Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей фио, фио, с участием адвоката фиоА, при секретаре Помаз А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе Зюзина Дмитрия Александровича на решение Черемушкинского районного суда адрес от 04 апреля 2023 года, которым постановлено:
Административный иск Зюзина Дмитрия Александровича к призывной комиссии адрес, военному комиссариату адрес о признании решения незаконным, обязании выдать военный билет - оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Зюзин Д.А. обратился в Черемушкинский районный суд адрес с административным исковым заявлением к призывной комиссии адрес, военному комиссариату адрес о признании незаконным решения призывной комиссии от 02.12.2022 о признании его непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании выдать военный билет.
Требования мотивированы тем, что он с марта 2019 года состоял на воинском учете в объединенном военном комиссариате по адрес, в период с сентября 2013 года по февраль 2019 года имел отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением; в 2015 году было установлено заболевание: нарушение сердечного ритма; по окончании очередного стационарного обследования ему была вручена повестка о явке в военкомат 13.04.2020, однако в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, обусловленной распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 ему сообщили о переносе запланированного мероприятия, в связи с чем он 13.04.2020 в военкомат не явился. в период с марта 2019 года до достижения возврата 27 лет (29.06.2022) призывные мероприятия в отношении него были организованы ненадлежащим образом, повестки для явки в военный комиссариат в период с 13.04.2020 до достижения 27 лет не вручались. 02.12.2022 на заседании призывной комиссии ему огласили заключение о зачислении в запас как гражданина, подлежащего призыву на военную службу и не прошедшего ее по достижению возраста 27 лет, не имея на то законных оснований. Полагал, что данное решение призывной комиссии нарушает его права и законные интересы.
В суде первой инстанции Зюзин Д.А. исковые требования поддержал; представитель Военного комиссариата адрес, призывной комиссии адрес возражал против удовлетворения иска, по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца фио, его адвоката Трошину Г.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Черемушкинского районного суда адрес от 04 апреля 2023 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, Зюзин Д.А, паспортные данные, состоял на воинском учете в военном комиссариате адрес с 24.01.2012.
Решением призывной комиссии адрес от 08.07.2019 Зюзину Д.А. была предоставлена отсрочка на 6 месяцев, годность по здоровью "Г", определена болезнь в соответствии со ст. 48 расписания болезней, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N565.
12.02.2020 истцу была вручена повестка на руки о необходимости явки в ОВК адрес 13.04.2020 для разрешения вопроса о дальнейшей годности для военной службы и призыва, на военную службу после предоставленного времени лечения (л.д. 29), между тем 13.04.2020 призывник в военкомат не явился, что не оспорено сторонами.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания N273 Зюзин Д.А. был зарегистрирован на территории воинского учета военного комиссариата адрес, по адресу: адрес, с 13.02.2019 по 08.08.2019 (л.д. 85).
Сведений о продлении временной регистрации, либо новой регистрации Зюзиным Д.А. в военкомат не представлялось.
Приказом военного комиссариата адрес N 51 от 30.06.2020 Зюзин Д.А, паспортные данные, снят с воинского учета, как гражданин подлежащий призыву на военную службу до 27 лет (л.д. 31).
Согласно представленной в материалы дела копии выписки из протокола N 2 заседания призывной комиссии муниципального образования Теплый Стан ИЗАО адрес от 02 декабря 2022 года, Зюзин Д.А. на основании п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", зачислен в запас, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований (л.д. 32).
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, руководствуясь Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, пришел к выводу от отказе в удовлетворении административного искового заявления фио, при этом исходил из того, что истец умышленно не явился в военный комиссариат в назначенный день (13.04.2020), обоснованно признав несостоятельными доводы административного истца о том, что военным комиссариатом не проводились никакие мероприятия, связанные с призывом на военную службу в связи с введенными мерами по противодействию коронавирусной инфекции, поскольку в соответствии с Указами Президента Российской Федерации N232 от 30.03.2020, N 581 от 30.09.2020, N186 от 29.03.2021 "О призыве граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву", военный комиссариат осуществлял свою деятельность в обычном режиме. При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Зюзин Д.А. доказательств уважительных причин своей неявки не представил, в то время как ответчиком доказано, что обжалуемые решение, действие совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, комиссия действовала законно без нарушения прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 10 Закона о воинской обязанности в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову местной администрации соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющей первичный воинский учет.
В силу пункта 1 статьи 31 Закона о воинской обязанности граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Учитывая приведенные нормы действующего законодательства, а также факт умышленного уклонения административного истца от прохождения военной службы, выразившегося в неявке в военный комиссариат в назначенный день - 13 апреля 2020 года, принятое призывной комиссией решение от 02 декабря 2022 года соответствует требованиям Федерального Закона "О воинской обязанности".
Доводы административного истца о том, что после окончания срока регистрации по месту пребывания 08.08.2019 он продолжал проживать, указанному в личном деле; что его неявка в военкомат 13.04.2020 была вызвана объективными причинами, а также несогласие с выводом суда о том, что военный комиссариат осуществлял свою деятельность в обычном режиме в апреле 2020 года, равно как и иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмены постановленного решения, поскольку основаны на субъективном мнении и направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, определила:
Решение Черемушкинского районного суда адрес от 04 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зюзина Дмитрия Александровича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 01 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.