Судья первой инстанции Воронкова Л.П.
Гр. дело N 33-37899/23 (ап. инстанция)
Гр. дело N 2-1540/23 (первая инстанция)
УИД 77RS0013-02-2022-011823-86
06 сентября 2023 года адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Сурниной М.В, и судей Ланина Н.А, Марченко Е.В, при помощнике судьи Онуку Л.О, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ланина Н.А.
дело по апелляционной жалобе истца Юмуховой Лилии Степановны на решение Кунцевского районного суда адрес от 05 апреля 2023 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Юмуховой Лилии Степановны к адрес Москвы о признании незаконным Распоряжения о снятии с учета нуждающихся, восстановлении на учете в прежней очереди, признании право на предоставление комнаты в бывшем общежитии, обязании заключить договор социального найма в отношении комнаты N 5 - отказать.
УСТАНОВИЛА
Истец фио обратилась в суд с иском к ответчику ДГИ адрес о признании незаконным распоряжение Департамента городского имущества адрес от 09.06.2021г. N 23913 о снятии Юмуховой Лилии Степановны и фио с учета нуждающихся в жилых помещениях по адресу: адрес, пом. IV, комн. N 4, учетное дело N 57-01-957190- 2005-1213.0 в связи с утратой оснований для получения жилого помещения по договору социального найма (безвозмездного пользования), о восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении в прежней очереди, о признании на предоставление им комнаты N 5 в бывшем общежитии по адресу: адрес, пом. IV по договору социального найма, а также об обязании заключить договор социального найма в отношении комнаты N 5 в бывшем общежитии по адресу: адрес, пом. IV. Иск мотивирован тем обстоятельством, что истец совместно со своим супругом и их общей несовершеннолетней дочерью зарегистрированы и постоянно проживают в комнате в многоквартирном доме коридорного типа, бывшем общежитии по адресу: адрес, у Молодогвардейская, дом 11, корп. 1, пом. IV, ком. 4. Данная комната предоставлена на основании Договора социального найма N 571063287 от 11.10.2013г. Какое-либо другое жилое помещение у истца и ее семьи отсутствует. Согласно единому жилищному документу (справке о заявителе) N 3562520 общая площадь занимаемого истцом и ее семьей жилого помещения составляет 13, 30 кв.м. В отношении членов семьи истца на одного человека в занимаемой комнате приходится 4, 43 кв.м. (13, 30 кв.м. / 3 чел. = 4, 43 кв.м.), что существенно меньше нормы предоставления на одного человека, а именно 18 кв.м. С 2005 года истец и ее несовершеннолетняя дочь фио состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с распоряжением Главы управы адрес N 783-Р от 16.12.2005г, учетное дело N 2005-1213.
Начиная с 2013 года, истец неоднократно обращалась в Департамент городского имущества адрес по вопросу заключения договора социального найма в отношении комнаты по адресу: адрес, дом И, корп. 1, пом. IV, ком. 5, является соседней с занимаемой семьей истца комнатой N 4. адрес комнаты N 5 составляет 17, 3 кв.м. В ответ на обращение истца от 18.09.2019г. N 1543393 в своем письме о предоставлении комнаты от 14.10.2019г. N ДГИ-ЭГР-41738/19-1 Департамент городского имущества адрес предложил истцу и членам ее семьи обратиться с заявлением о предоставлении освободившейся комнаты N 5 по договору социального найма в подразделение службы "одного окна" Департамента. В соответствии с требованиями, изложенными в письме Департамента городского имущества адрес от 20.02.2021г. N ДГИ-ЭГР-5290/21-1, истец направила в адрес Департамента заполненное Заявление о предоставлении свободной комнаты по договору с социального найма, а также все необходимые документы. Между тем, 16.06.2021г. истец получила посредством почтовой связи распоряжение Департамента городского имущества адрес о снятии с жилищного учета от 09.06.2021г, которым истец и ее несовершеннолетняя дочь фио были сняты с учета - нуждающихся в жилых помещениях по адресу: адрес, г та 1, пом. IV, комн. N 4, в связи с утратой оснований для получения жилого помещения по договору социального найма (безвозмездного пользования). Истец считает распоряжение Департамента городского имущества адрес от 09.06.2021г. N 23913 незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по приведенным в иске основаниям.
В судебном заседании истец поддержал иск по основаниям, изложенным в нем.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал.
В судебное заседание третьи лица не явились, извещены, причины неявки суду не сообщили.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит истец фио в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика ДГИ адрес на заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался, о причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил.
Принимая во внимание, что участвующие в деле лица, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Московского городского суда, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167, 327 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Юмуховой Л.С, представителя истца по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом установлено, что истец совместно со своим супругом и их общей несовершеннолетней дочерью зарегистрированы и постоянно проживают в комнате в многоквартирном доме коридорного типа, бывшем общежитии по адресу: адрес, у Молодогвардейская, дом 11, корп. 1, пом. IV, ком. 4.
Данная комната предоставлена на основании Договора социального найма
N 571063287 от 11.10.2013г.
Какое-либо другое жилое помещение у истца и ее семьи отсутствует.
Согласно единому жилищному документу (справке о заявителе) N 3562520 общая площадь занимаемого истцом и ее семьей жилого помещения составляет 13, 30 кв.м.
С 2005 года истец и ее несовершеннолетняя дочь фио состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с распоряжением главы управы адрес N 783-Р от 16.12.2005г, учетное дело N 2005-1213.
Начиная с 2013 года, истец неоднократно обращалась в Департамент городского имущества адрес по вопросу заключения договора социального найма в отношении комнаты по адресу: адрес, пом. IV, ком. 5, является соседней с занимаемой семьей истца комнатой N 4.
адрес комнаты N 5 составляет 17, 3 кв.м.
В ответ на обращение истца от 18.09.2019г. N 1543393 в своем письме о предоставлении комнаты от 14.10.2019г. N ДГИ-ЭГР-41738/19-1 Департамент городского имущества адрес предложил истцу и членам ее семьи обратиться с заявлением о предоставлении освободившейся комнаты N 5 по договору социального найма в подразделение службы "одного окна" Департамента.
В соответствии с требованиями, изложенными в письме Департамента городского имущества адрес от 20.02.2021г. N ДГИ-ЭГР-5290/21-1, истец направила в адрес Департамента заполненное Заявление о предоставлении свободной комнаты по договору с социального найма, а также все необходимые документы.
Между тем, 16.06.2021г. истец получила посредством почтовой связи распоряжение Департамента городского имущества адрес о снятии с жилищного учета от 09.06.2021г, которым истец и ее несовершеннолетняя дочь фио были сняты с учета - отдающихся в жилых помещениях по адресу: адрес, пом. IV, комн. N 4, в связи с утратой оснований для получения жилого помещения по договору социального найма (безвозмездного пользования).
В распоряжении Департамента городского имущества адрес о снятии с жилищного учета от 09.06.2021 указано, что для обеспечения истца и членов его семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, стоимость жилого помещения составляла сумма Между тем, имущественная обеспеченность составляет сумма, что больше стоимости общей площади жилого помещения, которое необходимо приобрести для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Указанный расчет содержится в материалах учетного дела, проверен судом и признан правильным.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом требований ст. 51 ЖК РФ, законом адрес от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку расчет имущественной обеспеченности заявителя был правильно произведен ответчиком в соответствии с Законом адрес от 06.06.2006 N 362-ЛП "О мерах по реализации Закона адрес "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Поскольку имущественная обеспеченность заявителя, в соответствии с вышеуказанным расчетом превышает стоимость общей площади жилого помещения, необходимого семье заявителей, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований судебная коллегия находит правильным.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что непризнание заявителя с членами семьи малоимущими не имеет правового значения для разрешения заявленных требований, поскольку указанный статус заявителю не присваивался, истец с членами семьи принят на жилищный учет не как малоимущие, в связи с чем не должны подтверждать критерии малоимущности, судебной коллегией отклоняются.
Конституция РФ, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия принятия граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены Законом адрес от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" (далее Закон N 29) с 01.03.2005 на учете нуждающихся в жилых имениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), могут состоять только малоимущие граждане.
Согласно распоряжению главы управы адрес N 783-Р от 16.12.2005г, фио с членами семьи из 2 человек, признаны нуждающимися в жилом помещении.
На момент постановки истцов на жилищный учет действовал Жилищный кодекс Российской Федерации, статьей 56 которого закреплялись основания для признания и снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Оспариваемым распоряжением ДГИ семья истца снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку их имущественная обеспеченность составила сумма, что больше стоимости общей площади жилого помещения, которое необходимо приобрести семье данной численности для обеспечения по норме предоставления на одного человека.
Таким образом установив, что имущественная обеспеченность заявителя больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение не противоречит закону и принято уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции, в связи с чем, обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований истцу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что неправильно рассчитан уровень имущественной обеспеченности, судебной коллегией, поскольку Департаментом была произведена проверка малоимущности семьи истца в соответствии с Методикой расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, установив, что имущественная обеспеченность истца и членов ее семьи изменилась и стала превышать стоимость жилого помещения необходимого для обеспечения по норме предоставления, Департамент городского имущества адрес обосновано принял решение о снятии с учета.
Тем самым доводы истца о неправильном расчете ответчиком имущественной обеспеченности истца и членов ее семьи не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в связи с чем оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным в настоящем случае не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Кунцевского районного суда адрес от 05 апреля 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Юмуховой Л.С, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.