А, 21 июня 1958 года рождения, с 21 июня 2018 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях.
Установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях". Продолжительность периода работы составляет 40 лет 7 месяцев 29 дней. Стаж на соответствующих видах работ (работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) составляет 2 месяца 1 день. При назначении пенсии спорные периоды работы с 20 марта 1995 года по 31 мая 2000 года, с 01 июня 2000 года по 31 января 2002 года, с 01 февраля 2002 года по 30 сентября 2006 года учтены общим стажем.
16 мая 2022 года Пименов Ф.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, так как при назначении пенсии неверно рассчитали коэффициент по заработной плате. Пенсионный орган не применил повышающий коэффициент 1, 7%. Просил учесть, в том числе периоды работы с 20 марта 1995 года по 31 мая 2000 года, с 01 июня 2000 года по 31 января 2002 года, с 01 февраля 2002 года по 30 сентября 2006 года как работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Решением пенсионного органа от 14 июля 2022 года Пименову Ф.А. отказано в перерасчете страховой пенсии, так как согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, факт работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по состоянию на 31 декабря 2001 года отсутствует. Сведений о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на 31 декабря 2001 года Пименовым Ф.А. не представлено, по имеющейся в пенсионном деле справке N П-317 от 27 июня 2022 года, и выписки из личной карточки работника, на 31 декабря 2001 года Пименов Ф.А. осуществлял трудовую деятельность в г. Тобольске Тюменской области в Западно-Сибирской компании по эксплуатации и строительству продуктопроводов филиал открытого акционерного общества "Сибур-Тюмень". Требуемый "северный" стаж на 01 января 2002 года не выработан.
Пименов Ф.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 25 ноября 1999 года. Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Пименова Ф.А. следует, что сведения за заявленный к включению в стаж период работы с 20 марта 1995 года по 31 мая 2000 года, с 01 июня 2000 года по 31 января 2002 года, с 01 февраля 2002 года по 30 сентября 2006 года сданы без территориальных условий.
Из архивной справки администрации г. Нижневартовска от 17 июня 2022 года N П-296 следует, что истец 20 марта 1995 года принят на работу водителем в Нижневартовское управление по транспорту газа и жидких углеводородов - филиал акционерного общества открытого типа "Сибнефтегазпереработка". В связи с ликвидацией управления 30 июня 1995 года уволен, как работник Тобольской линейной производственно-диспетчерской станции с выплатой компенсации за 6 дней, в порядке перевода в закрытое акционерное общество "Западно-Сибирская компания по эксплуатации и строительству продуктопроводов". Был принят на работу в закрытое акционерное общество "Западно-Сибирская компания по эксплуатации и строительству продуктопроводов" на Тобольскую линейную производственно-диспетчерскую станцию водителем. Приказы по личному составу закрытого акционерного общества "Западно-Сибирская компания по эксплуатации и строительству продуктопроводов" открытого акционерного общества "Сибнефтегазпереботка" за 2000 год на муниципальное хранение не поступали. Сведения об увольнении с 31 мая 2000 года отсутствуют, имеются сведения о заработной плате с января 2000 года по май 2000 года. Был принят переводом из закрытого акционерного общества "Западно-Сибирская компания по эксплуатации и строительству продуктопроводов" в "СКТГ" - филиал открытого акционерного общества "Сибур-Тюмень" с 01 июня 2000 года водителем на Тобольскую линейную производственно-диспетчерскую станцию. Принят переводом с 31 января 2002 года в Нижневартовский филиал общества с ограниченной ответственностью "Тобольск-Нефтехим" водителем на Тобольскую линейную производственно-диспетчерскую станцию. Приказа об увольнении не имеется, есть запись в личной карточке (формы Т-2) об увольнении с 30 сентября 2006 года.
Согласно архивной справке N П-299 от 17 июня 2022 года открытое акционерное общество "Сибур-Тюмень" учреждено 10 июня 1999 года. В открытом акционерном обществе "Сибур-Тюмень" создан филиал "СКТГ". Согласовано размещение последнего в г. Нижневартовск. Филиал "СКТГ" ликвидирован 25 июля 2002 года, за весь период деятельности располагался в г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного (до 1977 года национального) округа Тюменской области. Ханты-Мансийский национальный округ отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего севера.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что Закрытое акционерное общество "Западно-Сибирская компания по эксплуатации и строительству продуктопроводов" прекратило свою деятельность в качестве юридического лица 21 октября 2005 года, а открытое акционерное общество "Сибур-Тюмень" - 15 декабря 2011 года.
Из трудовой книжки Пименова Ф.А, копии личной карточки работника следует, что истец был принят на работу в акционерное общество "Сибнефтегазпереработка" с 20 марта 1995 года по 30 июня 1995 года года водителем 1 класса на Тобольскую линейную производственно-диспетчерскую станцию, с 01 июля 1995 года переведен в закрытое акционерное общество "Западно-Сибирская компания по эксплуатации и строительству продуктопроводов", где работал до 31 мая 2000 года, потом переведен в этой же должности в открытое акционерное общество "Сибур-Тюмень" филиал "СКТГ", где работал с 01 июня 2000 года по 31 января 2002 года, затем в общество с ограниченной ответственностью "Тобольск-Нефтехим", где работал с 01 февраля 2002 года по 30 сентября 2006 года.
Архивными справками N П-297 от 17 июня 2022 года, N П-298 от 17 июня 2022 года, N П-299 от 17 июня 2022 года, N П-300 от 17 июня 2022 года, N П-301 от 17 июня 2022 года, N П-302 от 17 июня 2022 года подтверждается, что город Нижневартовск (ранее рабочий поселок Нижневартовск) в составе Ханты-Мансийского автономного (ранее национального) округа-Югры Тюменской области отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. На территории Тюменской области при освоении газовых и нефтяных месторождений, выполнении иных работ, для работников, в том числе и транспорта, обслуживающих нефтегазовые предприятия южнее Полярного круга и севернее 60 градусов Северной широты установлен районный коэффициент 1, 7. На территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры севернее 60 градусов Северной широты для организаций непроизводственных отраслей и централизованном порядке установлен районный коэффициент 1, 5, предельный размер процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет 50%. Решением исполнительного комитета Ханты-Мансийского окружного Совета народных депутатов от 28 февраля 1991 года с 01 марта 1991 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа был установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочим и служащим в размере 70%.
В соответствии с архивными справками N П-303 от 17 июня 2022 года, N П-545 от 28 сентября 2022 года, N П-547 от 28 сентября 2022 года, N П-549 от 28 сентября 2022 года в период с марта 1995 года по сентябрь 2006 года, включающий, в том числе и спорные периоды, заявленные к зачету: с 20 марта 1995 года по 31 мая 2000 года, с 01 июня 2000 года по 31 января 2002 года, с 01 февраля 2002 года по 30 сентября 2006 года, Пименову Ф.А. начислена заработная плата с районным коэффициентом 70%.
По сведениям МИФНС N 7 по Тюменской области следует, что структурное подразделение ЗАО "Западно-Сибирской компании по эксплуатации и строительству продуктопроводов "Тобольская линейная производственно-диспетчерская станция" находится по адресу: г. Тобольск, база Пионерская, и состояла на учете в период с 17 февраля 2000 года по 21 октября 2005 года.
Разрешая спор и включая в стаж периоды работы с 20 марта 1995 года по 31 мая 2000 года, с 01 июня 2000 года по 31 января 2002 года, с 01 февраля 2002 года по 30 сентября 2006 года как работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 32, статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что в связи с ликвидацией работодателя и отсутствия в архивах соответствующих документов у Пименова Ф.А. отсутствует возможность представить уточняющие справки и сведения о работе в указанной местности; архивными справками подтверждено территориальное расположение работодателя истца, начисления заработной платы производилось в спорный период с применением районного коэффициента 70%, пришел к выводу о том, что спорные периоды подлежат включению в стаж Пименову Ф.А. как работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Установив, что на 31 декабря 2001 года (01 января 2002 года) истец работал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконными решения о назначении Пименову Ф.А. страховой пенсии по старости с 21 июня 2018 года без учета повышенного отношения по заработной плате 1, 7 и от 14 июля 2022 года об отказе в перерасчете его страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом повышенного отношения по заработной плате 1, 7 с 21 июня 2018 года, возложив на ответчика обязанности произвести истцу перерасчет страховой пенсии по старости с учетом повышенного отношения к заработной плате 1, 7 с 21 июня 2018 года.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истцом оспаривается достоверность представленных работодателем в отношении спорных периодов сведений без указания "Территориальные условия труда"; из архивных справок следует, что истец в спорные периоды работал в акционерном обществе "Сибнефтегазпереработка", закрытом акционерном обществе "Западно-Сибирская компания по эксплуатации и строительству продуктопроводов", открытом акционерном обществе "Сибур-Тюмень", обществе с ограниченной ответственностью "Тобольск-Нефтехим" водителем в Тобольской линейной производственной диспетчерской станции, которая располагалась на территории г. Тобольска; тот факт, что работодатели истца весь период его деятельности располагались в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, относящемся к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, значения не имеет, поскольку необходимо, чтобы местом осуществления трудовой деятельности истца была местность, приравненная к районам Крайнего Севера; начисление истцу заработной платы в спорные периоды с применением районного коэффициента 70% не свидетельствует о работе истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов работы истца в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и признания оспариваемых решения пенсионного органа незаконными.
Изучение материалов дела показывает, что выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, со ссылкой на то, что представленными доказательствами подтверждается осуществления работы в организациях расположенных в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, где применяется повышенный районный коэффициент; по состоянию на 31 декабря 2001 год истец работал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, соответственно и проживал в указанной местности; в действующем пенсионном законодательстве отсутствует прямое указание на необходимость регистрации граждан по месту жительства в качестве обязательного условия для определения расчетного размера трудовой пенсии с учетом повышенного отношения заработков, застрахованные лица, не имеющие на 31 декабря 2001 года подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но осуществлявшие на указанную дату работу в названных районах, рассматриваются как лица, проживающие в указанных районов (местностях), не являются основанием для отмены судебного постановления.
С 01 января 2015 года страховые пенсии на территории Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу данного закона Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным законом в части, не противоречащей этому закону.
Согласно статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал с применением указанных в данной статье формул.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" одним из составляющих для определения расчетного размера трудовой пенсии по состоянию на 01 января 2002 года является отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП), которое в общем порядке учитывается в размере не свыше 1, 2.
Однако для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 данного закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в повышенных размерах:
не свыше 1, 4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5;
не свыше 1, 7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8;
не свыше 1, 9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце 1 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 данного закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 данного закона, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем 7 данного пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, повышенное отношение заработков применяется в отношении лиц, имеющих полный стаж работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 6 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), либо проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что должно быть подтверждено выпиской из индивидуального лицевого счета истца либо иными документами, позволяющими установить указанные юридически значимые обстоятельства. Размер повышенного отношения заработков (1, 4; 1, 7; 1, 9) определяется исходя из размера районного коэффициента, начислявшегося к заработной плате застрахованного лица в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
Согласно статье 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1); вышеуказанные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).
Согласно статье 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (статья 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно статье 8.1 указанного закона Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В аналогичном порядке могут быть подтверждены периоды работы до регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что юридическое значение в данном споре имеет место осуществления трудовой деятельности именно истцом, в том числе по состоянию на 31 декабря 2001 года (01 января 2002 года).
Учитывая, что доказательств, подтверждающих факт работы истца в спорный период в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и тем самым опровергающих достоверность представленных в отношении истца сведений индивидуального (персонифицированного) учета без указания кода "Территориальные условия труда", материалы дела не содержат и истцом таких доказательств не представлено, пенсионным органом первоначально расчет страховой пенсии истца был произведен на основании представленных истцом документов, на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии и с заявлением о перерасчете размера пенсии в пенсионном деле не имелось документов, содержащих сведения о его работе в спорные периоды в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отказе во включении в специальный стаж спорного периода работы, об отказе в перерасчете пенсии с учетом повышенного отношения к заработной плате 1, 7%.
Довод кассационной жалобы о том, что ответственность за достоверность представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета возложена на работодателя, нет вины истца в том, что организация не верно представила сведения в пенсионный фонд, не указав в них территориальные условия, является необоснованным. Истцом не представлено доказательств, опровергающих сведения индивидуального (персонифицированного) учета без указания кода "Территориальные условия труда".
Истцом не представлено доказательств, опровергающих сведения индивидуального (персонифицированного) учета без указания кода "Территориальные условия труда".
Из представленной в материалы дела личной карточке истца (формы Т-2) следует, что он работал в спорный период линейным обходчиком в Тобольской линейной производственно-диспетчерской станции.
Заполнение указанной карточки произведено 20 марта 1995 года и в ней отражены сведения о домашнем адресе истца, который указан в г. Тобольске, не относящемся к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также сведения о предоставлении очередных отпусков с сентября 1996 года по март 2006 года. При этом отпуска предоставлялись в количестве 24 дней, а в последующем 28 дней, что подтверждает тот факт, что истец не работал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, так как дополнительного отпуска в связи с климатическими условиями у него не было.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что периоды работы истца с 20 марта 1995 года по 31 мая 2000 года, с 01 июня 2000 года по 31 января 2002 года, с 01 февраля 2002 года по 30 сентября 2006 года не могут относиться к работе в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку г. Тобольск и место работы истца на Тобольской линейной производственно-диспетчерской станции к указанной местности не относится.
Ссылки истца в кассационной жалобе на то, что им произведен расчет районного коэффициента и подписан к каждому расчетному листку, что подтверждает получение им набавки именно за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 40%, 50% и 70%, не могут быть приняты во внимание, поскольку сведений о том, что данные районные коэффициенты были начислены истцу именно за выполнение работ в указанной местности, материалы дела не содержат, на что верно указано судом апелляционной инстанции и отклонены указанные расчеты истца. При этом расчетные листки не содержат сведений о наличии надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Указание в кассационной жалобе на то, что в расчетных листках истца до 2001 года имеются указания на "валовые северные/районные", "облагаемые совок. сев/рн", "совокупный налог сев/рн", "совокупный пенс. ф сев/рн", не влекут отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку в расчетных листах за 2001 год данные показатели отсутствуют. При этом сведений о том, что наличие данных показателей до 2001 года связано именно с работой истца в местности, приравнено к районам Крайнего Севера, а не связи с тем, что работодатели были зарегистрированы в г. Нижневартовске, материалы дела не содержат.
Доводы кассационной жалобы о том, что с 1995 года по 2006 год истец работал линейным обходчиком Тобольской линейной производственно-диспетчерской станции, тогда как по сведениям налоговой инспекции она была ликвидирована 21 октября 2005 года, основанием к отмене обжалуемого судебного акта не являются, поскольку в личной карточке истца (формы Т-2) период работы указан до 30 сентября 2006 года, когда истец был уволен из Нижневартовского филиала общества с ограниченной ответственностью "Тобольск-Нефтехим". При этом прекращение деятельности Нижневартовского управления по транспорту газа и жидких углеводородов - филиала акционерного общества открытого типа "Сибнефтегазпереработка" и самого общества, закрытого акционерного общества "Западно-Сибирская компания по эксплуатации и строительству продуктопроводов", в ведении которых находилась Тобольская линейная производственно-диспетчерская станция, не свидетельствует о ликвидации самой станции, поскольку истец продолжал осуществлять на ней свои обязанности до 30 сентября 2006 года, а в открытом акционерном обществе "Сибур-Тюмень" был выделен отдельный филиал "СКТГ", который выполнял свою деятельность, судя по личной карточке истца, на указанной станции. Отсутствие сведений о выделении отдельного структурного подразделения или передачи указанной станции в ведение открытого акционерного общества "Сибур-Тюмень" или общества с ограниченной ответственностью "Тобольск-Нефтехим" не влечет отмену обжалуемого судебного акта, поскольку сведений о том, что в личной карточке истца указаны недостоверные сведения о работе в материалы дела не представлено и судами не установлено, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что истец выполнял работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Доводы кассационной жалобы о том, что вины истца в том, что работодатель не предоставлял сведения о работе истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не имеется, основанием к отмене обжалуемого судебного постановления не являются, поскольку правильность выводов суда апелляционной инстанции не опровергают.
Представленные в дело доказательства оценены судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм процессуального закона судом апелляционной инстанции не допущено.
Переоценка доказательств в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Довод кассационной жалобы о том, что пенсионный фонд не предложил истцу представить дополнительные документы и самостоятельно не направил запрос в архив об уточнении периодов работы (документы охраняться в архиве), не опровергает правильности выводов суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов в специальный стаж, об отказе в перерасчете пенсии с учетом повышенного отношения к заработной плате 1, 7%.
Довод кассационной жалобы о том, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца, не влечет отмену судебного постановления. Характер работы трудовой книжкой не подтверждается.
Довод кассационной жалобы о том, что суд не предложил истцу представить дополнительные доказательства, не является основанием для отмены судебного постановления. В силу части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации достаточность доказательств определяет суд. Представленная в дело совокупность доказательств признана судом апелляционной инстанции достаточной для правильного разрешения дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем, объективном и полном исследовании представленных доказательств и их надлежащей правовой оценке, при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
При рассмотрении данного спора судом апелляционной инстанции нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 05 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пименова Федора Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.