Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей адресВ., фио, при секретаре Мироновой Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Овчинникова Юрия Дмитриевича на решение Останкинского районного суда адрес от 24 мая 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска Овчинникова Юрия Дмитриевича к Инспекции Федеральной налоговой службы N15 по адрес по выставлению налогового уведомления - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Овчинников Ю.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N15 по адрес о признании незаконными действий по выставлению административному истцу налогового уведомления от 18 ноября 2020 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год на объект недвижимости с кадастровым номером 77:02:0024024:1010, обязать налоговый орган произвести перерасчет, исключив начисление налога на имущество физических лиц за 2017 год по указанному объекту, мотивируя свои требования тем, что 23 сентября 2018 года фио было выставлено уведомление об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0024024:1010 Указанный налог был рассчитан по ставке 0, 5%, была применена льгота по налогу на имущество в полном объеме, в связи с чем сумма к уплате по налоговому уведомлению 2018 года составляла сумма. 18 ноября 2020 года ИФНС РФ N15 по адрес выставила фио налоговое повторное уведомление N 84522926 об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере сумма, с чем административный истец не согласен и полагает, что ИФНС России N15 по адрес нарушила его права, поскольку налоговое уведомление от 18 ноября 2020 года представляет собой перерасчет ранее выставленного налога, однако подобные перерасчеты с 01 января 2019 года запрещены статьей 52 НК РФ.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца фио - фио, представителей ИФНС России N15 по адрес фиоВ и фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Останкинского районного суда адрес от 24 мая 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом первой инстанции, согласно сведениям, централизованно представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, Овчинников Ю.Д. с 21 июля 2008 года является собственником иного строения, помещения, сооружения по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:02:0024024:1010.
Инспекцией в отношении недвижимого здания (строения), расположенного по адресу: адрес, кадастровый номер 77:02:0024024:1010, в 2018 году истцу было выставлено налоговое уведомление N 73718615, в котором в части указанного помещения была применена налоговая ставка 0, 5% и предоставлено освобождение от уплаты налога на имущество (льгота на сумму сумма).
Таким образом, сумма налога к уплате за 2017 год по объекту собственности по адресу: адрес, кадастровый номер 77:02:0024024:1010 по налоговому уведомлению N 73718615 от 23 сентября 2018 составила "0".
Между тем, данный объект недвижимости включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, к нему подлежит применению в 2017 году налоговая ставка 1, 4%. Также, инспекцией налогоплательщику в нарушение п. 3 ст. 346.11 НК РФ было предоставлено освобождение от уплаты налога на имущество в отношении данного объекта.
В этой связи в налоговом уведомлении от 14 мая 2020 года N 36319 инспекцией начислен налог на имущество физических лиц в отношении спорного объекта недвижимости за 2017 год по ставке 1, 4% на сумму сумма. Однако данное налоговое уведомление на было своевременно размещено в личном кабинете налогоплательщика, в связи с чем на основании п. 4 ст. 57 НК РФ оно было аннулировано инспекцией, о чем 03 декабря 2020 года сообщено налогоплательщику. Одновременно, 03 декабря 2020 года инспекцией принято решение N 158929 о возврате уплаченной по данному налоговому уведомлению суммы сумма, исполненное УФК по адрес 07 декабря 2020 года.
Налоговым уведомлением от 13 октября 2020 года N 68498180 инспекцией начислен налог на имущество физических лиц по спорному объекту недвижимости за 2017 год по ставке 1, 4% с применением понижающего коэффициента 0, 6% в сумме сумма
Однако такой понижающий коэффициент, установленный пунктом 8 статьи 408 НК РФ, не применяется при начислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в который включен и спорный объект недвижимости, принадлежащий истцу.
В связи с чем, начисление по объекту собственности по адресу: адрес, указанное в налоговом уведомлении от 13 октября 2020 года N 68498180 на сумму сумма, инспекцией было аннулировано.
В соответствии с положениями пункта 2.1 статьи 52 НК РФ налоговым уведомлением от 18.11.2020 года N 84522926 ИФНС России N15 по адрес начислен налог по вышеуказанному объекту за 2017 год в сумме сумма с установленным сроком уплаты до 01 декабря 2021 года.
Отказывая в удовлетворении требований, заявленных административным истцом, суд первой инстанции исходил из того, что у ИФНС России N15 по адрес имелись основания для начисления налога, исчисленного по объекту собственности по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:02:0024024:1010 за 2017 год в размере сумма, поскольку установленный пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ запрет на перерасчет сумм указанных налогов с 01 января 2019 года, в том числе налога на имущество физических лиц, не относится к предмету данного спора ввиду того, что отсутствует условие увеличения размера ранее уплаченных сумм, в связи с тем, что сумма налога к уплате за 2017 по объекту собственности с кадастровым номером 77:02:0024024:1010 по первичному налоговому уведомлению N 73718615 от 23 сентября 2018 года составила "0", налогоплательщик фактически не уплачивал налог, в связи с чем пришел к выводу о том, что последующие расчеты по налогу на имущество за вышеуказанный период не влекут увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с главой 32 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Законом адрес от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" с 01 января 2015 года на территории адрес введен порядок исчисления налоговыми органами налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости, а также установлены ставки налога в отношении налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Согласно статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Перечень утвержден Постановлением Правительства адрес от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N700-ПП).
Согласно пункту 10 статьи 346.43 НК РФ, применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ.
В отношении прочих объектов налогообложения применяется налоговая ставка в размере 0, 5% от кадастровой стоимости объекта налогообложения, в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, при исчислении налога за 2017 год применяется ставка в размере 1, 4%, за 2018 и последующие годы - 1, 5%.
Согласно Постановлению N 700-ПП здание, расположенное по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:02:0024024:1010, включено в Перечень.
Кадастровая стоимость объектов капитального строительства на территории адрес утверждена постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в адрес по состоянию на 01 января 2016 года" Данное Постановление для целей налогообложения вступило в силу с 01 января 2017 года.
В соответствии с Постановлением N 790-ПП кадастровая стоимость указанного объекта с 01 января 2017 года по 01 января 2019 года составляет сумма и с 01 января 2019 года составляет сумма
Статья 409 НК РФ определяет, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направленного налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии с положениями статьи 52 НК РФ, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу, его законному или уполномоченному представителю, лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с п. 2 ст. 409 НК РФ, налог на имущество физических лиц уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. При этом согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в этом случае обязанность по уплате налога возникает после получения налогового уведомления.
Пунктом 2.1 ст. 23 НК РФ установлено, что в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, налогоплательщики - физические лица обязаны сообщать о наличии у них таких объектов в налоговый орган по своему выбору в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За неисполнение этой обязанности п. 3 ст. 129.1 НК РФ предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении соответствующего объекта.
Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абз. 1 п. 2.1 ст. 23 НК РФ, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.
Обязанность направления сообщения об ошибках в расчете налога или о неточностях отдельных параметров сведений об объекте налогообложения налоговым законодательством на налогоплательщиков не возложена.
При этом налогоплательщик вправе самостоятельно направить документы (заявление в произвольной форме, налоговое уведомление с неправильно начисленным налогом, копии документов, которые подтверждают правильные данные) в налоговый орган для пересчета налога.
Согласно п. 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Пункт 4 ст. 409 НК РФ дает право налоговым органам предъявлять к уплате налог за 3 года, предшествующих году направления налогового уведомления. В связи с этим, в случае выявления ошибки, налоговой инспекцией может быть произведен перерасчет налога и недостающая сумма налога может быть предъявлена налогоплательщику к уплате. Это в частности возможно только в случае, если начисленные в уведомлении суммы налога на момент перерасчета налогоплательщиком не были уплачены (п. 2.1 ст. 52 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2020 N 03-02-08/2894).
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, а также учитывая установленные по настоящему административному делу обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется в связи с тем, что сумма налога, предъявленная к уплате за 2017 по объекту недвижимости с кадастровым номером 77:02:0024024:1010 по первичному налоговому уведомлению N 73718615 от 23 сентября 2018 года составила "0", из чего следует, что Овчинников Ю.Д. фактически не уплачивал налог, в связи с чем последующие расчеты по налогу на имущество за вышеуказанный период не влекут увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов, у ИФНС России N15 по адрес, в результате выявления ошибки, имелись основания для начисления налога, исчисленного по объекту по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:02:0024024:1010 за 2017 год в размере сумма и направления соответствующего уведомления налогоплательщику.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении и повторяют правовую позицию административных истцов, выраженную ими при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Останкинского районного суда адрес от 24 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 02 августа 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.