Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Жолудовой Т.В., Дегтеревой О.В., при помощнике судьи Колесниковой Е.Д., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ОСФР по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 23 ноября 2022 года, которым постановлено:
Признать решение Государственного учреждения - Главного управления ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 10.02.2022 года N 220000073198/2058466/21 незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области назначить Бациеву А.О. пенсию в соответствии с ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", региональную социальную доплату в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" с 26.10.2021 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Главного управления ПФР N 2 по г. Москве и Московской области (ххххххххххххххххххххх) в пользу Бациева А.О, ххххххх года рождения, место рождения: хххххххх, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.;
установила:
Бациев А.О. обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, просил признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 10.02.2022 N 220000073198/2058466/21 об отказе истцу в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца; обязать ответчика назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца с 26.10.2021, назначить городскую доплату с даты смерти отца, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он, Бациев А.О, хххххх года, является сыном умершего Бациева О.У, студент 4 курса ГБПОУ Педагогического колледжа N 18 и обучается на очной форме обучения. После смерти отца (хххххххх) он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Все необходимые документы были представлены им 28.12.2021. Однако решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 10.02.2022 N 220000073198/2058466/21 в назначении пенсии ему отказано, обосновано это тем, что факт нахождения на иждивении не доказан. Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим его права.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержал, представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы.
Определением Кунцевского районного суда г. Москвы от 03.05.2023 в порядке ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией, на правопреемника ОСФР по г. Москве и Московской области.
Представитель ответчика ОСФР по г. Москве и Московской области, истец Бациев А.О. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени заседания извещены. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части обязания ОСФР по г. Москве и Московской области назначить Бациеву А.О. региональную социальную доплату к пенсии с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении требований, в остальной части предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке) (ч.1); нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами (п.1 ч.2); члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч.3).
Юридическое значение для решения вопроса об иждивенстве лица имеют следующие обстоятельства: постоянный характер оказываемой помощи и помощь как основной источник существования члена семьи умершего.
Отнесение к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных учреждениях обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства: специфика организации учебного процесса в рамках очной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения данной категорией лиц постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности.
Само по себе предоставление детям умершего кормильца, обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, возможности получать страховую пенсию по случаю потери кормильца, в том числе после достижения совершеннолетнего возраста, согласуется с положениями Конституции РФ (ч. 2 ст. 7; ч. 1 ст. 39), а также международно-правовых актов в области социального обеспечения, нормы которых предусматривают, что термин "ребенок" может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж, - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу, в связи с чем, страховая пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, по своей правовой природе представляет собой особую меру государственной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.
При этом возникновение у детей умершего кормильца после достижения ими возраста 18 лет права на получение пенсии по случаю потери кормильца обусловлено не просто самим фактом их обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а освоением ими исключительно основных образовательных программ и лишь по очной форме обучения.
Согласно правовым позициям, изложенным в судебных актах Конституционного Суда РФ, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого, специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства. (Постановление от 27.11.2009 г. N 18-П, Определение от 17.12.2008 г. N 1071-О-О).
В соответствии с п. 10 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н, действовавшего до 01.01.2022 года, для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца необходимы документы: а) о смерти кормильца; б) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж умершего кормильца, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"; в) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем; г) об индивидуальном пенсионном коэффициенте умершего кормильца; д) о возрасте умершего кормильца.
Согласно п. 11 Перечня документов для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы: а) о том, что нетрудоспособный член семьи находится на иждивении умершего кормильца (часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"); в) об обучении по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"); д) об отсутствии трудоспособных родителей (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бациев А.О, ххххх года рождения, является ребенком Бациева О.У, Бациевой З.И, что подтверждается свидетельством о рождении I-МЮ N 870200, выданным Солнцевским отделом ЗАГС г. Москвы 23.07.2002 года.
ххххххх умер Бациев О.У, что подтверждается свидетельством о смерти Х-МЮ N 787438, выданным Органом ЗАГС Москвы N 30 Многофункциональный центр предоставления государственных услуг района Сокол 27.10.2021 года.
28.12.2021 Бациев А.О. обратился в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". С заявлением о назначении пенсии были представлены паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, справка образовательного учреждения, свидетельство о смерти.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 10.02.2022 N 220000073198/2058466/21 в назначении пенсии Бациеву А.О. отказано, так как документы, подтверждающие факт нахождения на иждивении не представлены.
Согласно справке от 14.04.2022 N 386, выданной Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением г. Москвы "Педагогический колледж N 18 Митино", Бациев А.О. является студентом 4 курса ГБПОУ г. Москвы "Педагогический колледж N 18 Митино", очная форма обучения, на внебюджетной основе, специальность 49.02.01 физическая культура, зачислен на 1 курс с 01.09.2018 года, срок окончания педагогического колледжа 30.06.2022 года. ГБПОУ г. Москвы "Педагогический колледж N 18 Митино" реализует общеобразовательную программу на 1 курсе, на 2, 3, 4 курсах реализует образовательную программу среднего профессионального образования повышенного уровня (по программе подготовки специалистов среднего звена).
Согласно справке о доходах Бациева З.И. получала в 2021 году ежемесячный доход в сумме 25 000 руб.
Как следует из справки ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 31.10.2022, Бациеву О.У. в 2021 году производились выплаты страховой пенсии по инвалидности, а также ежемесячная денежная выплата в общей сумме 8 085, 79 руб.
Как пояснил истец, отцом ежемесячно ему передавались денежные средства в размере 5 000-7000 руб.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Бациев А.О. находился на иждивении в отца, Бациева О.У, получал от него помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, в связи с чем на момент обращения к ответчику 28.12.2021 Бациев А.О, достигший возраста 18 лет на момент смерти кормильца, не работающий и представивший сведения о прохождении обучения по очной форме по образовательным программам, имеет право на назначение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на период обучения по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на надлежащей оценке собранных по делу доказательств, спор в части требований об обязании назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца разрешен судом в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, с учетом доводов и возражений сторон, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и доказанности установленных судом обстоятельств.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности назначить истцу региональную социальную доплату в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" с 26.10.2021, поскольку данный вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, подлежащим применению.
Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП, предусмотрено, что Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции, в частности, по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми.
Согласно пункту 10 названного положения Департамент создает территориальные подразделения - управления социальной защиты населения города Москвы, являющиеся юридическими лицами. Управления социальной защиты населения города Москвы действуют на основании положений о них, утверждаемых правовыми актами Департамента.
Управления социальной защиты населения города Москвы принимают решения о назначении и предоставлении жителям города Москвы социальных выплат, компенсаций, пособий, доплат к пенсии и других выплат в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
В силу ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Таким образом, вопросы назначения и предоставлении жителям города Москвы социальных выплат, компенсаций, пособий, доплат к пенсии и других выплат, установленных нормативными правовыми актами города Москвы, относятся к компетенции управлений социальной защиты населения города Москвы.
Указанное также следует из Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" (вместе с "Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта", "Правилами осуществления региональной социальной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве"), в соответствии с положениями которого решения о назначении или отказе в назначении региональной социальной доплаты к пенсии принимают управления социальной защиты населения города Москвы.
Право на получение региональной социальной доплаты зависит от уровня материального обеспечения пенсионера и других условий, предусмотренных Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП; при этом региональная социальная доплата до уровня городского социального стандарта назначается в заявительном порядке на основании заявления о назначении региональной социальной доплаты.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований и возлагая на ответчика ОСФР по городу Москве и Московской области обязанность назначить истцу региональную социальную доплату к пенсии, суд первой инстанции не учел, что ответчик не имеют полномочий по принятию решений о назначении и выплате неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, предоставлении мер социальной поддержки, возложенных в данном случае на управление социальной защиты населения города Москвы, в связи с чем иск в указанной части предъявлен к ненадлежащему ответчику, при этом с соответствующим заявлением в управление социальной защиты населения г. Москвы истец не обращался, решений об отказе в назначении региональной социальной доплаты не принималось.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на ОСФР по г. Москве и Московской области обязанности назначить истцу региональную социальную доплату к пенсии.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в названной части подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального права, при не соответствии выводов суда обстоятельствам дела, с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Бациева А.О. к ОСФР по г. Москве и Московской области об обязании назначить региональную социальную доплату к пенсии.
В остальной части доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, так как по существу направлены на иное толкование норм материального права, не опровергают обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене решения. Само по себе несогласие ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 23 ноября 2022 года отменить в части обязания Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской назначить Бациеву А.О. региональную социальную доплату к пенсии.
Принять в отмененной части по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Бациева А.О. к ОСФР по г. Москве и Московской области об обязании назначить региональную социальную доплату к пенсии отказать.
В остальной части решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 23 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.