Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Иваненко Ю.С., судей Максимовских Н.Ю., фио, при помощнике судьи фио, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу Дырова Виталия Игоревича на решение Савеловского районного суда адрес от 25 июля 2022 года по гражданскому делу по иску Дырова В.И. к адрес Москвы "Жилищник адрес" о признании начисления задолженности за ГВС, ХВС и водоотведение незаконным, обязании предоставить ежемесячный расчет начислений, обязании зачесть денежные средства в счет погашения задолженности, взыскании судебных расходов, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Дырова Виталия Игоревича к ГБУ адрес "Жилищник адрес" о признании задолженности за ГВС, ХВС и водоотведение незаконным, обязании представить ежемесячный расчет начислений, обязании зачесть денежные средства в счет погашения задолженности, взыскании судебных расходов, - отказать.
установила:
Дыров В.И. обратился в суд с иском к ГБУ "Жилищник адрес", указав, что он является собственником квартиры N 36 по адресу: адрес, в которой установлены счетчики ГВС, ХВС и водоотведения; при очередных замерах показателей установил, что в период с 27.06.2016 по 18.02.2021 им были ошибочно предоставлены некорректные показатели счетчиков ХВС и ГВС о чем он сообщил ответчику ГБУ "Жилищник адрес", сотрудники которого оформили акт проверки и насчитали истцу необоснованный долг в размере сумма, соглашение о реструктуризации задолженности было им подписано под влиянием заблуждения. В связи с изложенным, просил суд признать произведенные ответчиком начисления задолженности за ГВС, ХВС и водоотведение в размере сумма незаконными; обязать ответчика предоставить истцу ежемесячный расчет за ГВС в период с 16.05.2019 по 18.02.2021 по определенному на тот период тарифу; обязать ответчика учесть в счет погашения задолженности выплаченную истцом в соответствии с соглашением о реструктуризации сумму сумма; взыскать с ответчика в счет оплаты юридических услуг сумма
Дыров В.И. в заседание явился, иск поддержал.
Представитель ответчика ГБУ "Жилищник адрес" по доверенности фио в заседание явился, иск не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Дыров В.И, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18.01.2023г. решение суда было оставлено без изменений.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06 июня 2023г. определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18.01.2023г. было отменено, дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом в полной мере не исследованы письменные материалы дела, не исследована первичная документация, положенная в основу оспариваемого истцом перерасчета задолженности по ГВС, ХВС, водоотведению. Анализ документам не дан.
Дыров В.И. и его представитель по доверенности фио в заседание суда апелляционной инстанции явились, доводы жалобы поддержали.
Представитель ГБУ "Жилищник адрес" по доверенности фио в заседание явился, доводы жалобы не признал.
Выслушав Дырова В.И. и его представителя по доверенности фио, представителя ГБУ "Жилищник адрес" по доверенности фио, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец Дыров В.И. является собственником квартиры N 36, расположенной по адресу: адрес.
18.02.2021 и 05.03.2021 ГБУ "Жилищник адрес" произведено контрольное снятие показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартире истца, о чем совместно с истцом были составлены соответствующие акты.
На основании указанных актов адрес Савеловский были произведены доначисления истцу на общую сумму сумма, которые были отражены в едином платежном документе за март 2021 г.
18.03.2021 сторонами подписано соглашение о реструктуризации задолженности в размере сумма, по которому истцом произведены платежи в счет погашения задолженности в размере сумма
25.10.2021 соглашение было расторгнуто по заявлению истца.
Согласно материалам дела и ответу Мосжилинспекции на обращение истца (л.д. 21-22), ввиду отсутствия показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в базе фио ГБУ МФЦ за январь 2021 г. плата за водоснабжение по квартире истца в феврале 2021 г. начислена исходя из рассчитанного среднемесячного объеме потребления. Ввиду внесения показаний индивидуальных приборов учета ГВС и ХВС в базу фио ГБУ МФЦ после формирования ЕЖД плата за водоснабжение в марте 2021 г. (расход воды за февраль 2021 г.) была начислена исходя из рассчитанного среднемесячного объеме потребления.
Ввиду получения ГБУ МФЦ от ГБУ "Жилищник адрес" поручения о проведении перерасчета платы за ХВС, ГВС и водоотведение за июнь 2016 г. - март 2021 г. исходя из фактических показаний ИПУ, ГБУ МФЦ произведен соответствующий перерасчет.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из отсутствия оснований для признания перерасчета незаконным, а также необходимости обязания ответчика предоставить истцу ежемесячный расчет за ГВС в период с 16.05.2019 по 18.02.2021 по определенному на тот период тарифу, поскольку данный перерасчет был произведен в результате получения ГБУ МФЦ от ГБУ "Жилищник адрес" поручения о проведении перерасчета платы за ХВС, ГВС и водоотведение за июнь 2016 г. - март 2021 г. исходя из фактических показаний ИПУ, ГБУ МФЦ был произведен соответствующий перерасчет. По мнению суда, суд обоснованно учел, что оплаченные истцом по соглашению о реструктуризации денежные средства в размере сумма были учтены в счет погашения задолженности за ЖКУ, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Дырова В.И. об обязании ответчика учесть их в счет погашения задолженности выплаченную истцом в соответствии с соглашением о реструктуризации сумму не имеется.
С указанными выводами коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок расчета платы за коммунальные услуги определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
На территории адрес применяется Методика расчета размера платы за коммунальные услуги, утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2004 года N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водоотведения и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы адрес".
В силу абзаца 7 пункта 2 Правил N 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Как указано в пункте 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Таким образом, применительно к приведенным нормам права ГБУ адрес "Жилищник адрес" является исполнителем коммунальной услуги, по поводу оплаты которой между сторонами возник спор.
Подпункт "к" пункта 33 Правил N 354 предусматривает, что потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пункт 59 Правил N 354 предусматривает порядок расчета объема коммунальной услуги в случае непредставления потребителем показаний приборов учета.
Так, подпункт "б" пункта 59 Правил N 354 предусматривает, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления -исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Подпункт "ж" пункта 31 Правил N 354 предусматривает, что исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.), и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В случаях, установленных настоящими Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
При этом, пункт 84 Правил N 354 предусматривает, что при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.
В силу пункта 82 Правил N 354 исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных
потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
В соответствии с подпунктом е(1)) пункта 31, пунктами 82-84 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Пункт 61 Правил N 354 предусматривает, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Таким образом, при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 Правил N 354 проверку и снять показания прибора учета после чего исполнитель коммунальной услуги обязан произвести перерасчет объема и стоимости коммунальной услуги, определенных в соответствии с нормами пунктов 59 и 61 Правил N 354, после снятия фактических показаний приборов учета и достоверного установления сведений об объеме индивидуального потребления.
При этом в соответствии с правовой позицией, сформулированной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2017 года N АКПИ16-1304, в соответствии с которой права потребителя не нарушаются положениями подпункта "б" пункта 59 Правил о расчетных способах определения объема коммунальной услуги, поскольку, как следует из содержания пункта 84 Правил, при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором или решением общего собрания собственников, обязан провести указанную в пункте 82 Правил проверку и снять показания прибора учета; Правила предусматривают возможность перерасчета размера платы: по итогам проверки производится перерасчет размера платы по снятым показаниям (пункт 61 Правил).
Кроме того, в письме от 10 февраля 2017 года N 4070-АТ/04 Минстроем России даны разъяснения по вопросу применения Правил N 354, в которых, в частности, указано, что для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.
Помимо изложенного, подпункт "д" пункта 31 Правил N 354 возлагает на исполнителя обязанность производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Подпунктом "б" пункта 33 Правил N 354 предусмотрено право потребителя получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).
Из материалов дела следует, что система водоснабжения квартиры истца оснащена приборами ИПУ ГВС и ХВС с 2011г. Очередная поверка приборов учета запланирована 24.05.2026г. для ХВС (поверка пройдена 24.05.2021г.) и 13.04.2027г. для ГВС (поверка пройдена 13.04.2023г.)
Между тем, судом не учтено, что в силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства на которые она ссылается.
В связи с необходимостью проверки правильности начисления задолженности по оплате услуг истцу по ГВС и ХВС коллегией неоднократно у ответчика истребовалась первичная документация, положенная им в основу расчета задолженности истца на сумму сумма с учетом того, что система водоснабжения квартиры истца оборудована приборами учета воды.
Как следует из представленных ответчиком документов существенное увеличение объема начисленной задолженности произошло в марте 2021г. (л.д.230об.).
Также из представленных документов следует, что существенное увеличение потребления горячего и холодного водоснабжения было установлено ответчиком со стороны истца в феврале 2021г. - ХВС 2 030, 888 (+914, 884/1 829, 768) - ГВС 1432, 103 (+630, 091/1 260, 183).
Однако, из этого расчета не следует как бразовалась задолженность ответчика в размере сумма Вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ ответчиком полных и достаточных сведений относительно того за какой период начислена указанная задолженность представлено не было.
Более того, как следует из представленной справки за период с апреля по июнь 2020г. сведения о потреблении ресурсов по ИПУ справка не содержит. На предложение суда о предоставлении сведений о предоставлении расчета начислений за период с 2016 по 2020гг. представитель ответил отказом (протокол судебного заседания от 14 сентября 2023г.).
Однако, вопреки позиции ответчика, положения подпункта "б" пункта 33 Правил N 354 обязывают его направить по требованию потребителя расчет по произведенным начислениям, в том числе, с целью проверки последним их правильности.
Истец неоднократно предъявлял ответчику требование о представлении расчет задолженности с учетом предыдущего периода (л.д.13-16, 30). Данный вопрос является предметом и настоящего иска.
Поскольку ответчик уклонился от предоставления детального расчета задолженности, несмотря на такую обязанность предусмотренную нормативными актами, при этом коллегия лишена возможности проверить правильность начисления указанной суммы, в связи с чем коллегия находит необходимым удовлетворить требования истца и признать начисление произведенные Государственным бюджетным учреждением адрес "Жилищник адрес" заложенности за ГВС, ХВС и водоотведение квартиры 36 по адресу: адрес размере сумма за период с марта 2018г. по март 2021г. необоснованными.
Одновременно, коллегия находит необходимым обязать Государственного бюджетного учреждения адрес "Жилищник адрес" предоставить Дырову В.И. ежемесячный расчет начислении за ХВС и водоотведение в период с 27.06.2016 по 18.02.2021, а также за ГВС в период с 16.05.2019 по 18.02.2021 с указанием объема потребленных коммунальных услуг и тарифов начислений и с учетом произведенных Дыровым В.И. платежей.
В соответствии с положениями ст. 98, 100 ГПК РФ взысканию с Государственного бюджетного учреждения адрес "Жилищник адрес" в пользу Дырова В.И. подлежат расходы на оплату услуг представителя в размере сумма пропорционально удовлетворенным требованиям и с учетом принципов справедливости и достаточности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-196, 329, 330 ГПК РФ, коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда адрес от 25 июля 2022 г, отменить.
Признать начисление произведенные Государственным бюджетным учреждением адрес "Жилищник адрес" заложенности за ГВС, ХВС и водоотведение квартиры 36 по адресу: адрес размере сумма за период с марта 2018г. по март 2021г. необоснованными.
Обязать Государственного бюджетного учреждения адрес "Жилищник адрес" предоставить Дырову В.И. ежемесячный расчет начислении за ХВС и водоотведение в период с 27.06.2016 по 18.02.2021, а также за ГВС в период с 16.05.2019 по 18.02.2021 с указанием объема потребленных коммунальных услуг и тарифов начислений и с учетом произведенных Дыровым В.И. платежей.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения адрес "Жилищник адрес" в пользу Дырова В.И. расходы на оплату услуг представителя в размере сумма
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.