Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре А.Ю. Татаринове, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе М.В. Евсеевой на решение Зеленоградского районного суда адрес от 17 мая 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного иска М.В. Евсеевой, в защиту интересов несовершеннолетних фио, паспортные данные и фио, паспортные данные, к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес о признании незаконным постановления об организации индивидуальной профилактической работы,
УСТАНОВИЛА:
М.В. Евсеева, в защиту интересов несовершеннолетних дочерей фио, паспортные данные и фио, паспортные данные, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав адрес от 26 января 2023 г. N 2/1-1-23, принятое в отношении ее несовершеннолетних детей. Требования мотивированы тем, что изложенные в постановлении обстоятельства семейного неблагополучия не соответствуют действительности, а указанные меры, по мнению родителя, являются чрезмерными.
Решением Зеленоградского районного суда адрес от 17 мая 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе М.В. Евсеева просит решение суда отменить.
Административный истец М.В. Евсеева в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Судебная коллегия на основании ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда.
Из материалов административного дела усматривается, что М.В. Евсеева является матерью несовершеннолетних детей: фио, паспортные данные и фио, паспортные данные, что подтверждается свидетельствами о рождении.
20 декабря 2022 года проводилось обследование условий жизни несовершеннолетних фио, и фио, составлены акты обследований условий жизни семьи.
По результатам первичной социальной диагностики семьи даны заключения, согласно которым, на момент помещения семьи непосредственных признаков опасности для жизни и здоровья не выявлено, однако, обращено внимание на проработку установок в детско-родительских отношениях и оценку эмоционально-личностной сферы несовершеннолетней. По итогам проведенной оценки риска жестокого обращения выявлен умеренный уровень такого риска.
26 января 2023 года Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес проведено заседание, в ходе которого рассмотрен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ, в отношении М.В. Евсеевой.
Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес о назначении административного наказания от 26 января 2023 года N2/1-23, М.В. Евсеева признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес об организации индивидуальной профилактической работы от 26 января 2023 года N2/1.1-23, административным ответчиком постановлено организовать с семьей индивидуальную профилактическую работу, которая поручена ГБУ "Мой семейный центр".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что административный ответчик располагал сведениями о семейном неблагополучии и действовал в интересах последнего в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Также суд установил, что постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес в полной мере отвечает требованиям законодательства, регулирующего вопрос постановки на профилактический учет, вынесено в пределах предоставленных полномочий, без нарушения закона и прав административного истца.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции не мотивированными и не подтверждёнными доказательствами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" для целей указанного Закона лицо, не достигшее возраста 18 лет, совершающее антиобщественные действия признается несовершеннолетним находящимся в социально опасном положении, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Согласно статье 2 названного Федерального закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона индивидуальная профилактическая работа может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушения либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В силу статьи 4 указанного Федерального закона к органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся комиссии по делам несовершеннолетних.
Согласно пункту п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер (пункт 3 статьи 11 указанного Федерального закона).
Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
Частью 1 ст. 14 Закона адрес от 7 апреля 1999 г. N 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в адрес" определено, что систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в адрес составляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения и организации социального обслуживания, уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа, органы управления здравоохранением и медицинские организации, органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения, органы внутренних дел, специализированные учреждения, другие органы и организации, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные федеральным законодательством в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно адрес положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. N 995) комиссия принимает решения, оформляемые в форме постановлений, в которых указываются: а) наименование комиссии; б) дата; в) время и место проведения заседания; г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии; д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании; е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление; ж) содержание рассматриваемого вопроса; з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии); и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии); к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики; м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Пунктом 6 Примерного положения определены задачи комиссий, аналогичные задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установленным в статье 2 указанного Федерального закона.
Согласно подпункту "в" пункта 7 Примерного Положения территориальные (муниципальные) комиссии применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
Пунктом 13 ст. 6, а также ст. ст. 8, 10, 11, 12, 14, 16 Закона адрес от 13 апреля 2005 г. N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" установлено, что районная комиссия применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и нормативными правовыми актами адрес.
Комиссии совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют и берут на учет несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, беспризорных, а также оставивших общеобразовательные организации и неработающих несовершеннолетних, принимают решение об их устройстве и контролируют выполнение принятых решений.
По результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетних комиссии применяют меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством адрес.
Комиссии рассматривают материалы и дела:
1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей и иных лиц;
2) по собственной инициативе;
3) по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры, следственных органов в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
5) переданные на рассмотрение в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
6) прекращенных уголовных дел или материалы об отказе в возбуждении уголовных дел либо заверенные в установленном порядке копии таких материалов в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", поступившие из органов, принявших соответствующее процессуальное решение, или органов прокуратуры для рассмотрения вопроса о возможности применения к указанным несовершеннолетним мер воспитательного воздействия или возбуждения ходатайства перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Материалы и дела, поступившие на рассмотрение комиссии, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем, заместителем председателя или ответственным секретарем комиссии.
О времени и месте заседания комиссии сообщается несовершеннолетнему, его родителям, законным представителям, прокурору и иным лицам, чье участие в заседании будет признано обязательным.
Подготовленные к рассмотрению материалы в обязательном порядке предоставляются для ознакомления несовершеннолетнему, его родителям, законным представителям, защитнику, представителю общественной организации, членом которой является несовершеннолетний.
Принятые материалы, дела рассматриваются комиссией в течение 15 дней со дня их поступления.
Материалы, дела в отношении несовершеннолетнего рассматриваются на заседании районной комиссии в присутствии несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), а в необходимых случаях - педагога, иных лиц по усмотрению комиссии. Защитник несовершеннолетнего допускается к участию в работе районной комиссии с момента подготовки материалов к заседанию. Материалы в отношении несовершеннолетнего могут быть рассмотрены в его отсутствие при условии своевременного извещения о времени и месте проведения заседания Комиссии, неполучении ходатайства об отложении рассмотрения.
Постановления комиссий принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов, дел в отношении несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц, а также по результатам рассмотрения представлений, обращений и ходатайств организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановления и представления комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председателя комиссии является решающим.
Постановления и представления комиссии должны быть изложены в письменной форме и мотивированы.
Протокол заседания комиссии ведется на каждом заседании.
Эти требования действующего законодательства Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав не были соблюдены.
Так, в оспариваемом постановлении об организации индивидуальной профилактической работы Комиссия со ссылкой на заключение специалистов органа опеки и попечительства указала на отсутствие дома несовершеннолетней фио в ночное время.
Вместе с тем результаты социальной диагностики семьи таких данных не содержат. Напротив, указано, что для детей созданы удовлетворительные условия для развития, мать не представляет угрозы для жизни и здоровья детей, в воспитании мать опирается на построение доверительных отношений, предоставляя ребенку личное пространство, однако прослеживается недостаточность родительского авторитета.
Не приведено признаков асоциального поведения детей, связанных с отсутствием по месту жительства в ночное время, и в постановлении о назначении административного наказания от 26 января 2023 года.
В данном постановлении М.В. Евсеевой вменяется ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетней дочери фио, паспортные данные из-за пропуска последней учебных занятий в школе без уважительной причины.
Действительно, как следует из объяснений сторон и переписки матери с классным руководителем, несовершеннолетняя фио допускала пропуску учебных занятий в школе, объясняя свое нежелание посещать занятия конфликтом с учителем.
В связи с этим мать девочки написала заявление о переводе ребенка на очно-заочную форму обучения.
Анализируя представленные административным ответчиком доказательства, судебная коллегия не усматривает предусмотренных законом оснований для организации профилактической работы с данной семьей.
Постановление, по поводу которого возник спор, составлено формально, не направлено на решение задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, соблюдение несовершеннолетним правил поведения, содержит в себе не подтвержденные доказательствами факты семейного неблагополучия, отсутствия ребенка по месту жительства в ночное время.
Учитывая изложенное, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что административными ответчиками доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства того, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административным истцом доказан факт нарушения прав, свобод и законных интересов.
При указанных обстоятельствах решение районного суда подлежит отмене, с принятием по настоящему делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда адрес от 17 мая 2023 года отменить и принять по настоящему делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать незаконным постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес от 26 января 2023 года N2/1-1-23 об организации индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетних фио, паспортные данные и фио, паспортные данные.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России. Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.