Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Антоновой Н.В., судей фио, фио, при помощнике Смирновой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио на решение Гагаринского районного суда адрес от 16 ноября 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Н. А. В, Н. Н. А, Н. А. П. к Департаменту городского имущества адрес, ГУП адрес Центр Управления городским имуществом о признании распоряжения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, о признании незаконными действий адрес Москвы, признании незаконным в части решения (распоряжения от 21.07.2020 N ***) адрес Москвы, обязании предоставить освободившуюся комнату в занимаемой коммунальной квартире по договору социального найма и предоставлении по договору купли-продажи второй освободившейся - удовлетворить частично;
Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества адрес от 06.10.2021 N *** о снятии Н. А. П, Н. А. В, Н. Н. А. с учета нуждающихся в жилых помещениях по адресу: адрес, учетное дело N ***, в связи с утратой основании для получения жилого помещения по договору социального найма (безвозмездного пользования);
Обязать Департамент городского имущества адрес восстановить семью Н. А. П, паспортные данные в составе семьи из трех человек (она, Н. А. В, паспортные данные, Н. Н. А, паспортные данные) на учете нуждающихся в жилых помещениях, с даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях с 23.06.2006.
Признать незаконным действия Департамента городского имущества адрес по не направлению истцам Н. А. П, Н. А. В, Н. Н. А. уведомления о наличии освободившихся комнат от 22.01.2019 года N ***;
Признать незаконным решение (распоряжение от 21.07.2020 N ***) Департамента городского имущества адрес о закреплении на праве хозяйственного ведения за ГУП "ЦУГИ" объектов жилищного фонда, в части закрепления на праве хозяйственного ведения комнаты N 2 жилой площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, комнаты N 3 жилой площадью *** кв.м, с кадастровым номером *** в коммунальной квартире по адресу: адрес. кв. 94, указанных в пунктах 79, 80 Перечня объектов жилищного фонда, подлежащих закреплению на праве хозяйственного ведения за ГУП "ЦУГИ", являющегося приложением к распоряжению ДГИ адрес от 21.07.2020 N ***;
Обязать Департамент городского имущества адрес заключить с Н. А. П, Н. А. В, Н. Н. А. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: адрес площадью жилого помещения *** кв.м, жилой площадью *** кв.м.
Исковые требования Н. А. П, Н. А. В, Н. Н. А. к Департамент городского имущества адрес о предоставлении по договору купли-продажи освободившейся комнаты N 3 площадью жилого помещения *** кв. м, жилой площадь. ***. кв.м. в занимаемой коммунальной квартире по адресу: адрес - оставить без удовлетворения;
Настоящее решение является основанием для погашения записей в Едином государственном реестре недвижимости записей от 13.08.2020 за N ***-***, N ***-*** о закреплении на праве хозяйственного ведения за ГУП "ЦУГИ" объектов жилищного фонда, комнаты N 2 жилой площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, комнаты N 3 жилой площадью *** кв.м, с кадастровым номером *** в коммунальной квартире по адресу: адрес. кв. 94,
УСТАНОВИЛА:
Н. А.В, Н. Н.А, Н. А.П. обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества адрес, ГУП адрес Центр Управления городским имуществом и, с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, просили о признании распоряжения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, о признании незаконными действий адрес Москвы, признании незаконным в части решения (распоряжения от 21.07.2020 N ***) адрес Москвы, обязании предоставить освободившуюся комнату в занимаемой коммунальной квартире по договору социального найма и предоставлении по договору купли-продажи второй освободившейся комнаты. Истцы мотивировали свои требования тем, что семья истцов из 3-х человек, занимают комнату N 1, площадью жилого помещения *** кв.м, жилой площадью *** кв.м. в трёхкомнатной коммунальной квартире по адресу: адрес, на основании договора социального найма от 25.10.2012 N ***. С 2013 года между ДГИ адрес и истцами так и не разрешен вопрос о присоединении освободившейся комнаты N 2 площадью жилого помещения *** кв.м, жилой площадью *** кв.м. и выкупе комнаты N 3 площадью жилого помещения *** кв.м, жилой площадью *** кв. адрес истцов из 3-х человек принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно ст. 3 ч. 1 п. 1 Закона адрес от 15.01.2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей адрес" с 23.06.2006. Семья истцов из 3-х человек признана малоимущими, в целях, установленных ЖК РФ на основании Распоряжения от 20.11.2013 N У56-13161. Решением Гагаринского районного суда адрес от 24.02.2015 по гражданскому делу N 2-415/2015 по иску заявителей к адрес Москвы об обязании закрепить комнаты в жилом помещении по договору социального найма - отказано.
Как следует из указанного решения суда первой инстанции, в случае предоставления освободившегося жилого помещения, занимаемая семьей истцов площадь жилого помещения составит *** кв.м, что превышает норму предоставления по Закону адрес N 29 от 14.06.2006. ДГИ адрес в письме от 13.10.2014 разъяснил семье заявителей возможность присоединения комнаты N 2 в дополнение к комнате N 1 и выкупе комнаты N 3 по рыночной стоимости в письме от 13.10.2014. Истцы неоднократно обращались в ДГИ, а также были на личном приеме по вопросу присоединения освободившейся комнаты N 2 площадью *** кв.м, и выкупе освободившейся комнаты N 3 площадью *** кв.м. 20.01.2017 в уведомлении о перерегистрации N ДГИ - 285832/16-(0)-1, ДГИ сообщило, что по итогам перерегистрации вопрос о возможности предоставления семье истцов жилого помещения будет рассмотрен в установленный законом срок. Все необходимые для перерегистрации документы, в том числе, недостающие, истцами были сданы ДГИ, что подтверждается заявлением с приложением от 23.08.2017. В связи с тем, что ДГИ до настоящего времени не принято решение о предоставлении освободившейся комнаты, истцы обратились в ДГИ с повторным заявлением о присоединении освободившейся комнаты N 2 площадью *** кв.м, и выразили свое желание приобрести комнату N 3 площадью *** кв.м. по договору купли-продажи, что подтверждается повторным заявлением от 14.09.2021. 13.10.2021 истцами был получен ответ ДГИ от 07.10.2021 по жилищному вопросу N ДГИ-ГР-39957/21-1, согласно которому, последняя дата перерегистрации учетного дела - 12.03.2013; что якобы истцами не предоставлялись запрашиваемые ДГИ документы для перерегистрации; что в настоящее время учетное дело семьи находится на перерегистрации; что уведомлением ДГИ от 22.01.2019 N *** семья истцов была проинформирована о наличии освободившихся комнат в занимаемой коммунальной квартире и даны подробные разъяснения по вопросу предоставления свободных жилых помещений.
Поскольку, никакого уведомления ДГИ от 22.01.2019 N *** истцы не получали, они обратились в ДГИ с просьбой выдать указанное уведомление, которое было получено истцами в ДГИ 25.10.2021, что подтверждается талоном. 13.10.2021 истцам также было вручено уведомление о снятии с жилищного учета. 13.10.2021 истец Н. А.П. обратилась в ДГИ с заявлением о выдаче распоряжения о снятии с жилищного учета на руки. 16.10.2021 по почте России истцами было получено распоряжение от 06.10.2021 о снятии с жилищного учета N ***. Как следует из распоряжения о снятии с жилищного учета от 06.10.2021, имущественная обеспеченность заявителей за расчетный период составляет сумма, что больше стоимости общей площади жилого помещения, которое необходимо приобрести для обеспечения по норме предоставления на одного человека. Н. А.П, Н. А.В, Н. Н.А. не признаны малоимущими и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ подлежат снятию с жилищного учета. По мнению истцов указанным распоряжением Департамента городского имущества адрес от 06.10.2021 N *** нарушены жилищные права истцов, поскольку истцы в составе семьи из 3 человек занимают комнату N 1 площадью жилого помещения *** кв.м, жилой площадью *** кв.м. в трёхкомнатной коммунальной квартире по адресу: адрес. Следовательно, ***/3 = 9.5 кв.м - на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы для квартир коммунального заселения.
Истцы, с учетом нормы предоставления, имеют право на 54 кв. адрес на основании договора социального найма пользуются площадью жилого помещения - *** кв. адрес, с учетом требований ст. 58 ЖК РФ, освободившаяся комната N 2 площадью жилого помещения *** кв.м, с учетом нормы предоставления подлежит предоставлению истцам по договору социального найма, так как 28.6 + *** = 54.6 кв.м. С учетом требований ст. 59 ЖК РФ, по мнению истцов, они вправе приобрести освободившуюся комнату N 3 площадью жилого помещения *** кв. м, жилой площадь. ***. кв. адрес ответчик адрес Москвы своими действиями нарушает права истцов, а также создает препятствия к осуществлению гражданских прав, истцы вынуждены были обратиться в суд с настоящим иском.
Истец Н. А.П. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Истцы Н. А.В, Н. Н.А. в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, направили в суд своего представителя.
Представитель истцов по ордеру адвокат фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ДГИ адрес в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, исковые требования не признал по доводам, указанным в письменных возражениях.
Представитель ответчика ГУП адрес Центр Управления городским имуществом в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы, как незаконного, просит представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио
Истец Н. А.П. и представитель истцов - адвокат фио в заседание судебной коллегии явились, доводы апелляционной жалобы не признали, просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Н. А.П. и представителя истцов - адвоката фио, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции является неправильное применение норм материального права и неправильное установление обстоятельств вдела.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда приведенным требованиям не отвечает.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что семья истцов из 3-х человек занимают комнату N 1 площадью жилого помещения *** кв.м, жилой площадью *** кв.м. в трёхкомнатной коммунальной квартире по адресу: адрес, на основании договора социального найма от 25.10.2012 N ***.
Семья истцов из 3-х человек принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно ст. 3 ч. 1 п. 1 Закона адрес от 15.01.2003 N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей адрес" с 23.06.2006.
Семья истцов из 3-х человек признана малоимущими, в целях, установленных ЖК РФ на основании Распоряжения от 20.11.2013 N У56-13161.
Решением Гагаринского районного суда адрес от 24.02.2015 по гражданскому делу N 2-415/2015 в удовлетворении требований заявителей к адрес Москвы об обязании закрепить комнаты в жилом помещении по договору социального найма отказано.
Как следует из указанного решения суда первой инстанции, в случае предоставления освободившегося жилого помещения, занимаемая семьей истцов площадь жилого помещения составит *** кв.м, что превышает норму предоставления по Закону адрес N 29 от 14.06.2006 года.
ДГИ адрес в письме от 13.10.2014 разъяснил семье заявителей возможность присоединения комнаты N 2 в дополнение к комнате N 1 и выкупе комнаты N 3 по рыночной стоимости.
Однако, до настоящего времени, истцы не смогли воспользоваться своим правом, закрепленным в ст. 38 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
20.01.2017 года в уведомлении о перерегистрации N ДГИ-285832/16-(0)-1, ДГИ сообщило, что по итогам перерегистрации вопрос о возможности предоставления семье истцов жилого помещения будет рассмотрен в установленный законом срок.
Все необходимые для перерегистрации документы, в том числе, недостающие, истцами были сданы в ДГИ адрес, что подтверждается заявлением с приложением от 23.08.2017.
В связи с тем, что ДГИ адрес не было принято решение о предоставлении освободившейся комнаты, истцы обратились в ДГИ с повторным заявлением о присоединении освободившейся комнаты N 2 площадью *** кв.м, и выразили свое желание приобрести комнату N 3 площадью *** кв.м. по договору купли-продажи, что подтверждается повторным заявлением от 14.09.2021.
13.10.2021 года истцами был получен ответ ДГИ от 07.10.2021 по жилищному вопросу N ДГИ-ГР-39957/21-1, согласно которому, последняя дата перерегистрации учетного дела - 12.03.2013, истцами не предоставлялись запрашиваемые ДГИ документы для перерегистрации; в настоящее время учетное дело семьи находится на перерегистрации; уведомлением ДГИ от 22.01.2019 N *** семья истцов была проинформирована о наличии освободившихся комнат в занимаемой коммунальной квартире и даны подробные разъяснения по вопросу предоставления свободных жилых помещений.
Поскольку, истцы не получали уведомления ДГИ от 22.01.2019 N ***, они обратились в ДГИ с просьбой выдать указанное уведомление, которое было получено истцами в ДГИ 25.10.2021, что подтверждается талоном.
13.10.2021 истцам также было вручено уведомление о снятии с жилищного учета.
13.10.2021 истец Н. А.П. обратилась в ДГИ с заявлением о выдаче распоряжения о снятии с жилищного учета.
16.10.2021 года посредством почты России истцами было получено распоряжение от 06.10.2021 года о снятии с жилищного учета N ***.
Как следует из распоряжения о снятии с жилищного учета от 06.10.2021, имущественная обеспеченность заявителей за расчетный период составляет сумма, что больше стоимости общей площади жилого помещения, которое необходимо приобрести для обеспечения по норме предоставления на одного человека. Н. А.П, Н. А.В, Н. Н.А. не признаны малоимущими и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ подлежат снятию с жилищного учета.
Разрешая заявленные исковые требования по существу, руководствуясь положениями ст.ст.50, 56, 57 ЖК РФ, пришел к выводу о том, что Распоряжение Департамента городского имущества адрес от 06.10.2021 N *** является незаконным и подлежит отмене, а истцы восстановлению на учете нуждающихся в жилых помещениях, исходя из того, что истцы являются нуждающимися в жилых помещениях, поскольку, размер площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцы являются нуждающимися в жилых помещениях, следовательно, имеют право на предоставление освободившейся комнаты N 2 площадью жилого помещения *** кв.м, жилой площадью *** кв.м. в занимаемой коммунальной квартире по адресу: адрес, по договору социального найма, исходя из того, что истцы на основании договора социального найма пользуются площадью жилого помещения - *** кв.м, при этом истцы, с учетом нормы предоставления, имеют право на 54 кв.м.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о предоставлении по договору купли-продажи освободившейся комнаты N 3 площадью жилого помещения *** кв. м, жилой площадью ***. кв.м. в занимаемой коммунальной квартире по адресу: адрес, суд первой инстанции исходил из того, что истцы после предоставления им в порядке улучшения жилищных условий комнаты N 2 в спорной коммунальной квартире, утрачивают такой статус, и не лишены возможности решить вопрос о предоставлении спорной комнаты N 3 по договору купли-продажи в установленном законом порядке.
Между тем, судебная коллегия с учетом доводов апелляционной жалобы, не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с п. "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов. При этом в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.
Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 адрес кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 7 Закона адрес N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
имеют гражданство Российской Федерации;
проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
признаны малоимущими в порядке, установленном законом адрес, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством адрес.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона адрес от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Жители адрес снимаются с жилищного учета при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями адрес, признанными нуждающимися в жилых помещениях (пункт 3 части 1 статьи 15 Закона адрес от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения").
Порядок ведения жилищного учета и перерегистрации жителей адрес, принятых на жилищный учет определяется статьей 16 названного Закона адрес "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", Порядком осуществления перерегистрации жителей адрес, включенных в список принятых на жилищный учет, утвержденным приказом Департамента городского имущества адрес от 5 июля 2017 года N 169, с учетом Методики расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП "О мерах по реализации Закона адрес "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (далее - Методика).
Так, согласно части 3 статьи 16 Закона адрес "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", не реже одного раза в пять лет уполномоченный орган исполнительной власти адрес проводит перерегистрацию жителей адрес, включенных в список принятых на жилищный учет. Полученные в ходе проверок сведения включаются в учетное дело.
При выявлении в ходе перерегистрации жителей адрес, подлежащих снятию с учета, уполномоченный орган исполнительной власти адрес принимает решения о снятии их с жилищного учета в соответствии со статьей 15 настоящего Закона (часть 5).
Кроме этого, непосредственно перед принятием решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений с помощью адрес, а также не менее чем за год до планируемого принятия такого решения уполномоченный орган исполнительной власти адрес в полном объеме проводит проверку оснований, позволяющих жителям адрес состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью адрес (часть 6).
Аналогичные нормативные положения о периодичности перерегистрации (не реже одного раза в пять лет), в целях подтверждения оснований, позволяющих гражданам состоять на жилищном учете, содержатся и в пункте 10.1 Порядка осуществления перерегистрации жителей адрес, включенных в список принятых на жилищный учет, утвержденного приказом Департамента городского имущества адрес от 5 июля 2017 года N 169.
Перерегистрация жителей адрес может проводится, как по инициативе Департамента городского имущества адрес, так и по заявлению граждан (пункт 1.3 названного Порядка).
При выявлении в ходе перерегистрации жителей адрес, подлежащих снятию с учета, Департамент принимает решение о снятии их с жилищного учета (пункт 10.3 Порядка).
Определение имущественной обеспеченности осуществляется по формуле, приведенной в пункте 3.1 Методики, в том числе, исходя из суммы совокупного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году подачи заявления о признании малоимущим и расчетного периода, равного 20 годам.
В соответствии со ст. 2 Закона адрес от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" малоимущими гражданами признаются жители адрес, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Как следует из материалов дела, Н. А.П, Н. А.В, Н. Н.А. состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях с 2006 года, учетное дело N ***.
С 12.03.2013 перерегистрация учетного дела не производилась, документы о доходах истцами в Департамент не представлялись.
Н. А.П. с заявлением о перерегистрации учетного дела обратилась 12 августа 2021 года.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 06 октября 2021 года Н. А.П, Н. А.В, Н. Н.А. сняты с учета нуждающихся в жилым помещениях по адресу: адрес, в связи с утратой оснований для получения жилого помещения по договору социального найма (безвозмездного пользования). Из указанного Распоряжения следует, что имущественная обеспеченность заявителем за расчетный период составляет сумма, что больше стоимости общей площади жилого помещения, которое необходимо приобрести для обеспечения по норме предоставления одного человека.
Суд первой инстанции, признавая Распоряжение незаконным, исходил из того, что истцы являются нуждающимися в жилом помещении, между тем, суд не учел, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина не только нуждающимся в жилом помещении, но и малоимущим.
Постановлением Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП "О мерах по реализации Закона адрес "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" определена методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей адрес малоимущими.
На основании ст. 4 Закона адрес от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" расчет дохода семьи за расчетный период определяется как произведение количества месяцев в расчетном периоде и среднего ежемесячного дохода всех членов семьи за вычетом величины прожиточного минимума в расчете на душу населения на каждого члена семьи, установленного Правительством Москвы и действующего на дату обращения жителей адрес в уполномоченный орган для признания их малоимущими. При этом, средний ежемесячный доход семьи определяется как сумма среднемесячного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году обращения с заявлением о признании малоимущим.
Согласно и. 4 ст. 6, п. 2 ст. 4 Закона адрес от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", из имеющихся в Департаменте документов о доходах истцов следует, что стоимость жилого помещения, которое необходимо приобрести истцам для обеспечения по норме предоставления общей площади жилого помещения на одного человека, составляет сумма Совокупный доход семьи устанавливается за два полных календарных года, предшествующих году подачи заявления о признании малоимущим. Доходы каждого члена семьи учитываются после вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно представленному в апелляционной жалобе расчету, стоимость жилого помещения, которое необходимо приобрести семье для обеспечения по норме предоставления общей площади жилого помещения на одного человека составляет сумма = (18 x 3 - ***0) x 128 645, где 18 кв.м. - норма предоставления на одного человека, 3 - число членов семьи, ***0 кв.м. - площадь жилого помещения занимаемой комнаты, сумма - цена, устанавливаемая для расчета безвозмездно субсидии для приобретения в собственность жилых помещений.
Денежное выражение дохода всех членов семьи Н. А.П. составляет сумма (2 366 341, 46/24 - 3 x 18 029) x 240), где: сумма - совокупный доход семьи за два календарных года, сумма - прожиточный минимум на дату издания распоряжения, 24 - период, за который учитываются доходы членов семьи, 3 - количество членов семьи, 240 - расчетный период (в месяцах) принимается равным 240 мес. (20 лет).
Таким образом, имущественная обеспеченность семьи составляет сумма
Следовательно, имущественная обеспеченность истцов больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Представленные в суд апелляционной инстанции справки о доходах также не опровергают данный расчет и не свидетельствуют
Так, из справок 2 НДФЛ следует, что только доход Н. А.П. за 2021 год после вычета налога составил сумма, за 2020 год составил сумма
Таким образом, из представленных материалов следует, что уровень дохода истцов за предшествующие вынесению Распоряжения два года превысил установленный в адрес минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
С учетом указанных обстоятельств, судебная коллегия, приходит к выводу о том, что распоряжение Департамента от 06 октября 2021 года о снятии семьи Н. А.П, фио, фио с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований для получения жилого помещения по договору социального найма (безвозмездного пользования) является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гагаринского районного суда адрес от 16 ноября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Н. А. В, Н. Н. А, Н. А. П. к Департаменту городского имущества адрес, ГУП адрес Центр Управления городским имуществом о признании распоряжения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, о признании незаконными действий адрес Москвы, признании незаконным в части решения (распоряжения от 21.07.2020 N ***) адрес Москвы, обязании предоставить освободившуюся комнату в занимаемой коммунальной квартире по договору социального найма и предоставлении по договору купли-продажи второй освободившейся комнаты - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.